Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2008

Школа и власть

Союз нерушимый

Несколько лет назад московские гимназии, как и другие образовательные учреждения города, набирали первоклассников и учили их одиннадцать лет. Спустя время было решено называть детей гимназистами только с пятого класса, тем самым отобрав у этих престижных учебных заведений право давать начальное образование. А сегодня, осенью 2008 года, вновь наблюдается возвращение к исходному варианту: Мосгордума рассмотрела законопроект (который имеет все шансы стать законом), разрешающий обучать гимназистов с первого класса.

При первоначальном, 11-летнем, варианте существовало главное – школы обладали единым образовательным и воспитательным пространством для учеников всех возрастов, наблюдалась преемственность обучающих программ.

Тем не менее это сочли не столь значимым по сравнению с предъявляемыми претензиями. Основная из них звучала так: при поступлении в первый класс дети не в состоянии доказать, имеют ли они повышенную мотивацию, необходимую для дальнейшего обучения в гимназии (собственно, та же проблема касается и школ с углубленным изучением предметов, однако их подобное обсуждение почему-то не коснулось).

После этого и появилась следующая статья Закона «Об общем образовании в г. Москве» от 10 марта 2004 года № 14: «Гимназия – вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Обучение в гимназии начинается с пятого класса».

А чтобы удовлетворить желание учителей хотя бы в пятом классе видеть более или менее мотивированных учеников, разрешили открывать прогимназии, представлявшие собой начальную школу (бывало, что и с дошкольными группами). Иногда им выделялось место в здании самой гимназии, но эти ОУ считались разными юридическими лицами.

Опыт не удался. Одновременное функционирование двух видов образовательных учреждений не устроило ни семьи, ни учителей, ни власти:

1. Дети, отучившиеся четыре года в прогимназии и не принятые, по итогам конкурса, в 5-й класс гимназии, психологически травмируются гораздо больше, чем дошколята, не прошедшие собеседование в первый класс (кстати, запрещенное).

2. Педагоги гимназий заметили, что с «отсечением» начальной школы они лишены возможности выстраивать траекторию развития ребенка с 6–7-летнего возраста, а получают уже сформировавшихся в других традициях 10–11-летних учеников.

3. «На сегодняшний день в городе нет такой прогимназии, – говорит депутат Мосгордумы Татьяна Потяева, – где не велся бы точно такой же отбор через собеседование, как это было в гимназиях. Более того, я получила жалобу из одного московского района о конкурсе, устроенном при поступлении уже на дошкольное отделение, где детей будут готовить к прогимназиям!»

4. «И еще один немаловажный, на мой взгляд, момент, – продолжает депутат. – Когда я сама возглавляла гимназию, то в штате, помимо учителей, были директор, 6 завучей, 2 бухгалтера, 2 психолога и логопед. При разделении ОУ пополам на одной территории возникли два отдельных учреждения, которые получили 2-х директоров, 12 завучей, 5 бухгалтеров и 5 психологов. Это абсолютно ничем не подкрепленная растрата государственных средств».

5. Наконец, средние общеобразовательные школы, претендующие на статус гимназии, не могли получить его, так как не имели возможности закрыть начальную школу или куда-либо перевести эти классы.

ЗА И ПРОТИВ

Начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Ирина ПЕТРУНИНА:

– Общеобразовательным школам, задумывающимся о получении статуса гимназии, разрешение учить в них детей с первого класса позволит теперь не испытывать препятствий из-за закрытия начальной школы. Тем самым количество гимназий будет расти в разных районах города. И это хороший путь реализации государственной политики: гимназическое образование становится доступнее, мы приближаем его к запросам населения.
Но есть и тревоги. Законами Москвы и Российской Федерации определено, что в первые классы принимаются все дети, проживающие в близлежащих к ОУ домах. Поэтому никакого отбора при поступлении на начальную ступень обучения в гимназии вестись уже не может.

Татьяна Потяева обратилась в Правительство Москвы и в Департамент образования (где на проблему откликнулись, собрав круглый стол), после чего вышла с законодательной инициативой о внесении поправок в закон города.

Итак, согласно законопроекту, две статьи Закона «Об общем образовании в г. Москве» предлагается изложить в новой редакции.

В части 6 ст. 7 строку о приеме в гимназии с пятого класса заменить на фразу: «Гимназия может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования».

Это приведет закон в соответствие с федеральным законодательством. По Типовому положению об общеобразовательном учреждении, регулирующему деятельность различных видов ОУ, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, гимназия предлагает общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

«Как и в других субъектах России, столичные учителя начального звена смогут принимать участие в педагогических советах в старшей школе, слушать, что происходит с детьми, выпестованными ими в первых классах, – отмечает наиболее важные завоевания, к которым приведут поправки, Татьяна Потяева. – И обратная картина: педагоги средней школы придут на уроки в третьи-четвертые классы; посмотрят, каких детей им ждать в ближайшем будущем; узнают, в чем есть проблемы, и на общих педагогических советах обсудят методы коррекции».

Часть 3 ст. 12 («Преимущественным правом пользуются выпускники прогимназий, успешно освоившие программы начального общего образования») будет звучать так: «Преимущественным правом при приеме в гимназию, реализующую общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, пользуются выпускники прогимназий, успешно освоившие общеобразовательную программу начального общего образования».

Дело в том, что гимназиям по-прежнему разрешается набирать детей с 5-го по 11-й класс. И такой вид, как прогимназия, тоже не ликвидируется. Они могут заключать договор о сотрудничестве, преемственности программ. И дети из прогимназии будут иметь больше шансов поступить в гимназию, нежели их сверстники из обычных школ.

Но, скорее всего, гимназии захотят объединиться с прогимназиями в единое юридическое лицо – особенно те, что расположены в одном здании. Ведь это выгодно даже в финансовом плане: в условиях нормативного финансирования двум ОУ по 300 учеников в каждом развивать программы на необходимом высоком уровне достаточно сложно.

Рейтинг@Mail.ru