В ХХ веке количество островов в штате,
располагающих собственными школами, сократилось
с сотни всего до 14-ти. Только три из них
предлагают полное среднее образование – от
начальных до старших классов. Однако
Норт-Хейвенская школа не только выжила, но и
процветает. Она превратилась в центр
общественной жизни острова и опровергает
предрассудки о качестве образования,
предлагаемого островными школами.
За счет гибкой образовательной
программы и сильных педагогических традиций, а
также решимости не упустить из виду потребности
ни одного из детей острова (на момент написания
этой статьи их было 65 человек) Норт-Хейвенская
школа прививает ученикам необходимые в реальной
жизни навыки и чувство ответственности. И все это
– на крепкой академической основе.
Жизнь на Норт-Хейвене всегда была
связана с физическим трудом. Сегодня островитяне
в основном зарабатывают на жизнь ловлей
лобстеров, плотницким ремеслом, обслуживанием
туристов и строительством лодок. Директор Барни
Хэллоуэлл убежден: его маленькая школа добилась
успеха, прежде всего, потому, что она не пытается
копировать более крупных «собратьев» с большой
земли. «Наши учителя понимают, что в Норт-Хейвене
лучше всего учить делом, а не сидя все время в
классах и изучая теорию», – говорит он.
Прикладное обучение естественно для
острова, где дети многому учатся у родителей. Эта
традиция легко вписывается в школьную жизнь. На
электрическом грузовичке (оборудованном
двигателем, переделанным самими детьми) ученики
ездят в ближайший гараж, где изготавливают
биодизельное топливо и изучают гибридные
двигатели для нового автомобиля.
К знаниям – через физический труд
Их учат методам сердечно-легочной
реанимации, а некоторые даже умеют использовать
автоматический внешний дефибриллятор.
На школьной крыше ученики установили
солнечные батареи и сами протестировали местную
воду на содержание свинца.
А в процессе изучения вьетнамской
войны опрашивались люди, чтобы получить
различные взгляды на те события.
Чтобы проложить новую дорожку в парке,
ученики пятого и шестого классов исследовали
флору острова, его историю, опросили местных
жителей, научились использовать GPS-устройства,
изучили местное законодательство и только затем
предложили проект руководству парка, его
одобрившему.
Когда на берег близлежащего острова
выбросило мертвого беломордого дельфина,
преподаватель Терри Гудхью организовал проект, в
рамках которого ученики сохранили скелет
животного. Под руководством учителя они отделили
шкуру и жир, очистили кости от мяса. В процессе
работы дети выучили названия и функции каждой
части скелета и узнали много нового об эволюции и
образе жизни дельфинов. Экспонат остался в школе
и по сей день служит учебным пособием на уроках
биологии, где девятиклассники сравнивают
строение человеческой кисти и плавника дельфина.
Учителя черпают вдохновение в
традициях острова. Под наблюдением того же
Гудхью учащиеся Конор и Эшли построили
рыболовную лодку традиционной для Норт-Хейвена
конструкции. Дети воспользовались старинной
техникой – обработкой паром дубовой рамы и
элементов обшивки из кедра, – что помогло им
лучше понять местные традиции в строительстве
лодок. При этом Кертин отлично понимает, что
строительство лодки дает ему в плане
образования: «Вместо того чтобы просто читать
учебник, мы используем математику в реальной
жизни».
На регулярных совещаниях члены
педагогического коллектива обсуждают новые
формы интеграции учебной программы с подобными
прикладными проектами, но на первом месте всегда
стоят интересы учеников.
Родители поют хвалу принципам работы.
«Учительский подход крайне адаптивен. Он
работает как для очень интеллектуально развитых
детей, так и для тех, кто больше склонен к
практической работе, – считает ловец лобстеров и
устриц, четверо детей которого учатся в школе. –
Педагоги могут подогнать учебную программу под
нужды каждого ученика».
Преподаватели отталкиваются в своих
идеях и от интересов школьников. Когда
старшеклассники изучали экологию леса,
преподаватель естествознания, отметив любовь
одной из девочек к фотографии, попросил ее найти
исторические фото Нью-Хейвена и сделать новые
снимки тех же мест, чтобы проиллюстрировать
изменения в экологии.
Директор убежден: его
маленькая школа успешна, так как не пытается
копировать крупных «собратьев».
|
Из-за изолированности острова
Нью-Хейвенская школа использует все возможности
для обогащения жизненного опыта учеников. По
словам преподавателя английского языка и
истории Кейта Итона, школа убедила его изменить
программу, когда в качестве гостя сюда прибыл
один из лидеров коренного населения США.
В другой раз ученики Итона обсудили
обязанности гражданина с художником Робертом
Шеттерли, написавшим серию портретов
«американцев, которые говорят правду».
При помощи системы интерактивного
телевидения ученики и учителя слушают курсы
лекций, предлагаемые университетом Мэна, а
несколько детей прошли в онлайновом режиме
углубленную программу по ряду предметов.
В ноябре 2007 года паром привез на остров
учащихся колледжа Бодуин, расположенного в
Брунсвике (Мэн). В рамках расширения уже
существующих связей между колледжем и
Норт-Хейвенской школой профессор образования
Дорис Санторо и учитель школы Кейт Итон в 2008 году
стали работать в одной команде. Подопечные обоих
преподавателей изучали одни и те же тексты, плюс
к этому дети из Норт-Хейвена посещали курс лекций
в Бодуин под названием «Образование и социальная
справедливость».
«Это по-настоящему важное
сотрудничество, потому что оно помогает снять
ореол недоступности с такого почтенного
учебного заведения, как Бодуин, – говорит Итон. –
Дети заходят в аудиторию и говорят себе: «Ого, я
могу учиться здесь, у меня хватает знаний».
«Вылазки» с острова выводят школу за
рамки классной комнаты. Ученики побывали в
Европе, чтобы проверить знание иностранных
языков и больше узнать о Холокосте. Группа детей
съездила с гастролями в Нью-Йорк, представив на
суд тамошней публики созданный силами учеников и
местных активистов мюзикл «Острова».
Каждый год, осенью, старшеклассники
отправляются в экспедицию. В прошлом году это
было путешествие на каноэ по реке Пенобскот.
Ученики своими глазами увидели пейзажи,
описанные в сочинениях Генри Дэвида Торо,
изучили историю коренного населения Америки,
проанализировали исторические, природные и
социальные изменения, произошедшие за 300 лет…
Самая замечательная вещь в
Норт-Хейвене – то, что работа учеников оставляет
след в реальной жизни.
Для ежедневных перевозок школа
использует построенный детьми электромобиль.
Учащиеся сами планируют каждый этап
своих экспедиций – от закупки и упаковки
снаряжения до разработки маршрутов при помощи
GPS-устройств.
Открытия, сделанные в экспедициях, во
время работы над проектами и даже в ходе личных
поездок в интересные места, они представляют
всем жителям острова в виде слайдов или
видеофильмов, которые сами же снимают и
редактируют. «Уже одно это требует определенных
навыков, – считает Кейт Итон. – Но, кроме того,
презентации помогают выработать характер и
приобрести уверенность в себе, ведь приходится
выступать перед большой аудиторией».
Многие из этих презентаций сыграли
свою роль в развитии школы. Когда Норт-Хейвенская
школа не смогла получить от штата средства на
строительство нового здания из-за
недостаточного количества учеников, руководство
с помощью детей сумело собрать пожертвования на
сумму более $6 млн (в основном от дачников, живущих
на острове летом), а власти города выделили еще $1,9
млн в виде налоговых льгот.
Ученики приняли самое
непосредственное участие в разработке дизайна
будущего здания. «На уроках математики мы
изготовили модели домов из картона и изучили
основные принципы освещения», – рассказывает
один из них. Дети изучали масштаб и пропорции,
сравнивали модели с планом строительства, а в
середине зимы выставили их на улицу на несколько
дней. Результаты эксперимента привели в ужас: за
исключением нескольких полуденных часов вся
передняя часть «школы» была покрыта тенью.
В результате они пришли к выводу, что
здание лучше развернуть. Школьники и педагоги
встретились с архитекторами из Портленда и
добились переделки проекта.
Надо заметить, что не все в
Норт-Хейвене сразу приняли идею строительства
нового здания, а также необычный подход школы к
обучению. Десять лет назад ряд жителей острова
выступил с протестом, который привлек внимание
всей Америки. Это, по словам директора Барни
Хэллоуэлла, заставило его «уважать точку зрения
людей на то, что школа должна хоть немного
напоминать обычную школу». Но, в итоге, большая
часть населения сплотилась вокруг ОУ. «Школа –
сердце Норт-Хейвена, – считает Хэллоуэлл. –
Причем не только в образовательном, но и в
культурном и развлекательном плане».
Ученики Норт-Хейвенской школы
получают боевую закалку и при помощи
использующейся в школе строгой системы оценки
знаний. Каждый год общественность острова
приглашается на Ярмарку знаний, где любой ученик
представляет свой проект, который должны оценить
три учителя. Старшеклассники к тому же
представляют школьному совету портфолио, куда
входят формальные оценки по каждому предмету и
сведения о достижениях в области рисования,
музыки, спорта и летней деятельности.
Академические результаты еще больше
укрепляют поддержку жителей. Хотя школа
отказывается учить детей для тестов, в последние
несколько лет она занимает высокие места по
успеваемости среди школ Мэна, а ее ученики
стабильно показывают хорошие результаты в
стандартном тесте SAT. 80 процентов выпускников
продолжают образование.
Но независимо от дальнейшего пути,
обучение в Норт-Хейвенской школе становится для
ребят хорошим стартом в жизни. Одни поступают в
престижные частные колледжи или отправляются на
учебу в крупные университеты. Другие сразу после
школы записываются в армию или идут учиться,
скажем, на косметологов. Замечательное свойство
этой школы заключается в том, что она ценит и
поддерживает каждого из учеников и их выбор с
равным энтузиазмом.
По материалам журнала Edutopia
подготовила
|