Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2008

Тема номера

Аттестация по науке

Педагоги Псковской области могут получить новую категорию только с учетом данных регионального мониторинга.

Квалифицированная категория – одна из важнейших составляющих получения зарплаты по НСОТ. В Псковской области в рамках КПМО сделаны первые шаги по созданию научно обоснованной системы аттестации педагогов.

В 2008 г. здесь начало действовать последнее Положение о формах и процедурах проведения аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в рамках реализации КПМО области. Пока же на аттестацию вышли только педагоги 35-ти пилотных образовательных учреждений.

С 1 января новая система аттестации станет всеобщей для школ области. Чем отличается псковская модель от прочих, разработанных в регионах-участниках Комплексного проекта модернизации образования?

Во-первых, ее создатели учли опыт предшественников и отказались от таких суровых методов, как «учительский ЕГЭ», обязательный экзамен на владение ИКТ или компьютерное тестирование на знание азов профессиональной деятельности (скажем, деловой документации – для администраторов, законодательства – для учителей и т.п.).

В Пскове главным и принципиальным для аттестации являются данные регионального мониторинга знаний учащихся со 2-го по 11-й классы.

Получив сведения, на втором этапе педагог проходит аттестационную экспертизу. Эксперты, как прежде, посещают уроки аттестуемого. Теперь для присвоения квалификации учитываются и внеклассные мероприятия, и воспитательная работа. Важной частью экспертизы становится проведение анкетирования и анализ школьной документации.

Интересно, что при некоторых расхождениях итоговых экспертных оценок приоритет должен отдаваться именно данным мониторинга.

Далее приведем фрагменты Положения.

Процедура аттестации педагогических и руководящих работников имеет два блока:

– мониторинг результатов обучения школьников;
– аттестационная экспертиза.

Мониторинг, являясь эффективным инструментом управления, осуществляет важнейшую функцию слежения за состоянием педагогического объекта по набору существенно важных показателей, характеризующих его (объекта) качество.

 Мониторинг производится в следующих формах:

– независимая оценка качества знаний обучающихся с использованием стандартизированных тестов;
– контрольные замеры (1-й и 2-й классы);
– государственная (итоговая) аттестация обучающихся, в т.ч. ЕГЭ (9-й и 12-й классы);
– сдача нормативов (губернские состязания 7–11-е классы).

 Орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает общеобразовательные учреждения контрольно-измерительными материалами. Их содержание определяется на основе примерных программ общеобразовательных предметов, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений, и не может выходить за их пределы.

Письменные работы в рамках мониторинга оцениваются баллами (по стобалльной системе).

Аттестационная экспертиза – это профессиональный анализ педагогической деятельности с письменным заключением специалистов-экспертов об уровне обучения, воспитания, управленческой деятельности. Она проводится путем оценки специалистами-экспертами педагогической деятельности педагогических и руководящих работников.

Основными направлениями экспертной оценки являются:

Для педагогических работников –

  • индивидуальные достижения обучающихся;

  • результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя и внеклассной работы;

  • профессиональные компетенции; обобщение и распространение опыта.

Для руководящих работников –

  • обеспечение доступности качественного образования; результативность воспитания; уровень учебно-методического обеспечения;

  • безопасность жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении;

  • обеспечение кадрами;

  • уровень общественного участия в управлении общеобразовательным учреждением;

  • уровень финансово-экономической деятельности.

Аттестационная экспертиза проводится в следующих формах:

– анализ посещения уроков, внеклассных мероприятий;
– проведение анкетирования;
– анализ школьной документации;
– собеседование;
– иные формы.

Профессиональные компетенции оцениваются специалистами-экспертами баллами (по шестидесятибалльной шкале).

Изменение квалификационной категории может производиться каждый год при условии соответствия показателей мониторинга установленной шкале баллов.

В случае несоответствия решение о проведении внеочередной аттестации на предмет понижения категории может приниматься через год.

Аттестация проводится Главной аттестационной комиссией, создаваемой органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

На заседании Главной аттестационной комиссии по каждому учителю и руководителю персонально рассматриваются следующие документы: заявление аттестуемого; аттестационный лист; результаты мониторинга; результаты аттестационной экспертизы.

При обобщении материалов (подсчете баллов) составляется матрица соответствия категориям по оплате труда (I, II, III, IV, V) по мониторингу и аттестационной экспертизе.

В случае несовпадения категории на один сектор преимущество отдается результатам мониторинга.

При расхождении на два и более сектора выводится среднее арифметическое.»

…Почему руководители образования области всецело доверяют данным этого мониторинга, почему именно он становится главным для присвоения учительской категории? Об этом читайте на следующих страницах.

Рейтинг@Mail.ru