Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2008

Наука управлять

Вверх, по ступенькам мастерства

Управление качеством дополнительного образования на основе компетентностного подхода

Представить себе, каким будет мир через 20–30 лет, не очень просто. Слишком уж стремительны темпы развития общества. А между тем дети, пришедшие сегодня в первый класс, через пару десятилетий будут в расцвете сил и своей трудовой деятельности. И задача школы состоит в том, чтобы подготовить ребят к жизни в неизвестном «завтра». Компетентностный подход – один из шагов, учитывающих эту ситуацию.

Способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности, в ситуациях, когда возникает необходимость самостоятельно справиться с той или иной задачей, уточнить ее условия, определить путь поиска решения, самому оценить получившийся результат – все это и пытается сегодня вместить школа в понятие «ключевые компетентности».

Не отстает и система дополнительного образования. Учитывая свои богатые возможности, многие учреждения создают специальные программы, основывающиеся именно на компетентностном подходе. Вот где простор для своеобразной пробы пера – соединение знаний, полученных детьми в школе, с продуктивным погружением в ту или иную область творчества, с попыткой при поддержке наставника найти взаимосвязи между предметами и явлениями...

Своим опытом такой работы с управленческой точки зрения сегодня делится усть-илимское муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» (МОУ ДОД «ЦДОД»).

Введение компетентностного подхода в оценку качества образования предполагает выстраивание вертикальной модели управления качеством образования каждого ученика (табл. 1). Определение детских компетентностей, форм и видов деятельности, которые приведут к их развитию, позволяют обозначить границы системы компетенций педагога и руководителя.

Таблица 1

Модель МОУ ДОД «ЦДОД» «Управление качеством дополнительного образования каждого обучающегося на основе компетентностного подхода»

Компетентности и компетенции субъектов образовательного процесса

Виды деятельности

Диагностика

Обучающийся

1. Информационно-коммуникативная компетентность

– Самостоятельная познавательная;

– гражданско-общественная;

– социально значимая;

– бытовая;

– культурно-досуговая;

– общение;

– предметная;

– межпредметная;

– надпредметная;

– внеклассная;

– внешкольная;

– учебная

– Письменные работы: сочинения, рефераты, доклады;

– ведение диалога, участие в полилоге: аргументация, оппонирование, умение договариваться, задавать вопросы и отвечать на них;

– учебно-исследовательские и проектные работы;

– решение проблемных

и изобретательских задач;

– количество творческих работ, экспериментов и придумок детей;

– групповой и индивидуальный проект в условиях дефицита времени и ресурсов;

– презентация результатов на семинарах, НПК, конкурсах, соревнованиях;

– решение серьезных кроссвордов;

– тест, анкета;

– упражнения;

– концертный номер

2. Обучение на протяжении всей жизни

3. Предметная компетентность: способности к физической культуре, исполнительские способности в искусстве и другое

4. Здоровьесберегающая компетентность

5.Специальные компетентности:

– естественно-научная;

– практические навыки;

– творческие способности

Педагог дополнительного образования

1. Психолого-педагогическая компетентность

– Диагностическая;

– ориентационно-прогностическая;

– конструктивно-проектировочная;

– организаторская;

– информационно-объяснительная;

– естественно-научная;

–коммуникативно-стимулирующая;

– аналитико-оценочная;

– исследовательско-творческая

– Аттестация;

– мониторинг профессионального развития;

– мониторинг детской результативности

2. Профессионально-личностная компетентность

3. Частно-методическая, технологическая компетентность

4. Коммуникативно-организаторская, лингвистическая компетентность

5. Проектно-исследовательская компетентность

6. Предметно-знаниевая компетентность

7. Информационно-технологическая компетентность

8. Здоровьсберегающая компетентность

Руководитель

1. Психолого-педагогическая компетентность

Виды управления:

– ресурсное;

– здоровьесберегающее;

– организационно-методическое;

– информационно-технологическое;

– экспертно-координационное;

– проектное;

– диалогическое;

– развивающее

Экспертиза педагогической деятельности учреждения

2. Информационно-технологическая компетентность

3. Коммуникативная компетентность

4. Проектно-исследовательская компетентность

5. Личностная компетентность

Содержание компетентностей для обучающегося, педагога и руководителя формируется с включением как базового, так и специального содержания с учетом условий образовательного процесса в отдельно взятом учреждении, его статуса (табл. 2). Наличие уровневой системы компетентностей делает возможным проведение мониторинга состояния каждого субъекта образовательного процесса, с учетом результатов которого принимаются необходимые управленческие решения.

Таблица 2

Примерное содержание компетенций и компетентностей обучающихся МОУ ДОД «ЦДОД» по возрастам

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Старший подростковый возраст

1. Обучение на протяжении всей жизни

– Понимать сказанное однократно в нормальном темпе, разбираться в учебной задаче;

– правильно пользоваться учебными принадлежностями;

– учиться работать в заданном режиме;

– создавать устные тексты различных типов;

– формулировать гипотезы по решению поставленной учебной проблемы;

– оценивать учебные действия и результаты учебной деятельности по образцу оценки учителя (самоконтроль и взаимоконтроль);

– иметь представление

о разных сферах человеческой деятельности;

– воспринимать информацию в устной и письменной форме, воспроизводить предложенный алгоритм

Получать предпрофильную подготовку;

– апробировать себя

в разных видах деятельности;

– совершенствовать технику извлечения информации;

– осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самоанализ учебной деятельности;

– иметь сформированные мыслительные операции;

– уметь делать выбор

и применять необходимые материалы, инструменты, оборудование, выразительные средства для реализации замыслов

– Получать профильное обучение;

– осуществлять осознанный выбор профессиональной образовательной траектории;

– иметь способности самопознания и самостоятельного приобретения новых знаний, умений, навыков

2. Предметные компетентности

– Знать народные и другие игры, их организацию в детском сообществе;

– уметь организовать рабочее место;

– владеть нотной грамотой, азбукой музыкального движения и сценического образа;

– владеть навыками концертного поведения

– Иметь способность к совместной работе для достижения общей цели;

– пользоваться географическими картами, атласами, энциклопедической и справочной литературой;

– использовать совместно с педагогом технологии КТД, групповой деятельности;

– уметь организовать режим работы;

– владеть основными навыками учебно-исследовательской деятельности;

– иметь опыт участия в концертных программах и соревнованиях, конкурсах и выставках;

– владеть музыкальным инструментом

Уметь организовать самостоятельную деятельность и деятельность в детском сообществе;

– владеть технологиями КТД, групповой деятельности;

– владеть навыками учебно-исследовательской деятельности;

– владеть способом рефлексивного анализа деятельности;

– владеть основами критического мышления;

– иметь навыки планирования собственной жизни;

– владеть навыками изготовления одежды, сувениров, игрушек для себя и близких;

– участвовать в концертной деятельности;

– повышать спортивное мастерство;

– владеть музыкальным инструментом и игрой в ансамбле, техническим и исполнительским мастерством на сцене

3. Здоровьесберегающая компетентность

Иметь сформированные навыки личной гигиены;

– соблюдать режим дня и питания, чередования разных видов деятельности;

– соблюдать правила поведения и нормы общения в разных ситуациях;

– иметь потребность заниматься физкультурой

– Владеть навыками безопасного поведения на дороге;

– иметь четкое представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ); позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; уметь осуществолять профилактику вредных привычек;

– применять навыки ЗОЖ;

– осознанно относиться к здоровью

Применять и пропагандировать навыки ЗОЖ;

– иметь опыт самостоятельной организации личного труда (физического и интеллектуального), активного досуга

 

4. Информационно-коммуникативная компетентность

– Уметь слушать;

– излагать собственные мысли, вести беседу;

– работать в группе;

– осуществлять взаимопомощь в учебной группе;

– соблюдать социальную дистанцию в ходе общения;

– осуществлять поиск необходимой информации в печатных источниках

Владеть технологиями устного и письменного общения на родном языке;

– уметь выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссии: высказывать тезисы и уточняющие вопросы, аргументировать и доказывать;

– использовать информационные технологии;

– владеть базовыми навыками эффективного вербального и невербального общения;

– уметь представить публично свою работу

– Владеть информационными технологиями;

– иметь навыки делового общения, эффективного вербального и невербального общения;

– уметь находить необходимый достоверный информационный источник, пользоваться картотеками и каталогами;

– владеть конструктивными способами управления конфликтами

5. Специальные компетентности

  • Естественно-научная компетентность

– Уметь наблюдать за природными явлениями;

– уметь вести дневник наблюдений природы

– Владеть основными навыками учебно-исследовательской деятельности

– Уметь выстраивать причинно-следственные связи;

владеть навыками учебно-исследовательской деятельности

  • Творческие способности

– Обладать способностью создавать утилитарные вещи и предметы декоративного творчества с внесением элементов новизны, современных представлений;

– адаптировать работу к имеющимся материалам;

– уметь вносить собственные элементы в изделие по образцу

  • Практические навыки

Уметь пользоваться инструментами и приспособлениями;

– применять инструкцию по осуществлению определенного вида работы

– Иметь навыки чтения схем, навыки работы по описанию и технологическим картам;

– уметь подбирать материалы с учетом их свойств и расхода

– Уметь выполнять работу от замысла до готового изделия

Прокомментируем некоторые положения нашей модели. Мы стараемся создать условия для формирования компетентностей как минимум в пяти сферах деятельности: самостоятельная познавательная, гражданско-общественная, социально значимая, бытовая, культурно-досуговая. За основу нами взяты следующие базовые компетентности:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

При этом в каждой ключевой компетентности выделены обязательные объекты оценивания:

1. Знания и умения.

2. Ситуационное поведение; способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций.

3. Творческие успехи.

Теоретическая подготовка обучающихся включает:

– теоретические знания по дополнительным образовательным программам (то, что обычно определяется выражением «дети должны знать»);

– владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета).

Практическая подготовка обучающихся включает:

– практические умения и навыки, предусмотренные дополнительными образовательными программами (то, что обычно определяется выражением «дети должны уметь»);

– творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте).

Отдельный блок работы – это педагогическая диагностика обучающихся, то есть выявление результативности освоения дополнительной образовательной программы каждым ребенком. В оценивание освоения детьми программного материала входят знания, умения, навыки, опыт деятельности. Педагогическая диагностика проводится на протяжении всего времени обучения по дополнительной образовательной программе.

Мы выделяем вводную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Эта деятельность регулируется «Положением об итоговой и промежуточной аттестации» и «Программой образовательного мониторинга МОУ ДОД “ЦДОД”».

Степень выраженности оцениваемого показателя включает перечень уровней освоения ребенком программного материала – от низкого до высокого. При этом имеется описание каждого из них в содержательном аспекте.

Методами диагностики могут быть наблюдение, тестирование, опрос, творческое задание, собеседование, защита учебно-исследовательской работы или проекта и др. Данный перечень методов не исчерпывает всего диапазона диагностических средств и может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания дополнительной образовательной программы (табл. 3). Результаты диагностики фиксируются в журнале детской результативности, данные анализируются по окончании учебного года.

Таблица 3

Виды педагогических диагностик

Диагностика, механизм диагностики

Задача

Содержание

Дата

Входная (начальное диагностирование)

Тестирование, беседа, анкетирование, педагогические наблюдения

Определение уровня подготовки обучающихся по данному предмету

Уровень образовательной подготовки, уровень знаний обучающихся по предмету.

Отношение к учебе.

Характер познавательной деятельности.

Уровень сформированности специфических для дополнительной образовательной программы позиций.

Общая эрудиция.

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков

Сентябрь.

Проводится педагогами дополнительного образования в начале учебного года, после набора обучаемых в группы

Промежуточная

Опрос, выполнение творческих заданий, тесты, практические работы, наблюдение и др.

Участие в мероприятиях

– Определение уровня усвоения детьми программного материала;

– оценка общеучебных умений, навыков;

– творческий потенциал школьников

Уровень освоения дополнительной образовательной программы каждым учащимся

Октябрь  – апрель.

В соответствии с критериями, разработанными к программе

Коррекция

Повторные тесты, индивидуальные консультации, упражнения

Ликвидация

пробелов

Сентябрь – апрель

Итоговая аттестация

Зачет, защита проекта, учебно-исследовательской работы, реферата, заключительное занятие в нетрадиционной форме (игра, викторина, конкурс, концерт и т.д.), соревнование и др.

Подведение итогов обучения по дополнительной образовательной программе

Уровень сформированности компетентностей по дополнительной образовательной программе каждым учеником

Апрель – май

Рейтинг@Mail.ru