Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2009

Школьный уклад

Одна идея для трех тысяч человек

О том, что привлекательного находят родители в сотрудничестве со школой, наш разговор с председателем управляющего совета гимназии «Горностай» Олегом Германовичем ЯКОВЛЕВЫМ.

– Что для вас, как для родителя, значит работа в управляющем совете гимназии?

– Свою деятельность я рассматриваю как добровольческую. Есть желание преобразить жизнь вокруг себя. Потому что семья – это одно, а жизнь за ее пределами – другое. Изменить весь мир я не могу, но внести посильный вклад, улучшить что-то в гимназии – это реально.

Кроме того, у меня есть определенный управленческий опыт, который нужен школе.

– Какие управленческие технологии вы предложили использовать в гимназии, и что из этого было востребовано?

– Мы начали с того, что решили все вместе – учителя, родители и дети – понять, какой мы хотим видеть гимназию, что является нашим глубинным желанием, и чем школа должна стать для детей. Это непросто, потому что многие люди зачастую даже не могут сказать, чего они намереваются достичь в своей жизни. А для образовательного учреждения, в котором тысяча учеников, сто педагогов и две тысячи родителей, это и вовсе архисложно. Однако без ясного понимания цели никогда не будет эффекта.

Мы провели специальные семинары, встречи, по определенным технологиям собрали мнения родителей.

Идея правит миром. Поэтому она так важна. Когда мы определили концепцию гимназии, сразу появились приоритеты. Выбрали три ключевых слова – таланты, лидер, Россия. Отталкиваясь от этого, стали выстраивать программы.

Во-первых, если мы говорим о талантах, то, прежде всего, в школе должны их видеть и помогать развивать всеми возможными способами, а не просто «накачивать» знаниями. Для того чтобы учитель мог лелеять дарования, взращивать их, как зернышки, он обязан владеть определенными технологиями, повышать свою квалификацию.

Мы придумали для учеников, в частности, «Доску успеха», которая висит возле каждого кабинета. Нам хотелось, чтобы среди 30-ти человек в классе завязался разговор о том, кто и что собой представляет, чтобы у детей появился интерес друг к другу, темы для разговоров не только о школе и о том, кто кого победил в сетевой компьютерной игре.

На этих досках ребята вешают свои грамоты, дипломы, свидетельства об участии в тех или иных конкурсах. Важно, что, перед тем как поместить какую-то бумагу на стенд, учитель зачитывает ее при всем классе, звучат аплодисменты одноклассников.

Во-вторых, воспитание лидеров – это выработка позитивного настроя в жизни, веры в себя. Педагог должен видеть даже самый маленький шаг ребенка, следить за внутренним ростом.

В-третьих, акцент на России. Нам хочется, чтобы в нашей стране жизнь улучшалась по всем аспектам. И мы считаем, что нужно не критиковать то, что есть, а самим улучшать то, что можем.

– Для того чтобы что-то улучшать, помимо желания, нужны финансы…

– Безусловно. Мы считаем, что повышение инвестиционной привлекательности образования обеспечивается, в числе прочего, внедрением моделей государственно-общественного управления, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности.

Что касается потенциальных инвесторов, то это может быть государство, город, бизнес-структуры, родители, общественные объединения, заинтересованные в решении различных общественных проблем.

Мы считаем, что бизнес – наиболее привлекательный инвестор. Для реализации стратегии гимназии денежные средства предоставляются на проектной или регулярной основе, и потому возможно их более гибкое использование.

Проблема в том, чтобы заинтересовать бизнес-среду сотрудничать с образовательным учреждением. Это реально, если гимназия убедительно продемонстрирует свою способность быть проводником программ социальной ответственности бизнеса.

К сожалению, на настоящем этапе в бизнес-среде фактически не существует образа школы как полноценного делового партнера. И наша задача – формировать соответствующее представление. Для этого важно иметь опыт реализации полезных и «представительных» проектов в гимназии.

Мы составили несколько шагов создания инвестиционной привлекательности:

– мероприятия по вовлечению родителей в работу;
– изучение потребностей всех типов инвесторов;
– описание инвестиционной привлекательности для каждой группы инвесторов и воплощение ее в пакеты проектов, соответствующие каждой группе;
– информационные мероприятия для всех групп инвесторов;
– формирование долгосрочного партнерства с бизнесом через разработку программ социальной ответственности компаний;
– становление и улучшение способов взаимодействия с другими типами инвесторов.

Заметим, что формирование инвестиционной привлекательности гимназии должно происходить на фоне постоянной работы по созданию бренда ОУ и совершенствованию структуры управления.

ТРАДИЦИИ

Говоря о мотивации учителей, все чаще вспоминают о таких простых, на первый взгляд, вещах, как награды. В «Горностае» это не пустой звук. Рассказывает заместитель директора по организации образовательного процесса Галина Николаевна КОСЕНКО.

– У нас есть традиция – ежегодная церемония вручения значка «Золотой горностай». Началась она с того, что мы чествовали родителей в трех номинациях: «Меценатство», «Сотрудничество», «Развитие». Затем появились еще три для учителей – «Творчество», «Патриот», «Признание». Последней была – «Добровольчество», адресованная учащимся.

Ну, меценатство – это понятно. Что касается номинации «Патриот», то мы хотели, чтобы она предназначалась людям, преданным школе. Например, победителем в ней у нас был замдиректора по административно-хозяйственной части А.Т. Зотов. Работу этого человека вроде бы и не видно, однако без него школа просто не могла бы существовать.

«Признание» – не менее значимая учительская номинация. Чтобы выбрать победителя, мы собираем признания, адресованные учащимися своим преподавателям. И это не просто слова о том, что «Марья Ивановна очень хорошая учительница». У нас порой бывают такие сочинения, которые заставляют плакать – так проникновенно гимназисты пишут о педагогах, о том, что они помогли в какой-то сложной ситуации, раскрыли глаза на то или иное событие в мире и т.д. Одно такое признание может победить гору записок, в которых указано, что такой-то учитель очень хорошо преподает.

 

Рейтинг@Mail.ru