Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

Наука управлять

Информационная культура школьников

Акцент – на исследовательскую деятельность

Одна из главных характеристик современного выпускника школы – уровень сформированности его информационной культуры. Это позволяет человеку чувствовать себя свободно в различных областях знаний. Как выстроить целостную систему работы в ОУ, чтобы развить необходимые навыки, рассмотрим на примере ГОУ СОШ № 1270 г. Москвы.

Каждому ученику – радость открытия

Информационная культура является частью общей культуры личности и может быть представлена как совокупность трех составляющих.

Когнитивный компонент – это использование источников информации и знание принципа ее поиска.

Технологическая составляющая наполняется всевозможными информационными умениями – находить, систематизировать, анализировать, преобразовывать, представлять, передавать, сохранять сведения, в том числе при помощи компьютера.

Не менее важным является информационное мировоззрение, то есть эмоционально-ценностное отношение к информации, информационным процессам, позиционирование себя в информационном пространстве, определение своей жизненной позиции.

Современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно-деятельностную среду, способствующую развитию информационной культуры школьника. В нашем образовательном учреждении отрабатывается модель управления развитием информационной культуры учащихся в процессе исследовательской деятельности. Принципами ее организации являются интегративность, непрерывность и преемственность, личностно-сообразное управление.

Принцип интегративности предполагает, что научный поиск может основываться на надпредметном уровне с учетом усвоения основных информационных умений, в рамках координации содержания образования различных областей знаний, а также в системе взаимодействия основного и дополнительного образования, детско-взрослых самоуправляющихся объединений (научное общество учащихся), когда учебная работа на уроках имеет свое логическое продолжение в деятельности разнообразных видов творческих групп.

Непрерывность и преемственность обязательны для образовательного учреждения, стремящегося в системе развивать способности детей, формировать их умения и эмоционально-ценностную сферу. Наша модель подразумевает определение и описание обязательного стандарта информационных навыков школьников.

На каждой ступени обучения действует внутренний стандарт освоения исследовательской деятельности, готовности к дальнейшему развитию в данном направлении. Принимая новых учеников, учитель должен иметь возможность опираться и актуализировать их опыт, ориентируясь на поэтапное формирование соответствующих качеств.

Научная работа может осуществляться в индивидуальной, коллективной и групповой формах, однако успешное управление ею зависит от реализации принципа личностно-сообразного подхода. Каждый должен иметь возможность приобрести опыт исследовательской деятельности, ощутить радость самостоятельно или в группе совершенного открытия, осознать собственный потенциал. Мониторинг сформированности информационных умений и педагогическое наблюдение позволяют наблюдать динамику развития детей, корректировать работу с отдельными учащимися.

Исследовательская деятельность на уроке

Элементы информационной культуры формируются при осуществлении учащимися исследовательской деятельности на всех ступенях обучения и при изучении каждого предмета.

Анализ образовательных стандартов, учебных программ, личностное проектирование образовательного процесса по своему курсу или дисциплине приводят учителя к необходимости определения тех моментов обучения, на которых ученик будет включен в научную работу, обоснованную логикой усвоения учебного материала. Она может носить ограниченный характер в рамках, например, изучаемой темы, способствовать решению конкретной учебной задачи.

Если – в зависимости от периода обучения – способ исследования является для учащихся новшеством, то оно выполняется с большой долей помощи со стороны преподавателя, с условием обязательной самостоятельности на одном или нескольких этапах. В последующих случаях независимость нарастает. В определенный момент, обладая необходимыми знаниями и умениями, ребята могут смоделировать собственные комбинации, составленные из знакомых им операций, и провести полноценное исследование, соответствующее их возрасту.

На наш взгляд, наглядным может быть пример по организации научной деятельности на уроках истории и обществознания в 9-м и 11-м классах с учетом повторяющихся учебных тем в условиях концентрического изучения.

Например, на обществознании и истории в 9-м классе по темам «Политический режим» и «Развитие страны в 1950–1980-е гг.» школьникам предлагается изучить и сравнить различные определения понятия «политический режим» в словарях и энциклопедиях, установить разницу в подходах. Таким образом подростки проявляют, а также развивают и закрепляют информационные умения: находят информацию, отыскивают основания для сравнения, выделяют системообразующий элемент определения.

В данном случае учитель сориентировал учащихся в отношении целей микро-исследования, совпавших с темой урока, но выполнение задания и подготовка к уроку носили характер исследовательской деятельности, включая планирование, выбор методов, осуществление операций и т. д.

Подобные уроки в 11-м классе позволяют учителю включить ребят в уже более целостную исследовательскую деятельность. Скажем, предлагается изучить существующие теории трансформации политических режимов и, применив свои знания, определить их развитие и характер в разных странах в те или иные временные отрезки.

При этом выпускники отыскивают способ сравнения теорий по ведущим компонентам и конструируют схему анализа в соответствии с ними, обосновывают сделанный выбор, а также переформулируют понятия теории в конкретные термины, позволяющие определить именно то, что было неопределенным (форма политического режима и его развитие).

Кроме того, ученики, анализируя и выбирая одну из теорий, продвигаются и в ценностном осмыслении существующих подходов к изучению и интерпретации жизни общества. Происходит сравнение позиции молодого человека с культурными образцами, постепенное самоопределение личности.

Другими словами, исследовательская деятельность на уроках позволяет усваивать не просто сведения, а такие знания и умения, которые наиболее эффективно послужат для множества различных целей и случаев при решении учебных и других жизненно важных задач.

Элементы информационной культуры формируются при осуществлении учащимися исследовательской деятельности при изучении всех предметов.

Информационная культура и исследовательские работы

Формирование информационной культуры на основе исследовательской деятельности находит свое отражение и в индивидуальных проектах, защита которых является формой промежуточной и итоговой аттестации в старших классах.

Руководители исследований – учителя-предметники – курируют самостоятельную работу учащихся, корректируют ее на разных этапах, организуют открытые предварительные отчеты по уже сделанному, озвучивают первые результаты и уточняют задачи исследования. Таким образом дети учатся друг у друга, «проверяют» уровень подготовки, замечают свои и чужие погрешности, приобретают опыт устного рецензирования.

Большое значение имеет основанное на интеграции компьютерной грамотности и информационных умений освоение школьниками методов современной презентации, основ экранной культуры.

Ежегодная защита исследовательских работ на английском языке давно стала школьной традицией. Проблемы, которые формулируются старшеклассниками, представляются актуальными, демонстрируют широту интересов и искреннее желание познать окружающий мир.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Все такси", который поможет сориентироваться в огромном множестве Служб такси. На сайте vse-taxi.com представлены не просто список транспортных компаний и телефоны такси в Москве, но и самая точная и актуальная информация о каждом перевозчике, действующие тарифы, объявления о проводимых компаниями рекламных акциях и действующих спецпредложениях. Выбрать надежного перевозчика помогут рейтинг таксофирм и отзывы клиентов, которые оценили профессионализм диспетчеров и водителей, а также состояние предоставляемых автомобилей и комфортность поездки. Вам не придется обзванивать множество фирм, выясняя, выполняет ли транспортная компания перевозку животных, обслуживает ли торжества, занимается ли курьерскими доставками и другие интересующие Вас вопросы. Вся информация представлена на портале. Вам остается только сравнить стоимость поездок, выяснить перечень предоставляемых услуг и выбрать, лучшую, на ваш взгляд, службу такси.

Помощь допобразования

Поскольку библиотеки продолжают оставаться важнейшим информационным ресурсом, циклы библиотечных уроков на всех ступенях обучения, реализуемые на основе нескольких разработанных курсов, являются обязательным компонентом развития информационных умений школьников.

Библиотечные уроки – это традиционная форма занятий. Прежде они были обязательными. Сегодня нужны для того, чтобы научиться использовать поисковые системы в библиотеке, считывать информацию с библиографических данных, владеть просмотровым чтением, разбираться в справочных изданиях, «общаться» с библиотеками в дистанционном режиме. На уроках ребятам объясняют, как все это делать, и помогают отработать навыки на практике.

Конечно, педагогическая поддержка не должна упрощать и облегчать деятельность учащегося. Это может привести к стагнации.

Осваивая в учебном процессе основы научной работы, школьники имеют возможность совершенствоваться и развивать свои исследования в системе дополнительного образования. В различных творческих объединениях и кружках они знакомятся со специфическими методами познания, характерными для отдельных наук. Происходит погружение в мир проблемы, интересующей всех участников группы.

Например, несколько школьных литературных объединений выбрали темой своих занятий исследование творческой биографии А.С. Пушкина. Это было реализовано в оригинальных коллективных работах, отразивших индивидуальные аспекты прочтения широко известных творений классика: «Жанровое своеобразие произведений А.С. Пушкина позднего периода творчества», «Особенности языка лирики А.С. Пушкина», «Биографическая основа некоторых произведений А.С. Пушкина».

Научное общество – новое наполнение исследовательских умений

Особой формой организации исследовательской деятельности, аккумулирующей все школьные достижения в этом направлении, выводящей ее участников на высокий уровень самостоятельного, осмысленного поиска, является научное общество учащихся. Работа НОУ, с одной стороны, выполняет образовательную функцию, с другой – развивает духовно, формирует эмоционально-ценностную сферу.

Педагогическое руководство детским научным обществом заключается в совместном со школьниками соуправлении: выработке требований к исследовательской работе; общих подходах к ее рецензированию, определению регламента проведения заседаний, отчетов, конференций, планированию, подготовке материалов к публикации; в информировании школы о проходящих мероприятиях в НОУ.

Это взаимодействие педагогов и учащихся обуславливается необходимостью отношений взаимного уважения и сотрудничества людей, осуществляющих совместный научный поиск. Подобная социально-культурная практика особенно важна для становления личности ребенка.

Работа НОУ организована таким образом, чтобы учебно-исследовательские умения школьников, формируемые в ходе учебного процесса, занятий в системе дополнительного образования, получили развитие и новое наполнение, прежде всего, в методологическом плане.

Участникам НОУ предлагаются специальные лектории и семинары.

К примеру, курс лекций «История науки» позволяет глубже ознакомиться с понятиями «информация», «знания», «наука», «научное познание», «научное исследование», «прикладное исследование» и др.

На лекциях раскрываются этапы формирования научного знания, основные тенденции развития современного естествознания и гуманитарных наук, привлекается внимание к такой проблеме, как этическая сторона науки. Немаловажное место отводится освещению научно-исследовательской деятельности ученых, их биографиям, жизненной позиции.

К чтению лекций привлекаются преподаватели и аспиранты вузов (Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана), педагоги из других образовательных учреждений (гимназия № 1513), научные сотрудники музеев (Музей образования г. Москвы, Политехнический музей), учителя школы. (Вузы оказывают помощь в рамках договоров о сотрудничестве между ними и школой, заключенных в связи с профориентационной работой. Они имеют возможность через НОУ готовить для себя абитуриентов, участников своих олимпиад, конференций. Вузовские преподаватели ведут и платные занятия в школьных кружках. Договоры заверяются в управлении образования.)

Лекции носят интерактивный характер с применением эвристических методов, эффективно воздействуют на все сферы личности: пробуждают интерес, создают информационное поле по рассматриваемым проблемам, стимулируют к дополнительному информационному поиску, определению недостающих сведений, мотивируют к осуществлению исследовательской деятельности, предъявляют образцы позитивного поведения.

Специальный семинар «Введение в научное исследование» помогает членам НОУ освоить технологию его проведения, самостоятельно осуществить полный цикл научной деятельности.

На семинарских занятиях дети учатся формулировать гипотезы исследований, определять их цели и задачи, знакомятся с методами и апробируют полученные знания на тренировочном материале.

Если стало трудно...

Курсов, содержащих систему занятий по обучению исследовательской деятельности, разработано достаточно много, и они внедряются с большим или меньшим успехом в образовательных учреждениях, в том числе и в нашем. Главными факторами реализации их потенциала нам представляются удержание интереса школьника посредством педагогической поддержки в условиях познавательных затруднений (которые неизбежны в описываемом процессе), создание ситуации успеха для каждого.

В психолого-педагогической литературе накоплен широкий арсенал приемов. Многие из них актуальны и при организации научного поиска:

  • авансирование результатов («Я уверен в твоем успехе», «Ты с этим справишься и, как всегда, хорошо»);

  • прием персональной исключительности на основе любого достоинства ученика («С твоими способностями успех тебе обеспечен», «Именно у тебя это получится…»);

  • скрытое инструктирование («Вспомни, как мы работали над…», «Начать, наверное, лучше всего с…»).

Сильным механизмом, «запускающим» ситуацию успеха, является высокая мотивация предлагаемых действий. Ее следует тщательно подготовить, аргументируя необходимость преодоления затруднений, выполнения определенной работы («Это пригодится тебе при…», «После этого у тебя не возникнет сложностей с…»).

Конечно, педагогическая поддержка не должна упрощать и облегчать задачи, стоящие перед ребенком. Это может привести к стагнации. Личностные приращения часто связаны с опытом переживания отрицательных эмоций по поводу неудач, неудовлетворенности, с поиском оригинальных способов, выдвижением новых целей, анализом своей деятельности. Педагоги, организующие научную работу, выстраивают ее с позиций признания исключительности каждой личности и своей ответственности за ее становление.

Несмотря на то, что курс по освоению исследовательской деятельности предполагает обучение на высоком методологическом уровне, практика показывает необходимость его дополнения упражнениями прикладного характера, способствующими формированию требуемых информационных умений, которые не всегда закрепляются на уроках.

На семинаре НОУ нашей школы используется несколько измененный комплекс взаимодействия с информацией, разработанный в Магнитогорском государственном университете. Он включает в себя задания, направленные на работу с документальной (письменный текст), графической, числовой, вербальной (устный текст) информацией и рисунками.

Лектории и семинары дополняют информационные знания и умения школьников, получающих наиболее эффективное развитие при выполнении исследовательской работы. Руководители научной деятельности используют известные, общепринятые подходы, опираясь на алгоритм разработки программы исследования, а также примерные критерии оценки сделанного. К ним относятся оценка собственных достижений автора, его эрудированность в рассматриваемой области, наличие необходимых композиционных элементов, умение представить свою работу и защитить концепцию и результаты.

Научный руководитель обычно участвует в организации исследования (что видится особенно важным, если необходимо проводить эксперимент, требующий соблюдения техники безопасности, использования метода анкетирования или фокус-группы с незнакомыми людьми, выезда за пределы города и т.д).

В соответствии с уставом научное общество учащихся представляет к внешнему рецензированию работы своих членов и проводит консультирование по мере необходимости, обращаясь в вузы и различные образовательные и научные учреждения (например, в Клуб юных железнодорожников при Московском государственном университете транспорта, Политехнический музей и т. д.).

Наблюдая за ребятами, занимающимися в научном обществе, мы можем отметить систематические приращения в их умениях самостоятельно работать с информацией, ставить проблему, использовать различные формы ее решения. Школьники проявляют способность свободно и ответственно осуществлять выбор поведения по отношению к окружающей действительности.

Модель только выстраивается

Рефлексия и коррекция собственной педагогической деятельности в данном направлении позволяют преподавателям увидеть ощутимые изменения в структуре их взаимоотношений с учащимися, личностного роста в профессиональном плане, в освоении инновационных технологий. Однако в силу прогрессивного характера данной педагогической деятельности, которая встраивается в практику большей части учителей, выявляются некоторые сложности и противоречия в интерпретации подходов, трактовке и понимании основных понятий, а также в оценке и анализе того, чем занимаются школьники и их руководители.

Итак, в школе выстраивается модель управления развитием информационной культуры детей в процессе научной работы. Она обеспечивает положительное воздействие на когнитивную, технологическую и эмоционально-ценностную составляющие.

Конкретизируя условия успешной жизнедеятельности данной модели, мы отмечаем необходимость:

– детального описания уровневого внутришкольного стандарта освоения учащимися исследовательских умений;

– создания на основе стандарта системы контрольно-измерительных процедур для мониторинга информационных и исследовательских умений, формируемых в ходе учебно-познавательной деятельности;

– разработки программы внутришкольного методического семинара для учителей по организации исследовательской деятельности учащихся и теоретическим вопросам научно-исследовательской работы.

Рейтинг@Mail.ru