Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

События

Разным школам – разные рейтинги

Мониторинг образовательных траекторий выпускников чувашских школ показал: 75 процентов обладателей высоких баллов ЕГЭ в   прошлом году покинули республику.

В Москве, в Высшей школе экономики прошел семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», на котором ученые из Чувашии рассказали о разностороннем опыте анализа результатов Единого госэкзамена. Исследование является инициативой коллектива ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий». Старт ему дало изучение результатов ЕГЭ в республике.

«При изучении итогов можно разделить цели на исследовательские и управленческие, – сообщил докладчик, начальник отдела оценки качества образования центра Сергей Боченков. – В одном случае нужны точные данные, в другом – важно подать правильный сигнал системе образования для принятия решений. Между этими двумя целями есть некоторые противоречия».

Боченков признал, что республиканского заказа на анализ образовательных траекторий выпускников они так и не получили. «Однако в регионах научились работать с такой информацией и делать ее интересной для директоров и учителей», – отметил вице-президент РАО Виктор Болотов.

Педагоги чувашских школ уже познакомились с разработками и проявляют к ним повышенное внимание. «Все чаще случается, что исследования по оценке качества образования у нас заказывают учителя, – рассказал докладчик. – Платят за это родители учеников. Данные проведенного тестирования – закрытые. Даже если их просит директор школы, мы вынуждены ему отказать. Объясняем, что надо обратиться к заказчику, то есть к педагогу. При этом каждому ребенку, участвовавшему в такого рода обследовании, мы выдаем на руки его результат».

«Обратите внимание: чувашские родители доверяют применяемым методам оценки качества и активно просят провести тестирование своих детей», – подчеркнул Виктор Болотов.

Вместо рейтинга

Сегодня в большинстве субъектов РФ составляются рейтинги школ. Первые строчки в них обычно занимают самые известные лицеи и гимназии региона, победители конкурса лучших школ. Замыкают список десятки безвестных сельских ОУ.

Чувашские исследователи предложили избежать линейного рейтингования школ – обидного для всех, кто оказался не в первой двадцатке. Они выделили несколько больших групп (кластеров) образовательных учреждений. При включении школы в тот или иной кластер учитывалось территориальное расположение (город или село), инновационность модели, численность учащихся, объем вкладываемых в ОУ средств.

Кластер 1 – республиканские и городские муниципальные образовательные учреждения инновационного типа, лицеи и гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов (независимо от количества учащихся), в том числе – городские ресурсные центры. Это 19% выпускников 2007 г. (Далее везде указаны проценты 11-классников того же года.)

Кластер 2 – городские общеобразовательные школы (более 50-ти человек, окончивших 11-й класс) (21%).

Кластер 3 – небольшие городские школы (менее 50-ти человек, окончивших 11-й класс) (10%).

Кластер 4 – сельские образовательные учреждения инновационного типа, лицеи и гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов и все сельские ресурсные центры независимо от числа учащихся (19%).

Кластер 5 – крупные сельские общеобразовательные школы (25 и более учеников в выпускных классах) (9%).

Кластер 6 – сельские школы (от 15-ти до 25-ти учащихся в выпускных классах) (11%).

Кластер 7 – малочисленные сельские школы (6%).

Кластер 8 – вечерние и открытые сменные школы (5%).

Нововведение оказалось интересным, в первую очередь, для школ. С помощью включения в кластер у них появился шанс заявить о себе: если раньше малочисленным школам приходилось плестись в хвосте общего рейтинга, то сейчас можно бороться за вхождение в первую десятку своего кластера.

«Получен интереснейший позитивный результат: ОУ хотят идти на контакт с исследователями, желают проведения внешней оценки. Теперь они сравнивают себя друг с другом и согласны сравниваться!» – прокомментировал Виктор Болотов.

ЕГЭ по вечерам

Подводя итоги анализа данных ЕГЭ–2008, исследователи обнаружили, что школы 6-го и 7-го кластеров (сельские ОУ разной наполняемости) по результатам ЕГЭ почти не отличаются друг от друга. Следовательно, раз сельская школа не является инновационной и не имеет статуса ресурсного центра, то для успешной сдачи Единого госэкзамена не имеет особого значения, сколько в ней выпускников.

Огорчают низкие результаты ЕГЭ у выпускников 8-го кластера – тех, кто окончил вечерние школы.

«Это настораживающий факт, – заметила заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ Татьяна Абанкина. – В Москве руководители образования предлагают отправить тех, кто не сдал ЕГЭ, на подготовку к пересдаче в вечерние школы. Если мы отправим двоечников в такие слабые школы, каков же будет результат?»

«Ситуация 2008 года сложилась таким образом, что наши вечерники не были заранее оповещены об участии в ЕГЭ, – успокоил Сергей Боченков. – Это случилось уже весной, когда вышло положение об итоговой аттестации. Поэтому они и показали самые слабые результаты в республике».

Отберите паспорта у выпускников!

«В Чувашии придерживаются строгих принципов: если некоторые выпускники школы не пошли ни учиться, ни работать, школа – посредственная, – сказал Виктор Болотов. – И неважно, что другие выпускники этого ОУ, быть может, поступили в лучшие вузы. Главное, чтобы все продолжили образование».

«Доля выпускников, не поехавших учиться за пределы республики, – это тот индикатор, который у нас в Чувашии интерпретируется то позитивно, то негативно, – признал Сергей Боченков. – Процент поступающих в вузы неуклонно растет: сегодня среди чувашских выпускников их уже до 70-ти процентов».

В ходе исследования ученые установили масштабы «утечки мозгов». Выпускники городских школ выезжают на учебу в московские вузы в два раза чаще, чем их сверстники, закончившие сельские школы (юношей и девушек среди наиболее удачливых абитуриентов поровну). На учебу за пределы Чувашии в 2008 году выехало 52,2 процента выпускников, сдавших ЕГЭ на «отлично»; 47 процентов золотых медалистов и почти 75 процентов от числа получивших 90 и более баллов.

Лишь немногие выпускники с более или менее высокими баллами ЕГЭ предпочитают остаться дома: престижного высшего образования в Чувашии нет.

«Я бы особо обратил внимание на эту проблему, – сказал в ходе обсуждения директор Центра социологических исследований РАО Давид Константиновский. – Есть замечательная идея анализа образовательных и трудовых траекторий выпускников школ, сдавших ЕГЭ. Внешняя оценка – это когда люди, закончившие школу, сталкиваются с реальностью, а не когда они сдают ЕГЭ. И исследование уже показало, как начинают складываться эти траектории».

«Многие руководители регионов сейчас рассматривают это как повод запретить ЕГЭ, – прибавил Виктор Болотов. – Там даже выдвигается предложение отбирать у выпускников паспорта».

В Чувашии этого делать никто не собирается. Напротив.

«Раньше считалось, что выпускники школ должны оставаться в республике. Сейчас взгляд на вещи меняется. Директора говорят: хорошо, если наши ребята уезжают учиться в другие города России», – сказал Сергей Боченков.

Рейтинг@Mail.ru