Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

Проекты и исследования

Ищем тему для проекта

Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это действительно так, ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Предлагаем воспользоваться советами из книги «Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию», созданной директором, научным консультантом и руководителем психологической службы НОУ СОШ «Росинка» г. Москвы1.

C первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко. На самом деле это весьма трудный и ответственный этап исследования.

На сегодняшний день сложился ряд требований к выбору темы.

1. Важно, чтобы она была интересна для вас не только на данный момент, но и стала бы востребованной в будущем, когда вы на практике сумеете реализовать полученные знания в выбранной отрасли человеческой деятельности. В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения.

Пример. В рецензии к.и.н., преподавателя МГУ И.А. Агакишиева на ученическую работу «Неписаное и писаное право в становлении государственности»2 отмечается: «Составленный предметный понятийный словарь может быть полезен при углубленном изучении истории».

2. Тема должна быть актуальна, то есть отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Бывают случаи, когда некоторые учащиеся в силу тех или иных причин выбирают тему, давно и глубого исследованную или являющуюся открытием лишь для очень неосведомленного начинающего исследователя.

Пример. Интересной для исследования является тема «Проблемы развития и становления рыночной экономики в Российской Федерации». Ее актуальность заключается в том, что «материальный рост благосостояния граждан... России, которая имеет неслыханные природные ресурсы, зависит от экономического роста и от того, какие реформы принимаются для его увеличения...»

Неудачной является тема «Использование свинца в полиграфии», так как, исследуя ее, ничего нового сообщить уже нельзя. Но, посмотрев на объект исследования с другой стороны, можно увидеть актуальную проблему для исследования – «Свинец и его влияние на окружающую среду».

3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.

Пример. В работе на тему «Экология и культура – приоритет безопасности моего края» учащиеся исследовали состав почвы и воды, делали выводы о состоянии окружающей среды, что важно для жителей данного района. Имеющееся оборудование, необходимое для проведения исследования, позволило провести точные замеры и представить анализ в виде таблиц и диаграмм.

4. Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в название работы слово «проблема» включается не всегда.

Пример. «Профессиональные занятия спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?»

5. Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться непосильной для ее раскрытия в рамках учебного исследования.

Пример. Тема «Культура речи: лексические и морфологические нормы» подразумевает конкретное рассмотрение лексических и морфологических норм.

А вот тема «Знаки зодиака» не обозначает конкретного объекта и предмета изучения. Для того чтобы тема приобрела актуальность, ее необходимо конкретизировать: «Знаки зодиака и характерологические особенности личности», если, конечно, автору удастся установить некие зависимости и доказать их объективность.

Кроме того, тема исследовательской работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишкой узкой. Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот: чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы учащегося могут включать 5–8 слов.

Все сказано на свете?

Поиск новой темы представляет трудность не только для начинающего исследователя, но и для зрелого ученого, крупного художника. Помните, как поэтический герой Михаила Юрьевича Лермонтова из стихотворения «Журналист, читатель и писатель» восклицал: «О чем писать? Восток и юг давно описаны, воспеты». Или, может, кто-то из вас слышал песню или читал стихи Новеллы Матвеевой:

Все сказано на свете:
Несказанного нет.
Но вечно людям светит
Несказанного свет.

Однако для тех, кто считает, что «белых пятен» на карте мира больше нет, что невозможно найти новые темы исследований, приведем воспоминания известного советского писателя-сатирика Виктора Ефимовича Ардова.

Молодой драматург пожаловался Немировичу-Данченко на отсутствие хороших тем. Владимир Иванович с ходу предложил ему такую: молодой человек, влюбленный в девушку, после отлучки возобновляет свои ухаживания, но она предпочитает ему другого, куда менее достойного.

– Ну что это за сюжет?! – возмутился драматург. – Пошлость и шаблон!

– Не скажите, – заметил Немирович-Данченко. – Грибоедов сделал из этого совсем неплохую пьесу. «Горе от ума» называется.

6. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе имеет образы, ярко и эмоционально представляющие проект.

Пример. «Когда звонят колокола... Особенности инфразвукового звучания колоколов».

7. И конечно же, было бы хорошо, если б выбор темы был связан с интересом к ней и научного руководителя, консультанта. Тогда это поспособствует отношениям сотрудничества между учащимся и взрослым.

Пример. В основе проекта «Справочник-путеводитель ”Титаны Возрождения”» лежал общий и давний интерес ученика и преподавателя курса «Мировая художественная культура» к упомянутой эпохе, к ее героям.

8. Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Она – своего рода визитная карточка работы, хотя впоследствии формулировка будет неоднократно корректироваться. Тема исследования в проблемной форме отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.

__________________________

1 Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Росинка», 2007; ООО «5 за знания», 2007.

2 В качестве примеров исследовательских работ приведены проекты учащихся школы «Росинка».

Рейтинг@Mail.ru