Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

Проекты и исследования

Одни трудности на всех

Продолжая тему, начатую на предыдущих страницах, представляем опыт гимназии № 271 г. Санкт-Петербурга.

В основе концепции образования лежат такие понятия, как гуманизация, глобализация, интеграция. В современных условиях российской школы наиболее перспективным представляется именно направление интеграции, ведь уже несколько лет назад наметилась тенденция к сокращению часов «чистых» предметных дисциплин. Кроме того, современные условия требуют от школы выпускников, ориентирующихся в современном интегрированном мире.

Основными задачами образования на нынешнем этапе его развития можно назвать следующие:

1. Усвоение учащимися основных знаний, умений, фактов и навыков по предметам.

2. Развитие личности ученика и его индивидуальных способностей.

3. Воспитание.

В рамках образовательного процесса учебно-исследовательская деятельность учащихся позволяет существенно повышать мотивационную среду и одновременно решать перечисленные задачи. Выполнение исследовательской или проектной работы невозможно без теоретического освоения материала. К тому же любое исследование развивает личность ученика, его коммуникативные и презентационные качества.

Усилия педагогов направлены на формирование необходимых компетентностей учащихся:

– социальной (умение брать на себя ответственность, разрешать конфликты);
– коммуникативной (владение устной и письменной речью);
– информационной (владение ИТ);
– исследовательской;
– межкультурной (основы толерантного поведения);
– способность и желание учиться как основа для непрерывного образования.

Чего же хотят учащиеся, получая образование в гимназии? Большое количество учеников (по данным социологических опросов московских школьников, 49 процентов) не до конца осознают это. Дети представляют себе следующие цели получения образования:

– овладение информационной культурой;
– овладение правовой культурой;
– получение знаний;
– поступление в вуз.

Основные цели образования учащихся имеют, как правило, утилитарный характер и направлены «на себя», что вполне понятно. Учебно-исследовательская деятельность школьников – это работа, в рамках которой осуществляется целенаправленное формирование методологических основ познавательного процесса в контексте частнопредметной или межпредметной ориентаций. «Утилитарные» цели учащихся объединяются с целями образовательными.

В вузах от абитуриентов требуется умение учиться и мыслить самостоятельно, владеть навыками критического мышления. Написание учебно-исследовательской работы, выполнение проекта позволяет учащимся, еще находясь в школе, овладеть этими навыками.

Основные проблемы учащихся и педагогов

При написании учебно-исследовательских работ или выполнении проектов и учителя, и ученики сталкиваются с целым рядом проблем. Причем ряд этих трудностей имеет общий характер для взрослых и их подопечных.

Проблемы учащихся:

1. Учебные (постановка проблемы исследования, формулирование гипотезы, цели и задачи).
2. Практические (определение этапов работы, подбор и анализ литературы).
3. Презентационные (защита работы).
4. Оформительские (оформление теоретической и практической частей работы, списков литературы, таблиц и выводов).

Проблемы учителей:

1. Научные (выделение проблемы исследования, формулирование гипотезы).
2. Материальные (нехватка материальной базы кабинета химии, физики и др.).  Широта интересов учащихся и педагогов при выборе тем не всегда позволяет осуществить задуманное в рамках школьной лаборатории, следовательно, приходится искать партнеров в вузах и т.д.
3. Оформительские (быстро меняющиеся требования к оформлению списков литературы; различные требования на конференциях разного уровня к виду работ и презентаций).

И ученики как «практические» люди это прекрасно видят. Сейчас существенно «помолодел» возраст, с которого ребята приступают к исследованиям. Они прекрасно понимают: чем раньше научатся самостоятельно проводить исследования, тем больший опыт у них будет к началу обучения в институте и тем более желанными студентами станут.

В нашей гимназии много лет плодотворно осуществляется исследовательская работа, которую ученики затем продолжают в вузе.

Вот некоторые темы их трудов: «Гибридизация атомных орбиталей. Создание информационного web-сайта», «Хроматографический анализ белкового и липидного состава быстрорастворимых супов различных фирм-производителей», «Мониторинг показателей качества воды малых рек Красносельского района города», «Лихеноиндикация и качественный анализ воздуха в районе гимназии № 271 и Южно-Приморского парка».

В ОУ разработано методическое пособие по подготовке учебно-исследовательской работы, в котором подробно рассмотрены все основные этапы выполнения. Затронуты вопросы, вызывающие основные затруднения у учащихся и руководителей исследовательского процесса, то есть формулирование проблемы и гипотезы исследования, постановка целей и задач, оформление теоретической и практической частей работы, выводов... Подробно в методическом указании освещены правила ознакомления с литературными источниками.

Рейтинг@Mail.ru