Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2009

Наука управлять

О педагогическом мифе самоопределения школьников

Даже самый поверхностный взгляд, брошенный на образовательную повседневность, свидетельствует о том, что наши представления о дополнительном образовании в значительной степени искажены. Так, например, мало у кого вызывает сомнение утверждение, прописанное в Типовом положении об  учреждении дополнительного образования детей (УДОД), касающееся того, что оно призвано обеспечить необходимые условия для… профессионального самоопределения. Однако не является ли наша убежденность одним из многих мифов, так распространенных в массовом педагогическом сознании?

Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит – не надо за мной.
Колея эта – только моя!
Выбирайтесь своей колеей.

В.Высоцкий

Под мифологичностью мы имеем в виду наличие мнимых связей между различными явлениями, ложные, некритические, оторванные от действительности представления. Повторяя одни и те же идеи, мы начинаем принимать их на веру, не пытаясь усомниться и проверить. Отсюда на ложных посылках строится весь образовательный процесс, неверно определяются средства, формы, а затем, когда результат мало соответствует ожиданиям, педагоги оказываются в недоумении.

Попробуем разобраться, насколько в реальности учреждения дополнительного образования помогают самоопределению детей и подростков. Сразу оговоримся: наши сомнения абсолютно не касаются продуктивных разработок отечественной педагогики (В.А. Березина, А.В. Егорова, С.В. Кульневич, С.В. Сальцева и др.). В качестве теоретического ориентира для понимания данного явления нам представляется наиболее адекватной формула А.В.  Мудрика, который характеризует его как «диалог с самим собой, диалог с окружающими людьми, диалог с миром в целом».

Чтобы приступить к дальнейшим рассуждениям, договоримся разделять три вещи: педагогические возможности (потенциал, функции, задачи) внешкольных учреждений, передовой педагогический опыт и положение дел, распространенное в значительном большинстве УДОД.

Ориентировочный потенциал

Пока Земля еще вертится,
пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет:
Мудрому дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег...
И не забудь про меня.

Б.Окуджава

Попытаемся определить, в чем, собственно, заключается самоопределение у школьников в процессе занятий в системе дополнительного образования. Вновь оговоримся, что речь пойдет о возможностях, потенциале, о том, что может происходить. Здесь важно избежать искушения Пигмалиона, который создал статую Галатеи, а потом влюбился в нее. Не так ли мы, педагоги, рисуем привлекательный образ желаемого результата, потом влюбляемся в него и начинаем его видеть там, где даже нет намека на предполагаемые достижения?..

Итак, какое самоопределение в УДОД может быть? Обращение к научной литературе (Е.А. Александрова, Т.В. Машарова, С.В. Сальцева) дает нам целый список: профессиональное (профессионально-личностное, социально-профессиональное), социальное, личностное, культурное (социокультурное, эстетическое), жизненное, ценностное (ценностно-смысловое). Обобщив разные подходы и трактовки, несколько упростив картину, нарисовав крупными мазками, получаем следующее:

  • самоопределение стратегическое (выбор профессии и сферы досуга, в конечном итоге – образа жизни, выбор жизненной стратегии);

  • самоопределение оперативное (выбор способов структурирования повседневности, траты свободного времени, будничного и праздничного времяпровождения, меры интенсивности собственных занятий);

  • самоопределение тактическое (выбор содержания осваиваемого образования, разновозрастных компаний, референтного взрослого, характера презентуемого продукта собственной деятельности).

Возможность стратегического самоопределения учащихся во внешкольных учреждениях – это шанс стать счастливым и свободным. Внутренняя удовлетворенность условиями собственного существования, полнота и осмысленность жизни, осуществление своего человеческого предназначения1 связана с тем, что дополнительное образование потенциально может обеспечить выбор школьником профессии и досуговых занятий.

Досуговое самоопределение представляется актуальным направлением научных исследований и методических разработок. Выпускник внешкольного учреждения должен обрести готовность к свободе – получить «способность действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор».2

Тактические возможности самоопределения трактуются следующим образом. Учащиеся могут выбирать содержание образования (в отличие от школы), круг своего общения – ту компанию взрослых и детей, с которой проводить время. Кроме того, важнейший потенциал дополнительного образования – выбор значимого Другого – взрослого.

Возможность оперативного самоопределения воспитанников УДОД – обретение опыта распоряжения собственным временем, энергией, усилиями.

Предпосылки и препятствия самоопределения, возможности и ограничения содействия

Во мне два «я», два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.

В.Высоцкий

Благодаря исследованию «Педагогическое сопровождение самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности» доцента кафедры теории и истории музыки Костромского госуниверситета Э.В. Бобровой можно нарисовать следующую картинку:

– для самоопределения школьников в УДОД имеются предпосылки и препятствия;

– для педагогического содействия самоопределению детей в УДОД существуют возможности и ограничения.

Если следовать логике исследования, получается, что предпосылки и препятствия связаны с тем, насколько активно воспитанник внешкольного объединения участвует в его жизни, как изначально относится к занятиям. Также самоопределение зависит от того, как кружковец относится к себе, насколько готов к произвольным самоизменениям.

Важен именно субъективный образ занятий, принципиальным является то, видит ли школьник возможность выбора (если да, то даже при объективном минимуме, самоопределение будет происходить, и наоборот). Причем обозначенные зависимости далеко не прямые и не просто линейные: «чем больше, тем лучше». Нет, глубокая погруженность в жизнедеятельность объединения способна препятствовать самоопределению.

Можно построить модель того, что обусловливает эффективность педагогического содействия детскому самоопределению. Судя по всему, возможности и ограничения этого процесса вызваны индивидуально-личностными особенностями преподавателя дополнительного образования, стилем его педагогической деятельности, характером межличностных отношений в диаде «педагог – воспитанник».

В практике дополнительного образования выделяются сложившиеся традиции, объективно ограничивающие содействие детскому самоопределению. В частности, благополучие и спокойствие педагога во многом обусловлены наполняемостью группы обучающихся. Отсюда весьма логично предположить, что он не предпримет усилий для того, чтобы ребенок сделал осознанный и самостоятельный выбор, ведь тогда он покинет группу.

Наоборот, скорей всего педагог сделает все возможное, чтобы удержать воспитанника в кружке (студии, клубе и т.д.), даже если у него слабо получается выполнение того или иного задания, и большого смысла в занятиях нет. Тем более, что успешностью самоопределения из управленцев мало кто занимается всерьез (скажем, редко проводится мониторинг не того, что получилось вопреки всему, а того, что сознательно делали преподаватели и т.п.).

То есть субъективно варианты школьнику показывают немногие, да и объективно вариативность не так уж явно присутствует.

Нормативными документами для обеспечения высокого статуса УДОД предписано иметь широкий перечень образовательных программ, однако в реальности вряд ли кто-то знает критерии, по которым можно составить минимально необходимый «веер» этих самых программ.

Еще одна установившаяся практика, ограничивающая содействие детскому самоопределению, – это сложившийся порядок набора воспитанников. Группы формируют педагоги. Другими словами, ребенок далеко не всегда может выразить свои предпочтения: или приходишь туда, куда тебя позвали, привели (друзья, родители или …), или остаешься нигде. Думается, что иная ситуация сложилась бы, если бы набор детей осуществлялся в учреждении, в рамках которого происходили процессы выбора.

Более того, переход школьника из одного объединения в другое обычно никак не организуется. Отсюда вытекает объективное ограничение внутренней мобильности детей.

Получается, что самоопределению школьников нет реального содействия, происходит не самоопределение, а определение внешними обстоятельствами.

Полгода тому назад, исследуя эту проблему на примере восьми детско-подростковых объединений УДОД Костромы и Ханты-Мансийского автономного округа, мы опросили более ста школьников – участников различных групп по возрасту и длительности занятий. Поэтому результаты, полученные нами, не могут рассматриваться в качестве окончательного диагноза. Тем не менее, они дают определенную картину.

Возможность самостоятельного выбора заданий на занятиях участники опроса оценили следующим образом: 19 процентов считают, что это происходит крайне редко, подавляющее число (65 процентов) полагают, что достаточно часто, систематически. Затруднились ответить 16 процентов опрошенных.

Анализ ответов школьников на вопрос о предоставлении им возможностей самооценки результатов собственной деятельности позволяет констатировать примерно их равное распределение (крайне редко – 31%, время от времени – 36%, постоянно – 33%).

В ответе за тех, кого...

Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи
Не выбраться.

В.Высоцкий

Другая достаточно важная тема для обсуждения – ответственность педагога дополнительного образования в процессе ориентации школьников на художественно-творческие профессии.

Проблема состоит в том, что занятия художественным творчеством связаны с яркими способностями, которые могут быть в полной мере оценены специалистами в сравнении с другими проявлениями таланта. В противном случае получается, что оценка взрослыми (самодеятельными знатоками) в ситуации отсутствия примеров истинных художественных способностей приводит к тому, что талант крошечного города N оказывается абсолютно неубедительным в областном центре S или в столичном городе M.

Человеческая трагедия несостоявшегося гения районного масштаба неоднократно осмысливалась современными писателями и поэтами. Чего стоит один только созданный Александром Башлачевым образ Степана Грибоедова – водовоза, которого на сцене районного клуба ввел в транс красивой мечты заезжий гипнотизер. Герою песни стало казаться, что он Наполеон, благодаря гипнотическим чарам:

Опаленный горячим азартом,
Он лупил в полковой барабан.
Был неистовым он Бонапартом,
Водовоз Грибоедов Степан.

Напомним, что развязка истории печальна – персонаж свел счеты с жизнью.

Наверное, не все так однозначно, и можно спорить о чуде признания и самореализации, которые случились на сцене райклуба и потом никогда и нигде больше не произошли. И все же…

Думается, что есть только один путь профилактики заблуждений и следующих за ними разочарований. А именно – максимально обеспечить самостоятельность, ответственность и активность в ситуации выбора.

Условия, этапы и варианты педагогической помощи подросткам в самоопределении

Лежит камень в степи, а под него вода течет.
И на камне написано слово:
Кто направо пойдет – ничего не найдет,
А кто прямо пойдет – никуда не придет,
Кто налево пойдет – ничего не поймет
И ни за грош пропадет.

В.Высоцкий

В русских народных сказках довольно часто можно встретить такой сюжет: богатырь подъезжает к развилке дорог, на которой установлен валун с указанием того, что ожидает впереди, если воспользоваться тем или иным путем.

Образ камня отлично иллюстрирует необходимые условия для самоопределения. Общепринятым заблуждением является утверждение, что его обеспечивает дополнительное образование. Здесь отсутствуют пресловутые надписи, должные стать ориентировочной основой. А нет надписей – нечего выбирать.

Представим себе, что витязю на распутье встречается валун без указания вариантов пути. Просто обычный камень, от которого начинаются три дороги. Как тогда можно интерпретировать выбор той или иной из них?

Наш многолетний опыт исследования проблем дополнительного образования показывает адекватность следующей схемы. За все время пребывания ребенка во внешкольном объединении происходит три ключевых, поворотных события:

  • самоопределение по отношению к участию в жизнедеятельности внешкольного детско-подросткового объединения УДОД;

  • самоопределение школьника по отношению к освоению отдельных сфер жизнедеятельности;

  • самоопределение школьника по отношению к членству в социально-профессиональной или культурно-досуговой общности.

Каждый из обозначенных этапов не то чтобы следует за предыдущим, а как бы вырастает один из другого. То есть первый из них еще не закончился, а второй уже разворачивается; этот еще «в разгаре», а появляется третий. Модель такого процесса похожа на визуально-телескопическое устройство (подзорную трубу в исторических фильмах).

Нам представляется, что сегодня в передовой практике УДОД складывается несколько вариантов содействия самоопределению школьников.

Первый – «годовая программная пропедевтика». Предусматривает знакомство участников с несколькими типами содержания. Например, программа «Начальное техническое моделирование» выстраивается как пропедевтика для программ «Авиамоделирование» и «Судомоделирование».

Второй – «комплекс локальных проб» – подразумевает участие будущих кружковцев в тематической смене, проходящей на базе УДОД и предполагающей пробные занятия по профилям, реализуемым в учреждении. Так к концу смены каждый участник уже определяется в своих пристрастиях.

Третий – «длительное начало» – растягивает пробы на месяц-полтора. В этом случае путем своеобразной «вертушки» учащиеся участвуют в нескольких пробных презентационных занятиях по всем профилям, имеют возможность проконсультироваться с психологом или другими специалистами (в одном из учреждений функцию консультантов успешно выполняли библиотекари детско-юношеского центра).

Подведем итог. Учреждения дополнительного образования детей действительно обладают возможностями содействовать самоопределению школьников. Однако этот процесс не происходит автоматически. Более того, в жизнедеятельности внешкольных воспитательных организаций имеется немало барьеров для этого явления и ограничений при оказании детям помощи в выборе.

____________________

1 Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2005.

2 Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2005.

Рейтинг@Mail.ru