Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

Наука управлять

Как создать авторскую программу?

От замысла – до воплощения

Умение учителя писать программы курсов (авторские, адаптированные или другие) – уже не доброе пожелание, а необходимость. Особенно когда речь заходит об инновационном учебном заведении, работающем в режиме эксперимента. Кроме того, введение предпрофильной подготовки и профильного обучения, свобода выбора учебников и учебных пособий, содержания, средств, форм и   технологий обучения делают способность создавать программы еще более востребованной.   Представляем описание курса, разработанного в лицее № 2 г. Братска. Оно позволяет осмыслить ту деятельность, которую необходимо проделать учителю, чтобы стать автором программы.

Пояснительная записка к курсу

Курсы в настоящее время разрабатываются известными авторами учебников, ведущими педагогами, специализированными институтами. Однако не все и не всегда готовые программы могут соответствовать потребностям того или иного образовательного учреждения, нюансам процесса обучения. Они не в полной мере учитывают (или совсем не учитывают) интересы учеников конкретной школы, возможности и уровень подготовки учителей, материально-технические ресурсы ОУ, региональные и национальные особенности, характерные черты социально-культурной и экономической среды определенного микрорайона, города.

Именно поэтому учителя обновляют (модернизируют, адаптируют) существующие курсы или берутся самостоятельно создавать авторские программы.

Разработанный в нашем лицее курс «Авторская программа: от замысла до воплощения» ориентирован на заместителей директоров общеобразовательных учреждений, учителей-предметников, методистов. Формы занятий: лекции, практикумы, круглый стол.

Курс рассчитан на 10 часов, включает 5 занятий продолжительностью 2 часа каждое (табл.).

Таблица

Тематика и содержание курса

Тема занятия

Содержание занятия

1

Виды программ. Классификация программ.
Замысел программы. Структура и содержание программы

Анкетирование слушателей.

Программы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы. Авторские программы. Адаптированные программы. Модифицированные программы. Функции программы. Разработка авторской программы. Структура учебной программы. Обзор содержания каждой части. Название программы.

Практикум. Подходы к формулированию названия программы спецкурса, элективного курса, факультатива

2

Оформление титульного листа.

Написание пояснительной записки

Основные требования к оформлению титульного листа. Примеры титульных листов различных программ. Гриф утверждения, согласования. Содержание пояснительной записки. Требования к написанию пояснительной записки. Схема самоанализа качества написания пояснительной записки

3

Учебно-тематическое планирование.

Практическая часть программы.

Содержание программы. Методическая часть. Литература

Практикум. Анализ качества составления пояснительной записки программы элективного курса по схеме.

Тематический план (учебно-тематический план). Подходы к составлению. Формы учебно-тематического плана. Виды практических занятий. Технологии профильного обучения. Структура программы. Линейная. Концентрическая. Модульная. Описание содержания программы. Методическое обеспечение программы. Используемая и рекомендуемая литература. Оформление списка литературы

4

Экспертиза программы. Написание рецензии. Документация по сопровождению программы

Экспертиза. Экспертный лист. Виды экспертных листов. Экспертное заключение. Рецензия. Содержание рецензии. Требования к написанию рецензии. Паспорт программы. Банк программ элективных курсов

5

Круглый стол.

Презентация программ

Подведение итогов работы курса. Обсуждение.

Практикум. Презентация программ различных курсов слушателями курса

В качестве итога работы слушателей на курсах предполагается создание программы (проекта программы) курса (элективного, спецкурса, факультатива и др.) и ее защита.

Для разработки теоретической части использовались материалы научно-методических изданий, сайтов институтов повышения квалификации. Для практической части – сборники программ элективных курсов.

Информации по разработке курсов много, но порой в ней трудно разобраться и довольно сложно использовать в работе. Рекомендации разных авторов иногда имеют значительные отличия. Именно поэтому вся изученная литература, советы тех или иных специалистов и учреждений были проанализированы, систематизированы и оформлены в виде конкретных предложений. Все они сопровождаются выдержками из различных программ курсов, представляя собой практические приложения  – скорее ориентир, нежели образец.

Вероятно, не имеет смысла приводить полностью тексты всех занятий, а стоит указать только на то, что было систематизировано и разработано непосредственно нами.

Примеры практикумов

Прежде всего, к отдельным занятиям курса опорной школы были продуманы практикумы. Это дало возможность мотивировать слушателей, включить их в активную деятельность.

Занятие № 1, практикум № 1 «Придумать название для программы курса – задача не из простых».

I. Слушателям предлагается список различных курсов (более 30–40), составленный на основе уже опубликованных программ. При работе с ним не имеет значения, какой предмет преподает учитель, главная задача – ухватить идею, как сформулировать название.

Задачи:

1. Познакомьтесь с предложенными в списке названиями курсов.

2. Выберите те, которые, как вам кажется, в большей степени отвечают идее:

– спецкурса (I группа);
– элективного курса (II группа);
– факультатива (III группа).

3. Попробуйте сформулировать общие требования к названиям данных курсов.

II. Обсуждение в группах.

III. Представление результатов работы групп.

Результаты обсуждения групп. В первую очередь название курса должно отражать содержание. Если это программа по базовому, профильному курсу или спецкурсу, то, возможно, никакого «особого» творчества и фантазии здесь не требуется.

Например: спецкурс «Решение уравнений с параметрами», профильный курс «Сложные вопросы истории», спецкурс «Органическая химия для абитуриентов».

Если же речь идет о программе факультатива или элективного курса (когда у детей есть право выбора, а перед учителем стоит задача набрать учащихся в группу), то желательно подобрать яркие, звучные, оригинальные названия, чтобы привлечь внимание ребят, заинтересовать их, продемонстрировать практическую значимость. Скажем, элективный курс «Традиции и культура народов мира», факультатив «Экспериментальное естествознание», элективный курс «Химия на кухне и в быту», факультатив «Старинные задачи по математике».

Занятие № 3, практикум № 2 «Анализ качества составления пояснительной записки программы элективного курса по схеме».

I вариант

I. Слушатели (в паре) получают образец пояснительной записки и перечень пунктов, по которым пишется данная записка. Образцы можно взять из любого сборника программ. Главное, чтобы они были не очень объемными. На всю аудиторию предлагается 3–4 вида пояснительных записок.

Задания:

1. Познакомьтесь с предложенной пояснительной запиской.
2. Выделите в ней пункты в соответствии с требованиями к записке.

В идеале пояснительная записка должна содержать информацию по следующим пунктам:

  • Адрес места разработки программы.

  • Образовательная область и предмет изучения, функции данного курса.

  • Концепция программы (основная идея).

  • Обоснование необходимости введения данного курса (актуальность, значимость, новизна).

  • Указание на место и роль курса в профильном обучении (если речь идет о программах для профильной школы).

  • Цели и задачи.

  • Краткое описание логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу. Методы и формы обучения.

  • Продолжительность реализации программы.

  • Ожидаемый результат. Система контроля.

  • Система оценки достижений учащихся.

  • Ресурсная обеспеченность (УМК и др.).

  • Сведения об апробации программы (если она прошла апробацию в рамках экспериментального преподавания).

3. Оцените полноту пояснительной записки. Укажите достоинства, дайте рекомендации автору по ее доработке.

II. Работа в парах.

III. Обсуждение результатов выполнения.

II вариант

I. Слушатели (в группе) получают образец пояснительной записки программы (одинаковый для всех). Группам даются различные задания.

Задания.

Первой группе:

1. Познакомьтесь с пояснительной запиской программы.

2. Выделите в ней пункты в соответствии с требованиями к ее написанию.

3. Оцените полноту пояснительной записки. Укажите достоинства. Дайте рекомендации автору по доработке.

Второй группе:

1. Познакомьтесь с пояснительной запиской программы.

2. Установите, прослеживаются ли внутренние связи между ее частями: «Виды деятельности учащихся» и «Критерии успешности усвоения курса». Аргументируйте свое заключение. Предложите меры по совершенствованию.

Третьей группе:

1. Познакомьтесь с пояснительной запиской программы.

2. Установите, прослеживаются ли внутренние связи между ее частями «Задачи» и «Обязательные результаты обучения». Аргументируйте свое заключение. Предложите меры по совершенствованию.

II. Работа в группах.

III. Обсуждение результатов выполнения.

Занятие № 5, практикум № 5.

В преддверии завершения работы курса «Авторская программа: от замысла до воплощения» определяется форма отчетности.

Учителям-предметникам предлагается провести презентацию программы курса (авторской или другой). Педагог приобретет опыт презентации, коллеги увидят пример, ориентир в разработке продукта.

Для презентации программы курса даются следующие указания:

– организационные:

1. Оформление презентации в программе PowerPoint.

2. Время выступления – 7 минут.

3. Ответы на вопросы – 3 минуты.

– содержательные:

1. Название курса.

2. Место данного курса в учебном плане школы (для кого предназначен).

3. Цель курса.

4. Представление одного из элементов программы. Варианты: отбор содержания и его структурирование (линейная, блочно-модульная и т.д.); выбор технологии для достижения ожидаемого результата; реализация межпредметных связей; методическое обеспечение курса; авторские материалы (пособия, рабочая тетрадь, словарь и т.д.).

Покажите в презентации оригинальность вашего курса, особенности программы. Пусть выступление будет ярким, наглядным, и главное – полезным для коллег.

Заместителям директоров, методистам предлагается поделиться опытом разработки локальных актов и методического сопровождения учителя по созданию программ элективных и профильных курсов в школе. Это может быть:

– опыт работы методических советов и методических предметных объединений преподавателей школы по рассмотрению и утверждению программ;
– опыт методического сопровождения учителя (вопросники, анкеты, самоанализ и т.д.);
– опыт разработки локальных актов:

  • положение об элективных курсах;

  • положение о презентации программ;

  • положение о конкурсе элективных курсов;

  • положение о презентации результатов элективного курса и др.

Презентация программ слушателями. Слушатели делятся на группы: по предметам, видам программ или другим признакам. По ходу презентации каждая заполняет лист отзывов. Он разработан таким образом, что позволяет собрать только положительные мнения о представленной программе. Это станет своего рода моральным поощрением для авторов.

Что взять за основу?

В публикациях можно встретить самые разные рекомендации по таким вопросам, как требования к написанию пояснительной записки, структура программы, порядок проведения ее экспертизы. Что взять за основу, на что ориентироваться? Было решено выработать единый подход.

На основе анализа доступных материалов (публикации, нормативные документы) четко определили содержание важных элементов программы.

Требования к структуре:

1. Титульный лист (со всеми выходными данными).

2. Пояснительная записка (обоснование актуальности, цели и задачи, технологии, формы и методы, требования к уровню усвоения и др., нормы часов, контингент).

3. Содержательная часть (учебно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса (теоретический и практический разделы), виды занятий, деятельности учителя и учащихся).

4. Методическая часть (дидактические материалы (тесты, контрольные работы), разработки занятий, уроков; методические рекомендации по проведению практикумов, оформлению рефератов, портфолио; по участию в дискуссии, диспуте; список рекомендуемых тем рефератов и научно-исследовательских работ и т.д.).

5. Литература (список источников, использованных при составлении программы, рекомендованный для учителя и учащихся).

6. Приложения (диагностические материалы, анкеты, опросные листы, диагностики), аналитические материалы, полученные в ходе экспериментального преподавания и подтверждающие эффективность программы.

Пояснительная записка – обязательный элемент, предваряющий текст учебной программы.

Экспертиза программы. Анализ доступной литературы и материалов по экспертизе программ свидетельствует, что разные эксперты (методические центры, ИПКРО субъектов) используют отличные друг от друга экспертные листы, оценочные шкалы, наборы критериев. Общее число таких параметров после изучения литературы при подсчете составило более 20-ти. В чем-то они схожи, в чем-то отличаются. Из их числа выделяется 14 общих для всех подходов пунктов:

1. Новизна содержания программы для учащихся (включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах).

2. Мотивирующий потенциал (содержит сведения, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для определения профиля обучения в старшей школе).

3. Развивающий потенциал (содержание способствует творческому, эмоциональному развитию детей, формированию у них теоретического, эмпирического, абстрактного мышления).

4. Полнота содержания учебного материала, включенного в программу (содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки).

5. Прогрессивность, научность содержания обучения (позволяет более полно сформировать представления о единой и предметной научной картине мира; раскрывает способы профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля).

6. Инвариантность содержания программы (включенный в нее материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью охваченных в ней знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы).

7. Практическая направленность содержания программы (позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний).

8. Связность или систематичность содержания учебного материала (его развертывание структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи).

9. Соответствие способа развертывания содержания такого материала поставленным целям и задачам (способ развертывания содержания такого материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирование теоретического или эмпирического мышления учащихся определяется объективным уровнем развития научных знаний).

10. Соответствие форм, методов и приемов обучения поставленным целям (программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения).

11. Наличие здоровьесберегающих характеристик (соответствуют ли виды деятельности, предлагаемые в программе, возрастным особенностям учащихся; программа не создает учебных перегрузок; объем содержания соответствует заявленному на ее реализацию времени).

12. Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы (выраженность критериев и их показателей, «прозрачность» для педагога и ученика; динамика интереса к курсу, к профильному образованию; адекватность форм отчетности об учебных достижениях целям профильной подготовки. Четко определены ожидаемые результаты обучения и методы их проверки. Программа дает возможность ее использования в конкретных условиях).

13. Реалистичность программы (с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы, временных затрат).

14. Наличие в структуре программы необходимых разделов (выдержанность дидактической структуры).

Но этот список вовсе не означает, что остальные критерии нужно отбросить. Например, в тех или иных случаях большое значение могут приобрести и другие пункты: степень интегрированности с прочими образовательными программами, реализуемыми в школе; наличие межпредметных и внутрипредметных связей; чувствительность программы к сбоям; ее технологичность (доступность для использования на практике коллегами, независимость от личности учителя).

Формулируем цели

Одной из важных, и в то же время достаточно сложных, задач учителя является формулирование цели курса.

Мы предлагаем ориентироваться на следующие рекомендации:

1. Выберите глагол или отглагольное существительное, лучше всего описывающее действие, которое будет осуществляться в рамках программы.

2. Назовите объект, на который будет направлено действие.

3. Укажите условия, существенные для его выполнения (или при его выполнении). Укажите средства реализации.

4. Определите ожидаемый результат (генерированный, идеальное видение).

Пример формулировки цели: «Формирование у подростков знаний и ценностных ориентаций о природном и культурном наследии России и родного края как средства развития гражданственности и патриотизма (программа профильного курса ”Природное и культурное наследие России и родного края: изучаем, оцениваем, сохраняем” опубликована в журнале ”География и экология в школе XXI века”)».

В помощь учителю мы предлагаем алгоритм разработки и написания программы курса. Он может оказать содействие в самоорганизации и осуществлении постоянного самоконтроля в ходе работы над программой. В алгоритме определена последовательность всех действий, а также результат на каждом из этапов (Приложение).

Умение разрабатывать программы любых курсов – важная составляющая профессиональной компетентности педагога. Оно дает возможность учесть особенности и запросы учащихся, решать средствами предмета приоритетные задачи школы и адекватно отвечать на вызовы современного общества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица

Алгоритм разработки и написания программы курса

Этап

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

Совместная работа администрации и педагогического коллектива с учащимися и родителями.

1. Изучение интересов детей, социального заказа родителей.
2. Определение профиля класса (гуманитарный, физико-математический, социально-экономический, естественно-научный или другой).
3. Рассмотрение возможности построения индивидуальной траектории обучения для отдельных учащихся (при невозможности открытия профиля).
4. Предварительная беседа с учащимися. Детальное изучение их потребностей в выбранном направлении

1. Установлена потребность в профильном обучении и предпрофильной подготовке.
2. Выявлены интересы учащихся к конкретной сфере деятельности, к предметным областям.
3. Уточнены предметные области и возможности реализации межпредметных связей

Итог. Принимается решение об организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Окончательно определяются профили обучения. Уточняется набор и направленность курсов (элективных, спецкурсов, факультативов), поддерживающих профиль, реализующих идеи школьного компонента. Формируется команда педагогов, которые будут разрабатывать программы курсов

Написание программы

I. Поисковый этап

1. Обоснование необходимости разработки авторской (адаптированной) программы

1. Сбор материалов (публикации в научно-методических изданиях, книги, сборники курсов и др.).
2. Анализ содержания материалов, определение уровня разработанности курсов данной тематики, аналогичных учебных программ.
3. Анализ существующей педагогической практики работы учителей по аналогичным курсам

1. Возможные варианты:
1.1. Подобрана программа курса, полностью удовлетворяющая запросам учащихся и требованиям школы. Она используется учителем в работе практически без изменений.
1.2. Подобрана программа курса, удовлетворяющая запросам учащихся и требованиям школы частично. Она корректируется, адаптируется. Пишется пояснительная записка с обоснованием внесенных изменений, оговариваются условия ее реализации в конкретном ОУ.
1.3. Программа, удовлетворяющая запросам и требованиям, не найдена. Автором (учителем) обоснована необходимость, актуальность разработки и написания программы данного курса.
2. Создан банк литературы для разработки программы

Итог. Решен вопрос об актуальности и необходимости разработки программы курса

2. Научно-педагогический анализ

1. Отбор, детальный анализ, оценка учебно-педагогической и научно-методической литературы для создания авторской программы.
2. Анализ официальных программ, рекомендованных МО РФ, программно-методических материалов в публикациях, учебников, учебных пособий и др.

1. Принято решение, на основе чего (типовой программы, программы вуза, колледжа, собственного видения решения и т.п.) будет разрабатываться программа.
2. Создан банк информации, систематизированной, классифицированной в соответствии с идеей будущего курса, структуры программы

Итог. Установлено, какой должна быть программа, на основе чего она будет разрабатываться

Итог. Оформлено задание на разработку авторской (адаптированной) программы

II. Разработка проекта программы

1. Определение функций курса:

– углубленное изучение предмета;
– получение дополнительных знаний по нему;
– изучение методов научного познания, овладение исследовательскими умениями;
– синтез знаний (межпредметный курс);
– освоение способов применения знаний, умений, навыков в различных профессиональных сферах;
– другие.

2. Формулирование названия курса в соответствии с его назначением.
3. Уточнение цели (целей) введения данного курса в учебный план школы.
4. Формулирование задач, направленных на достижение заявленной цели.
5. Отбор необходимого содержания, на основе которого будут решаться задачи и достигаться ожидаемые результаты.
6. Прописывается ожидаемый результат (знать/понимать, уметь/владеть, применять/использовать в повседневной жизни и т.п.)

1. Определено назначение курса.
2. Дано название.
3. Сформулированы цели и задачи.
4. Проведен отбор содержания по блокам и модулям; разделам и темам.
5. Спроектирован ожидаемый результат.
6. Пишется пояснительная записка к программе

1. Определяется минимально необходимый объем знаний, умений, практических навыков для достижения поставленных целей и ожидаемого результата.
2. Устанавливается минимально необходимый объем практических, лабораторных, экспериментальных, проектных и других работ для получения учащимися практического опыта, формирования компетентностей

1. Установлены дидактические единицы (понятия, законы и т.д.), подлежащие изучению.
2. Обозначен объем практической части программы.
3. Уточнено количество часов, необходимое для изучения курса

Определяются и окончательно формулируются названия разделов, тем программы (блоков, модулей)

Составлено тематическое планирование

Описывается содержание программы, ее теоретической и практической частей

1. Расписано содержание отдельных занятий.
2. Составлено поурочное планирование

Определяются технологии, приемы, методы обучения, формы занятий

1. Выбрана технология обучения, обеспечивающая реализацию поставленных задач, достижение ожидаемых результатов.
2. Определены формы занятий.
3. Прописана деятельность учителя и учащихся

1. Анализируется и оценивается ресурсная база, возможности социокультурной среды микрорайона, города, дистанционных центров обучения, вузов и т.д. для успешной реализации программы курса.
2. Подбираются УМК, цифровые образовательные ресурсы, отвечающие задачам курса. В случае отсутствия учителем разрабатываются авторские пособия

1. Прописана база реализации курса (информационные, материально-технические и другие ресурсы).
2. Внесены изменения в содержание курса, технологию реализации программы (при необходимости)

1. Создается система контроля усвоения содержания курса.
2. Описываются формы отчетности учащихся по итогам прохождения курса.
3. Разрабатывается система оценивания результатов обучения

1. Уточнены сроки и формы контроля.
2. Указаны формы отчетности учащихся.
3. Описана система оценивания

1. Составление списка литературы, использованной при написании программы.
2. Составление списка рекомендованной литературы для учителя и учащихся

1. Список использованной литературы.
2. Список рекомендованной литературы

Подготовка методических и дидактических материалов для реализации программы

Банк методических и дидактических материалов для учителя и учащихся

1. Самоанализ написанного с помощью схемы «Внутренние связи программы».
2. Оформление документа

1. Внесены окончательные коррективы и уточнения.
2. Написана программа

Итог. Написана программа (рабочий вариант) в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению. Она утверждается на кафедре, НМС. Издается приказ директора о работе по данной программе в режиме эксперимента

III. Апробация (экспериментальное преподавание)

1. Проверка правильности основных идей.
2. Корректировка, если необходимо, элементов программы (содержания, технологии, методов, форм, средств обучения, ожидаемых результатов, системы контроля, системы оценивания, методического обеспечения, УМК).
3. Отработка методики работы по программе.
4. Результаты экспериментального преподавания представлены педагогической общественности

1. Внесены необходимые коррективы.
2. Разработано, если необходимо, дополнительное методическое обеспечение (пособие, рабочая тетрадь и другие компоненты УМК).
3. Подтверждена эффективность обучения по данной программе

Итог. Написана авторская программа (окончательный вариант). Прошло ее согласование на уровне города, области. Программа утверждена директором учебного заведения

IV. Массовое обучение

1. Исследуется, ежегодно уточняется социальный заказ учащихся, родителей на изучение данного курса.
2. Анализируются возможности школы для реализации программы, обновляется ресурсная база

Точно устанавливаются:

– число учащихся, испытывающих потребность в данном курсе;
– ресурсы, обеспечивающие реализацию программы

Итог. Рутинизация преподавания курса по данной программе в ОУ

 

Рейтинг@Mail.ru