Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2009

Школьный уклад

Не давайте конфликту шансов

Конфликтовать нормальный человек не любит, но избежать острых ситуаций порой очень непросто. А если вы уже оказались в эпицентре рабочих и ученических «разборок», к кому обратиться за помощью? При желании, выходить за школьный порог не придется...

Становление и перспективы

Уже более десяти лет в России работает Центр «Судебно-правовая реформа». Это межрегиональная общественная организация, которая в основном занимается содействием становлению в России суда присяжных.

Но, кроме того, существует еще одно направление в деятельности этой организации, которым заинтересовались директора московских школ, после чего зашел разговор о сотрудничестве. Специалисты центра стали работать «скорой помощью»: приезжали, разрешали конфликты в школьной среде, а потом вдруг поняли, что на всех их сил не хватает. Возникла идея устранять проблемные ситуации при помощи самих детей.

Так появились Школьные службы примирения (ШСП). Их задача – сделать так, чтобы максимальное количество конфликтов решалось через переговоры, а сторонам предлагается самим найти выход из сложной ситуации.

О становлении и перспективах Школьных служб примирения рассказывает президент Центра «Судебно-правовая реформа» Рустем Максудов:

– 2001 год стал началом создания модели школьных Служб примирения, то есть организации проведения медиаций1 в образовательных учреждениях. Одновременно центр стал сотрудничать с Пермским краем и Волгоградом, где фактически началось массовое распространение этой идеи. И на сегодняшний день существует три сценария работы ШСП. Первый – пермский. Второй – волгоградский. Третий, хочется верить, никогда не осуществится, так как он подразумевает насаждение служб примирения чиновниками от образования со всеми вытекающими последствиями. Такой вариант допустить нельзя.

Конечно же, если в Москве начнется работа по пермскому или волгоградскому вариантам, все равно получится что-то свое. Очень хорошо, что в регионах есть определенный опыт и его можно рассмотреть.

В так называемом пермском варианте ШСП работают совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) и муниципальной Службой примирения2. Также в проект вовлечены городской и краевой центры методических разработок.

С одной стороны, муниципальная Служба примирения во взаимодействии с городским методическим центром обеспечивают курирование ШСП. С другой – эту связку разрабатывают КДН и суд.

Между КДН и муниципальной Службой примирения могут возникнуть противоречия из-за конфликта интересов. Дело в том, что у милиции своя статистика раскрываемости и т.д., а у муниципальной Службы все наоборот: она заинтересована в том, чтобы как можно меньше дел попадало в суд, меньше было бы наказаний. Таким образом, школьная Служба примирения является элементом в этой системе.

Вместе с коллегами из Перми центр инициирует сообщество кураторов школьных и муниципальных Служб примирения, для того чтобы именно оно занималось управлением этих структур.

В правительстве Пермского края есть специалист, отвечающий за реализацию данного проекта и, соответственно, за выполнение бюджетного задания.

Волгоградский вариант немного проще. Управление образования Волгограда опубликовало определенные нормативы в документах, согласно которым наличие школьной Службы примирения является одним из показателей рейтинга образовательного учреждения. Следовательно, школы начинают создавать их у себя.

Существует сообщество кураторов ШСП, которые собираются каждую неделю. Это управляющая структура.

Третий вариант организации школьных Служб примирения заключается в том, что все бразды передаются чиновнику департамента образования, который спускает нормативы, обязывает школы создавать у себя Службы примирения, диктует необходимое количество проведенных встреч и т.п.

Главное «противоядие» против такой структуры – сообщество, департамент образования. Лично я вижу такую параллель: департамент запускает или поддерживает проект «Москва – территория примирения». Фактически он создает основу для партнерства разных структур: неправительственных организаций, образовательных учреждений, департаментов образования. Это содействует появлению школьных Служб примирения, сообщества кураторов, и, кроме того, были бы спроектированы и отработаны модели взаимодействия ШСП с другими элементами.

Идея заключается в том, что должна быть отдельная служба, которая будет работать в существующем функционале без дополнительного финансирования. Я думаю, ее создание в Москве можно отработать хотя бы на некоторых округах.

Следующий момент связан с функционалом самих Служб примирения. В образовательных учреждениях у них могут быть два направления деятельности. Первое – это разрешение конкретных конфликтов. И второе – проведение различных коммуникативных тренингов по формированию определенных навыков у всех учащихся школы. Этим вполне могут заняться дети под руководством взрослых.

Далее хотелось бы, чтобы над созданием ШСП начали работать их кураторы и медиаторы (о них – см. далее). То есть ими стали бы заниматься не специалисты, а само сообщество. А Центр «Судебно-правовая реформа» и Центр поддержки растущего поколения «Перекресток» будут ему помогать.

Принципы работы медиаторов

Первое, с чем приходит медиатор к людям, – это ни на чем не основанная, но все-таки вера в то, что они могут сами решить проблему. Человек – главный эксперт в своей жизни. Если он сумел попасть в ту или иную ситуацию, значит, наверняка сумеет найти из нее выход. И, скорее всего, больше в нее не попадет.

Второе, что мешает людям, у которых какие-то напряженные отношения, иногда многолетняя обида, – это отсутствие коммуникации. Поссорившихся нужно усадить, помочь выговориться каждому.

«Мы столкнулись с ситуацией, – рассказывает Антон Коновалов, руководитель направления ”Школьные службы примирения” Центра ”Судебно-правовая реформа”,  когда девочки между собой поругались в четвертом классе и до восьмого друг с другом не разговаривали, собирая вокруг себя свои компании. В результате класс занимался на уроках не учебой, а выяснениями, кто на чьей стороне. Так продолжалось до тех пор, пока не произошла драка. Взрослые наконец-то обратили внимание на конфликт и привели повздоривших одноклассниц к администратору.

Тут оказались мы с Рустемом и усадили девушек за стол переговоров. Они с трудом вспомнили, из-за чего же поругались. И смогли освободиться от шлейфа эмоций, а класс вернулся в более-менее нормальное состояние, его перестало трясти из-за этой ситуации».

Третье, чем характеризуется работа медиатора, – то, что он не судит, не выносит какого-то решения, не устраивает следствия, не защищает ни одну из сторон, никого не жалеет, не поучает и т.д. Этим он отличается, например, от членов школьного самоуправления.

Антон Коновалов вспомнил такую историю: «В одном городе произошла, на мой взгляд, ужасная ситуация: одна ученица входила в школу, на что-то засмотрелась и не поздоровалась с учительницей. Та обиделась и потребовала извинений. Девочка сказала, что она поступила невежливо случайно, поэтому извиняться не будет. Дело передали в руки школьного самоуправления, которое постановило: если ученица не извинится, то ее заставят это сделать перед всей школой.

Мне кажется, с одной стороны, в этом есть попытка передачи конфликта на уровень детей, что вроде бы положительно. А с другой – все-таки методы должны отличаться от административных, насильственных мер. Нужно, чтобы все решалось с помощью обсуждения. Очень важно не оставить между сторонами агрессии, недопонимания, страха и т.д.

Медиатор на примирительной встрече всегда работает с этими чувствами, помогает сторонам избавиться от переживаний. Этим он отличается от администратора».

Одна из самых больших   проблем– преодолеть глубоко сидящее внутри педагогов желание административного разрешения конфликтов. Они привыкли к тому, что наказывают.

Технология отбора медиаторов

Все медиаторы ШСП проходят подготовку в общественном Центре «Судебно-правовая реформа». В других городах ребят обучают его партнеры  – опытные тренеры.

Насколько быстро можно подготовить медиаторов? Три дня тренинга – лишь начало, после которого нельзя считаться специалистом. Разумеется, необходима практика, так как никакое самое качественное обучение не дает возможности предугадать, как могут развиваться события на самом деле. Поэтому после некоторой подготовки ребята начинают работать под руководством школьного куратора. В течение года способности и навыки достраиваются до необходимого уровня. Примерно столько времени требуется для того, чтобы человек ощутил себя настоящим медиатором.

В январе 2008 г. благодаря сотрудникам центра «Перекресток» Служба примирения появилась в московской школе № 45. Для отбора медиаторов провели анкетирование. Среди прочих вопросов детям задавались такие: если бы у тебя возник конфликт, к кому бы из своих одноклассников ты бы обратился с просьбой разрешить эту ситуацию? А может, пошел бы к ребятам из других классов? Проанализировав анкеты, были выбраны те, кто чаще других упоминался в ответах учеников.

Набралось 24 человека. В основном это были ученики из 8–9-х классов плюс три педагога. Они отправились на тренинг в центр «Перекресток» и три дня играли, думали, решали проблемы и доказывали свою точку зрения. Все учились общаться, проводя медиацию.

Естественно, было сложно. В первый день пришли 24 человека, во второй  – уже 16, в третий осталось 8 самых стойких. Но не только стойких. Этим ребятам свойственна эмоциональная стабильность, у них высокий уровень эмпатии, они активны и действительно желают заниматься в Службе примирения. Конечно, это лишь первые шаги, но все очень стараются. Ребята сами могут прекрасно устранять конфликты, решать возникающие проблемы.

Проблемы служб примирения

«Проблем очень много», – делятся своими впечатлениями о работе ШСП директора школ. Одна из самых больших – преодолеть глубоко сидящее внутри педагогов желание административного разрешения конфликтов. Они привыкли к тому, что больше наказывают, нежели доходят до какого-то обоюдного согласия. Искоренить это в школе очень трудно.

Даже в школах, где уже работают Службы, до сих пор к директору приходят классные руководители с репликами: «Я не знаю, что делать с этим учеником!» Им отвечают: «Вам – в Службу примирения! Если и после этого не получится, тогда придете, будем думать, как быть».

Приходя к людям, медиатор обнаруживает их неумение строить отношения.

Кроме того, учителя не верят в то, что ученики смогут разрешать конфликты, не доверяют медиаторам.

МНЕНИЕ ДИРЕКТОРА

– Когда ко мне пришли сотрудники центра «Перекресток» с предложением о совместной работе, – вспоминает Елена Дерябкина, директор ГОУ СОШ № 45 г. Москвы, – у меня сразу возникла масса вопросов, родилось недоверие, какое-то сомнение в том, что эта идея жизнеспособна. Но почему же я согласилась на авантюрную затею? Потому что на базе нашего образовательного учреждения уже несколько лет действует экспериментальная площадка по формированию толерантных установок у учащихся, возникшая после трагедий «Норд-Оста» и Беслана.

К моменту прихода к нам центра «Перекресток» я посмотрела на результаты одного из внутришкольных мониторингов. Оказалось, наши дети очень часто знают, как надо себя вести, но далеко не всегда ведут себя соответственно. И тогда я решила попробовать поработать с «Перекрестком», тем более что его специалисты пришли совершенно бескорыстно. Они просто принесли в коллектив готовую идею, которая дала возможность расширения нашей экспериментальной работы.

Я – администратор очень недоверчивый к людям, приходящим извне. Моим первым шагом стало посещение того тренинга, который проводили Антон Коновалов с Рустемом Максудовым вместе с моими учениками. С ребятами я села в круг и решила попробовать понять для себя, как это можно реализовать в школе.

Надо сказать, что в первый день тренинга я испытала жуткое противоречие. Мне как педагогу хотелось подстелить соломку ученикам, которых Рустем с Антоном послали «туда, не знаю куда», чтобы они «принесли то, не знаю что». Они учили их освоению навыков медиации.

У меня, человека, постоянно контролирующего методику проведения урока, было горячее желание помочь своим ученикам. Однако я сама продиралась вместе с ними через эти трудности, потому что тренинг предполагает совместное участие детей и взрослых (правда, каждый работает по своей программе).

Благодаря «Перекрестку» и Центру «Судебно-правовая реформа» я посетила два выездных семинара, проходивших в Польше. Увидела, что модель Службы примирения достаточно технологична и, по сути дела, не составляет никакого труда в ее переносе в любое образовательное учреждение. Но я совершенно точно убеждена: нельзя спускать эту модель в школу указанием свыше. Тогда вся идея потеряет свой смысл. Ею можно лишь «заразить».

После того как я прошла такое погружение, как у любого администратора, у меня возник вопрос: а кто будет этим заниматься, ведь объем работы – колоссальный и требует больших усилий? У меня в коллективе нашлось два человека, согласившихся взяться за организацию Службы: это заместитель директора по экспериментальной работе и школьный психолог. И, безусловно, я ни за что не справилась бы с этой проблемой, если бы не поддержка «Перекрестка» и «Судебно-правовой реформы». Мы же не специалисты: даже в ситуации, когда были готовы дети и возникали не очень сложные ситуации, не всегда брались за них.

Я уверена в том, что если в образовательном учреждении наладится система работы, то она даст хороший результат. Завести механизм в одиночку не может администратор, замдиректора по воспитательной работе или психолог. Этим должна жить вся школа.

______________________

1 Медиация (лат. mediatio право) – посредничество, содействие третьей стороны в мирном разрешении споров.

2 Муниципальная служба примирения – это структура, которая входит в существующий функционал центров медико-социальной помощи или социальной помощи семьи и детям в зависимости от конфигурации района. Работа производится на уже существующих ставках.

Рейтинг@Mail.ru