Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2009

Школьный уклад

Есть «Контакт!»

В каждой уважающей себя школе, а порой и в классе есть какие-либо средства массовой информации. Где-то можно услышать позывные школьного радио, а где-то запускаются даже теле- или видеопрограммы. Однако наиболее частым способом распространения новостей в ОУ остается газета.

Кому это нужно

В московской школе № 1259 с незапамятных времен существует медиацентр «Контакт!». Это аудио-, видеостудия, издательство и одноименная газета – неоднократный победитель Всероссийского конкурса школьных изданий. Его руководитель и идейный вдохновитель – учитель химии Владимир Головнер.

«Газета “Контакт!“ – ежемесячное издание, которое выходит тиражом триста экземпляров на 32-х полосах. Предназначена она исключительно для коллектива, в котором и выпускается, – рассказывает Владимир Нодарович. – Но разве мало газет и журналов издается в нашей стране, в том числе и для подростков? Дело в том, что большая пресса пишет в основном о том, что человека лично не касается. Это события и люди, находящиеся где-то далеко от него. А вот школьная газета затрагивает проблемы своего коллектива. И в этом смысле такой печатный орган является как бы зеркалом, в котором мы видим самих себя. Открыв “Контакт!“, ученик может прочитать рассказ либо о себе самом, либо о ребятах, учителях, с которыми он ежедневно встречается в школьных коридорах.

Поэтому школьная пресса – вид издания, где читатель и корреспондент ежедневно встречаются друг с другом в одной точке пространства и “смотрят“ друг другу в глаза, что накладывает большую ответственность на обе стороны».

Какую задачу решает школьная газета?

Она призвана решать прежде всего информационные задачи. Не секрет, что разные классы одного образовательного учреждения часто живут изолированно. «Контакт!» позволяет каждому событию отдельного сообщества получить общешкольный резонанс, что делает жизнь ОУ богаче. В то же время ведется своеобразная летопись, хранящая память о лицах и явлениях.

Сегодня в газете сотрудничает почти 50 школьников с 6-го по 11-й класс. Таким образом, она налаживает взаимодействие между разными «этажами» школьного коллектива и объединяет ребят для общего дела.

А еще «Контакт!» – центр детско-взрослого сотрудничества. В создании газеты принимают участие и школьники, и педагоги, и родители. Причем учитель и ученик перестают быть связанными жесткой иерархией отношений ведущего и ведомого. На первое место выходит сотрудничество. Более того, основным генератором идей становятся сами ребята. А задача взрослых – аккумулировать разные соображения и помочь их реализовать. По сути, перед нами своеобразный пример школьной самоуправляемой организации.

Также «Контакт!» – центр социальных инициатив и творческого проектирования, своего рода экспериментальная площадка для реализации всевозможных общешкольных и надшкольных проектов. Здесь получилось создать мощный и инициативный коллектив ребят из разных классов, способный решать самые разнообразные задачи, в том числе и выходящие за рамки издания. Например, разработка новых школьных традиций и праздников, организация встреч с интересными людьми в редакции, создание и реализация внутришкольных и межшкольных образовательных акций, поисковые экспедиции, выездные тренинги, мастер-классы по журналистике.

По сути, школьная газета – это уникальный, долгосрочный образовательный проект, позволяющий осуществлять всевозможные интересные дела при постоянно обновляющемся составе участников.

Статья подготовлена при поддержке компании «ВОЛЬТАЖ СЕРВИС». Высококачественное оборудование это залог целостности вашего авто. На сайте компании «ВОЛЬТАЖ СЕРВИС», вы сможете произвести ремонт генераторов крайслер, заказать новые детали, а также произвести запись на ремонт своего автомобиля. Весь предлагаемый ассортимент соответствует строгому стандарту качества. А так же компания «ВОЛЬТАЖ СЕРВИС» предоставляет услуги вызова эвакуатора. Чтобы узнать подробную информацию перейдите по ссылке: http://www.astarter.ru/buy-repair-generator-Chrysler.aspx.

«Мисс коза города Урюпинска»

Как говорится, не газетой единой… На базе школьного издательского центра четыре года назад возник социально-образовательный выездной журналистский проект «Малые города России», успевший получить общероссийскую известность. Каждый год ребята отправляются в трехдневную экспедицию в один из небольших населенных пунктов России, стараясь выбрать его так, чтобы в нем на первый взгляд не было ничего выдающегося.

В качестве примера Владимир Нодарович Головнер поведал о трехдневном журналистском десанте в город Урюпинск Волгоградской области. Место это было выбрано, поскольку является своего рода символом российской провинции.

Основной задачей проекта стало изменение мироощущения школьника-москвича, привыкшего отстраненно созерцать все, что находится за пределами Московской кольцевой автодороги. Для этого используется особая техника взаимодействия с городом методом погружения и активной деятельности в нем. Вся команда, участвующая в проекте, разбивается на несколько групп. Каждая из них получает исследовательское и проектное задание, которое в автономном режиме обязана решить. Работа всей команды выполняется в разных жанрах журналистики.

Так, ребята первой группы должны были изучить урюпинское казачество. Они провели на улицах города социологический опрос, выяснили, в частности, кого урюпинцы считают самым выдающимся местным казаком. Их следующая задача – разыскать этих людей и взять у них интервью. Необходимо было найти носителей традиционной казачьей культуры и обязательно освоить какие-то ее элементы: казачьи танец, песню (потом все это демонстрировалось на презентации). В городском музее и в архивах казачьих семей ребята собирали информацию о казачьей символике и ее назначении. Эти задачи решались в течение двух дней.

Вторая группа тем временем исследовала феномен урюпинских коз. Дело в том, что на 44 тысячи жителей Урюпинска приходится 100 тысяч этих животных. Задача – провести социологический опрос и выяснить роль козы в городском хозяйстве. В ходе выполнения задания дети обнаружили, что парнокопытное здесь и одевает, и позволяет зарабатывать урюпинцам, хотя его значимость для разных возрастных групп населения неодинакова.

Искали и лучшую козу города (в Урюпинске есть такой конкурс, на котором каждый год выбирают фаворита среди этих животных). Требовалось познакомиться с хозяевами, проинтервьюировать их, составить практическое руководство для заводчика козы. Для этого нужно было на практике освоить умение кормить животное, вычесывать пух, прясть пряжу и многое другое. Школьники вели репортаж с местного пухового рынка, на котором делали контрольные закупки, работали моделями в урюпинском ателье, где изготавливали изделия из козьего пуха, исследовали фонд единственного в стране музея козы.

Параллельно третья группа искала выдающихся жителей Урюпинска. Но юных журналистов интересовали не те, кто является таковыми по официальным данным, а кого называют сами урюпинцы. Среди них оказались тренер местной спортивной школы, победительница конкурса красоты, директор крупнейшего в стране маслоэкстракционного завода. Благодаря интервью с ними ребята должны были понять роль этих людей в жизни небольшого города.

Описанный подход позволяет совершенно изменить отношение школьника к исследуемому феномену. В данном случае – к провинциальному городу. На первый план выдвигается социально активная позиция, позволяющая почувствовать жизнь нашей страны во всем ее многообразии.

Собранные всеми группами журналистские материалы проходят первичную обработку прямо на месте. Обычно их показывают на презентации для городской администрации, мэра города и городской общественности. А затем уже в Москве все это превращается в публикации и издается ребятами в собственном издательстве.

Эта задумка начиналась как проект одного ОУ. На сегодняшний день деятельность учащихся школы № 1259 приобрела, по сути, всероссийский охват. К ней примкнуло множество детских организаций из разных концов страны.

Рейтинг@Mail.ru