Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2009

Тема номера

Что должна отражать оценка?

Вопрос, вынесенный в заголовок, обсуждается в педагогической среде не первый год. И все дискуссии приходят к одному и тому же выводу: существующую в наших школах систему оценивания необходимо менять. Пятибалльная (а по сути – трехбалльная) шкала перестала быть мерилом, адекватно отражающим картину знаний ученика, его продвижение по образовательному маршруту. Мы опросили нескольких руководителей школ, завучей и педагогов. Вот какие мнения удалось собрать.

Евгений Николаевич КАРПОВ, к.п.н., директор Центра образования №  2010, г. Москва:

– Наша система оценивания нуждается в кардинальном изменении. В своем нынешнем виде она перестала реально отражать качество учебной работы.

Новая схема должна выстраиваться как инструмент отслеживания динамики развития ученика и выполнять, прежде всего, мотивирующую и стимулирующую функцию. Чем позже отметка в виде балла появится в жизни ребенка, тем лучше будет для него и его здоровья. В школе нужно учиться и развиваться, а не зарабатывать оценки.

В плане реформирования системы оценивания, к которому стоит подходить исключительно с гуманистических позиций, можно подумать и об увеличении оценочной шкалы (например, до 10-ти баллов), и о переходе на промежуточную аттестацию по полугодиям, и о сокращении количества текущих оценок.

Оценивать необходимо только по-настоящему значимые задания, отражающие логическое завершение учебного раздела или модуля. Необходимо повысить и «вес» оценки за проектную работу, за творческие и практико-ориентированные виды учебной деятельности.

Наконец, оценка должна стать отражением продвижения ребенка к программным целям, а не качества прохождения глав и параграфов учебника. При этом надо понимать, что и вся организация образовательной активности должна быть подчинена их достижению.

Елизавета Леонидовна БУЛГАКОВА, директор МОУ «Нововаршавская гимназия», Омская область:

– Современные представления о качестве образования значительно изменились в силу происходящих в стране экономических, технологических и социальных перемен. Для того, чтобы эта сфера удовлетворяла требованиям реальности, должен произойти существенный сдвиг в сторону компетентностного подхода.

Оценка учащихся в его рамках предполагает совершенно иные способы, нежели те, что применимы при отслеживании сформированности предметных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход требует другого содержания: соответствующие учебники, иные контрольно-измерительные материалы, отслеживающие компетентностные результаты. Одна из ключевых проблем – подготовка педагогов.

Необходимы способы оценки продвижения ребенка и во внеучебной деятельности (социальная, общественная работа, проектирование, успех в различных областях). Но также важно формирование единых подходов и требований к учету этих достижений, так как пока они не востребованы другими учебными заведениями, в частности, не учитываются при поступлении в вуз.

Таким образом, противоречие заключено в несоответствии современных запросов к качеству образования и действующего стандарта. В рамках пересматриваемых норм должны появиться и иные возможности оценивания.

Наталья Алексеевна МОРЕВА, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 2, с. Агинское, Красноярский край:

– Традиционная система оценивания все меньше удовлетворяет как учителя, так и ученика. Среди ее первейших недостатков – субъективность. И это часто способствует возникновению конфликтных и стрессовых ситуаций у учащихся. Появляется противоречие между самооценкой ребенка и оценкой педагога, в результате чего наблюдается угасание интереса обучаемого к конкретной учебной дисциплине и, следовательно, снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования.

Другим серьезным недостатком существующей системы оценивания является невозможность проследить динамику когнитивного роста учащегося. Выпускники в условиях подготовки к ЕГЭ по выбору сталкиваются с   необходимостью получения дополнительных знаний по предмету, но традиционная схема не в состоянии обеспечить оптимальный подход к потребностям, интересам и возможностям всех ребят.

Словом, применение традиционной пятибалльной шкалы не удовлетворяет большинству потребностей и возможностей участников учебно-воспитательного процесса. Поэтому в ряде случаев учителя, стремясь исправить ситуацию, при оценивании используют рейтинговую систему, кажущуюся наиболее оптимальной.

Несмотря на более трудоемкую и детальную процедуру подсчета промежуточного и итогового балла, данный способ имеет массу достоинств. Прежде всего, он свободен от субъективизма. Педагог оценивает все достижения учащегося по определенным критериям, не сводя их к среднему баллу. Это обеспечивает большую объективность и снижение количества стрессовых ситуаций  из-за оценки.

Такой метод усиливает элемент конкуренции, что позволяет ученику быть более активным в учебной работе. Кроме того, одним из основных принципов подобного оценивания является открытость, которая помогает ребенку в определенный период скорректировать свою деятельность и получить хорошую отметку.

Рейтинговая система, в отличие от традиционной, выполняет все основные функции оценивания: констатирующую, стимулирующую, мотивирующую, развивающую и имеет дополнительные преимущества.

Нина Юрьевна СОСУНОВА, к.п.н., замдиректора по ОЭР ГОУ СОШ № 564, г. Санкт-Петербург:

– Нынешней обновленной системе образования необходима система оценивания, позволяющая учитывать достижения каждого ребенка, его личностное развитие. Поэтому исключительно важно, чтобы наравне с традиционными элементами в школе прочно «обосновались» различные технологии, позволяющие это делать (скажем, портфолио достижений и др.). При этом традиционные и современные технологии должны не противопоставляться, а органично дополнять друг друга.

То же можно сказать и в отношении тех образовательных результатов, которые подлежат оцениванию. Сегодня недостаточно говорить об оценке конкретных предметных знаний, умений и навыков ребенка. Все большее значение приобретают надпредметные навыки, которые, к сожалению, редко получают заслуженную оценку. И бывает, что талантливый ребенок считается неуспешным в силу того, что система предполагает оценивание конкретных предметных знаний.

Вместе с тем, многое в решении этой проблемы зависит не только от системы в целом, но и от учителей, работающих с ней, от их готовности положительно оценить мнение ученика, нестандартное решение задачи, творческий подход в решении той или иной проблемы. К сожалению, далеко не все педагоги готовы к такой работе, выдвигая на первое место критерии: вызубрил / не вызубрил, сделал по образцу / не сделал и т.п.

Кроме того, реализация личностно ориентированного подхода в образовании во многом затрудняется недостатками существующей пяти- (а скорее, даже четырех-) балльной системы оценивания. Расширение этой шкалы позволит сделать современную оценку более вариативной, личностной, адекватно соответствующей конкретной образовательной ситуации.

Ольга Сергеевна УКОЛОВА, учитель истории и обществознания, замдиректора по УВР гимназии № 210 «Корифей», г. Екатеринбург:

– Существующая пятибалльная система оценивания, безусловно, удобна и понятна. Но у нее есть несколько крупных недостатков – она непрозрачна, слишком формальна и не показывает индивидуального продвижения каждого ученика. А поэтому не формирует у детей, способности к рефлексии и осознанному обучению.

Ведь для многих ребят, а часто и родителей, и педагогов главным становится отметка сама по себе, а не то, что она призвана выражать. Хуже всего, что тот или иной балл подчас превращается в универсальный мотиватор (как положительный, так и отрицательный), в безотказный инструмент педагогического воздействия. Не подменяем ли мы при этом истинные цели ложными? Иной раз кажется, что отметка просто демонизируется в сознании всех участников образовательного процесса – от ребенка до управленца.

Учитывая, что сейчас необходимы активные формы образования, возрастает удельный вес самостоятельной работы учеников, учебные задания становятся более разнообразными, было бы хорошо перейти к 100-балльной системе оценивания учебных достижений ребенка, лучше всего – в форме накопительного рейтинга, который формируется в течение определенного учебного периода (четверти или триместра).

При этом необходимо четко определить параметры оценивания различных видов работ. Само обдумывание этих критериев позволит учителю яснее понять, какие задания и для чего предлагаются ученику. Тогда и качество обучения, несомненно, вырастет.

Но любая балльная оценка всегда слишком формализованна, и увлечение выработкой детальных критериев оценивания неизбежно приведет к подавлению творческого потенциала детей и педагогов, к отказу от решения нетривиальных задач. Поэтому накопительный учебный рейтинг должен дополняться по итогам учебного периода рейтингом достижений в общественной, спортивной, культурной жизни, в олимпиадном движении, которое сейчас обретает «второе дыхание».

И очень бы хотелось, хотя это крайне трудоемко и тоже подвержено риску формализации, дополнять рейтинг по итогам учебного периода развернутой словесной характеристикой продвижения ребенка по выбранной им образовательной траектории. Возможно, такой атрибут обретет смысл вместе с развитием института тьюторства.

Мне кажется, реформирование системы оценивания имеет значение постольку, поскольку будет преобразовываться сам подход к образованию. А количество баллов в принципе роли не играет.

Наталия Сергеевна БУГРОВА, замдиректора Центра образовательных инициатив ОмГПУ, г. Омск:

– Грамотная организация системы оценивания – одна из самых сложных задач в работе педагогов. Оценивание должно побуждать учителя и учеников к улучшению качества своего труда. При этом школе нужно освободиться от существующего стереотипа – стремления подготовить абсолютно всех школьников к высоким результатам. Лучшая ситуация для ученика – это достижение нужных именно ему и возможных именно для него успехов.

Также серьезное влияние на традиционную систему оценивания оказывает переход к ЕГЭ и ГИА в девятом классе. Анализ контрольно-измерительных материалов показывает, что для благополучной подготовки учащихся, педагогу необходимо внести определенные коррективы в свою деятельность на уроке: использовать для проверки и контроля знаний детей тестовые задания уровня А, В и С. Это означает, что помимо пятибалльной системы оценки учитель начинает применять и стобалльную шкалу ЕГЭ.

В процессе оценивания тестовых заданий по такому принципу формируется навык адекватной самооценки учащегося. Во-первых, происходит сравнение полученных результатов с предыдущими и с достижениями своих одноклассников. Во-вторых, – соотнесение полученных баллов с личными притязаниями.

Без сомнения, существующая система оценивания должна меняться в сторону индивидуализации при сохранении объективности. Следовательно, актуальной будет оставаться задача поиска универсальных критериев, позволяющих это сделать.

Андрей Яковлевич ГЕЙНЦ, директор МОУ «Москаленская гимназия им.  А.М. Горького», Омская обл.:

– Думаю, что существующую систему оценивания следует менять коренным образом. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс обучения в современном образовательном учреждении становится все более индивидуальным, следовательно, необходимо учитывать достижения ребенка, характерные именно для него.

Во-вторых, помимо традиционных ЗУНов школа должна формировать компетентности, например, коммуникативную, значит возникает проблема, как ее оценивать.

В-третьих, переход к единому государственному экзамену уже заставил учителей задуматься о том, как существующая пятибалльная система оценивания соотносится со шкалой ЕГЭ.

В-четвертых, должно измениться оценивание образовательных результатов одаренных детей – уж очень они не вписываются в традиционную схему.

Тамара Ивановна СПЕСИВЦЕВА, учитель физики, МОУ СОШ № 28, Краснодарский край:

– Без отметок в нашей школе невозможно. Если оценка и изживет себя, то очень не скоро. Мы привыкли все в жизни оценивать, сравнивать. Это крайне сложно, так как в жизни все относительно,? и вчерашняя тройка ученика может сильно отличаться от сегодняшней.

Но все-таки главная проблема школы – это именно нынешняя, реально существующая трехбалльная система, которая вынуждает нас обманывать и еще невольно учить этому детей. Пора узаконить настоящую пятибалльную систему и научиться понимать, что двойка – это тоже заработанная оценка.

Надо ставить двойки и, главное, переводить с этими двойками, выпускать с ними из школы. Ничего в этом страшного нет. А на повторный курс оставлять только по просьбе учащихся и их родителей.

Разумеется, и здесь не надо перегибать палку. Учитель должен понимать, что двойка – это плохая оценка, ведь оценка ученика – это и есть зачастую оценка учительского труда, но иногда от учителя мало зависит качество знаний ребенка. В таких случаях не стоит бояться двоек.

Елена Юрьевна ХРЕБТИЩЕВА, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 6, г. Петровск, Саратовская обл.:

– Как оценить ученика? Вопрос непростой и двойственный. Двойственный потому, что, с одной стороны, необходимы объективность и строгость, а с другой – нежелание ранить ребенка. Возникает дилемма – справедливо наказать или незаслуженно уберечь от «удара».

На мой взгляд, оценка ученика складывается из двух составляющих: объективность учителя плюс реальные знания учащегося. Оценка должна быть справедливой и объективной. Но где эта тонкая грань между справедливостью и несправедливостью, между объективностью и равнодушием?

Профессию учителя можно сравнить с работой хирурга или строителя. Учитель, словно врач, помогает ребенку «родиться» как личности, как хирург устраняет все «неполадки» в ребенке. Работа эта буквально филигранная. Ведь если врач работает с телом, то учитель – с душой ребенка. Словно садовник, он ухаживает за своими «цветами» – детьми. Поэтому так важно для учителя правильно, справедливо, без излишнего формализма и строгости оценивать способности и знания ребенка.

Необходимо сделать так, чтобы низкая оценка стала не наказанием, а дополнительным стимулом, а высокая не была поводом к «умственному расслаблению» или временной паузой в учебном процессе.

Рейтинг@Mail.ru