Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2009

События

Школа: баланс хорошего и плохого

В Санкт-Петербурге в пятый раз прошла конференция, организованная Ассоциацией гимназий Северной столицы. Тема, собравшая заинтересованных в сохранении традиций нашего школьного образования директоров ОУ, учителей, научных руководителей, методистов из России и зарубежья, была такая – «Гимназии и общество». Но ниже речь пойдет не столько о самом мероприятии, сколько о   предмете, вынесенном в его заглавие.

Гимназия – для большинства собравшихся не только их родное образовательное учреждение, а школа в полном смысле слова: место, где педагогический коллектив умеет дать своим ученикам полноценные образование и воспитание, необходимые человеку, стоящему перед выбором собственного жизненного пути.

В каких же взаимоотношениях находится эта школа с обществом, то есть с теми, кого она выучила, выпустила из своих стен, кто несет к ней свое отношение как уже сложившееся?

Увидеть это нам позволяют результаты большого опроса. Четыре поколения выпускников на протяжении двух последних лет отвечали на следующие вопросы:

  • Как вы оцениваете влияние школы, где вы учились, на формирование ваших культурных и иных жизненных приоритетов?

  • Что вспоминаете как пример позитивного влияния учебного заведения на вас, ваше мировоззрение, отношение к людям, к себе, к обществу?

Отмечу погрешность: речь шла об ушедших годах, и, следовательно, на ответы наложился жизненный опыт. На один и тот же вопрос отвечали люди 17–18-ти, 23–26-ти, 30-ти, 40 лет.

Но при размышлении над услышанным у читателя, полагаю, выстроится ряд отношений выпускников к своей школе, и станет видно, что теряет она в глазах общества, что, возможно, приобретает, а главное  – какова существующая тенденция.

Итак, приведу обобщенные результаты опроса…

Выпускники 80-х годов

Сразу откликаются на предложение, отвечают от души, жанр – размышление-воспоминание.

92% безусловно признают роль образовательного учреждения в собственном становлении, в своих профессиональных успехах. Об учителях отзываются с уважением и благодарностью. Рефрен сквозь все воспоминания – «спасибо школе».

Вместе с тем нет приукрашивания, часто встречаются реплики: «Советская школа не во всем хороша, но главное сумела в нас воспитать…». Кто-то, напротив, утверждает: «В те далекие годы мы все были пионерами. Думаю, что это оказалось полезным для нас, так как воспитывало качества, необходимые человеку в жизни».

Наиболее часто употребляемые слова, когда речь идет о том, что дала та школа: честь, совесть, долг; уважение к старшим, человеческие отношения, взаимопомощь, дружба, коллектив; доброта, милосердие; научила, воспитала; жизненные, культурные ценности, эстетические впечатления; умение трудиться, работать над собой, желание самосовершенствования, дала толчок к развитию, уважение к знанию; «не хлебом единым жив человек».

В ответе на второй вопрос называют школьные вечера, концерты, КВН, спортивные состязания, походы, игру «Зарница», беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, переписку с ее участниками, прием в пионеры в праздничной обстановке.

Обобщая отношение «восьмидесятников» к школе, процитирую две выдержки как наиболее характерные для этого поколения.

«Самое главное, что нам привили, – уважение к старшим, качество, которого современным детям, на мой взгляд, не хватает. И это вина нас, взрослых. В гонке за выживание мы совсем позабыли о том, а что же останется после нас?»

«Хочу привести в качестве примера мою родственницу, живущую на Урале в далекой деревушке. Она 40 лет проработала учителем в сельской школе. Пережила много трудностей. Ее родители были простые, но образованные люди. До сегодняшнего дня эта женщина сохранила интерес к жизни, особый позитивный заряд и бодрость. Ее нельзя назвать несовременным человеком. Она очень интересуется всем, что происходит вокруг. Я думаю, привитая ей культура и полученное образование и помогают сохранить душевную молодость… Общаясь с такими людьми, кажется, и сам становишься лучше».

ДЕТАЛИ

Организаторы конференции «Гимназии и общество» были рады видеть участников, приехавших из Бежецка, Вологды, Великого Новгорода, Гомеля (Беларусь), Домодедова, Днепропетровска (Украина), Жуковского, Ижевска, Киева (Украина), Кирова, Красноярска, Люберец, Москвы, Мурманска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Полярных Зорь, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Самары, Сочи, Старой Руссы, Таганрога, Турку (Финляндия), Челябинска, Череповца, Читы, Электростали.

География впечатляет!

Выпускники 90-х годов

Появляется тема семьи как места, где формировался свой мир. Налицо мотив субкультур, влияющих на людей в молодости, в школьные годы больше чем образовательное учреждение.

Отчетливо видна оппозиция «школа – я».

Широк диапазон отношений выпускников к учебному заведению: от слов «школа научила главному в жизни», «вспоминаю ее только добрым словом» – до высказываний «не любили школу, но она успела научить нас быть благодарными и уважать старших», «школа – казарма», «я страшно не любила свою школу». И все равно лидируют слова признательности, положительные воспоминания. Но не об образовательном учреждении в целом, а об одном-двух учителях.

Отношение к школе можно представить, как в театре, в двух картинах  – настолько оно разное у этого поколения:

Картина 1: воспитала уважение к пожилым людям, научила слушать и слышать других, быть терпимыми, поступать по-людски, чтобы потом не было стыдно; появилось умение общаться, чувство коллективизма, школа сплачивала; дружба, взаимовыручка; учили всегда все делать вместе, отвечать за свои слова; привила любовь к театру (чтению, искусству), мы были заняты, нас учили учиться, не лениться, приходить на помощь в трудную минуту.

Картина 2: школа навязывала, с трудом к ней привыкли, дружба в противовес ее холодности, сухая, жесткая атмосфера; школа – плохой опыт, но это тоже опыт; упало представление о собственных возможностях, отбила охоту учиться; строгие преподаватели, мало дружеского отношения к детям.

В ответе на второй вопрос называют классные часы, литературные вечера, уроки литературы, истории, МХК, творческие вечера, праздники, спектакли, походы в театр, школьные постановки, посещение музеев, помощь пожилым одиноким людям в микрорайоне/селе, поездки в другие города во время каникул, предметные олимпиады, общешкольные чаепития, турпоходы, спортивные соревнования, празднование 8-го марта и 23-го февраля.

В заключение впечатлений о школе этого выпуска позволю себе привести две цитаты из размышлений разных людей одного поколения:

«Школу мы заканчивали в 90-е., трудные перестроечные годы, когда все делали что хотели, старое разрушили, а нового еще не построили. Но, благодаря учителям моей школы, которые смогли сохранить лучшее и передать это детям, мы не ожесточились, никто не стал бандитом (хотя это тогда было модно). Я признательна школе за то, что познакомилась с такими писателями, как Булгаков, Солженицын, Рыбаков, Приставкин».

«Сейчас все это утрачено. Ничем подобным учителя не занимаются. Опираясь на школьные и полученные позже знания, стараюсь приобщить свою дочь к культуре. Я рада, что основы этого были заложены в школе».

Выпускники начала ХХI века

Сохраняется, как в предшествующей группе, разное отношение к школе: «она сделала все, чтобы жизнь не прошла мимо», «положительно влияла», и перечислены литература, МХК, история. «Поведение детей педагогами не контролировалось», «я сама без помощи школы сформировалась как личность, от учебы остались только отрицательные воспоминания».

С какими понятиями ассоциируются школьные годы наиболее часто? Уважение к людям, сам должен вершить свою судьбу, культура и общество, общество и государство, отношения между людьми, дружба, любовь, семья, воспитанный человек, школа растила, ставила на ноги, учила.

В это время – убеждены ребята – семья и еще раз семья оказала влияние на процесс становления личности. В отдельных случаях размышления еще более категоричны: отмечено самостоятельное становление, без участия кого бы то ни было.

Слова благодарности сохраняются одному-двум учителям, как правило, за неравнодушие или просто за то, что это были воспитанные люди: не повышали голоса на школьников, хорошо знали своей предмет и увлекательно вели уроки, интересовались мнением учеников, организовывали экскурсии, походы в музеи и т.п.

В этом поколении случаи благодарности школе в целом – единичны.

При ответе на второй вопрос назывались экскурсии, уроки литературы, МХК, истории, занятия в форме диалогов, выезды, прогулки за город, школьные вечера и праздники, тематические вечера-обсуждения.

Нельзя не заметить, что постепенно из сознания людей уходит воспитательная функция школы, ее эмоциональное воздействие на молодого человека, ранее осуществляющееся на так называемых внеклассных мероприятиях.

Выпускники двух последних лет

Молодые люди, недавние старшеклассники, иногда категорически отказывались давать ответы.

Согласны с тем, что школа оказала заметное/значительное воздействие – 47,5%. Не согласны с этим утверждением – 38,5%. 11,5% подчеркивают влияние семьи, родителей, веры, но не образовательного учреждения. Отказываются о чем-либо вспоминать в связи со школой – 2,5%.

Наиболее часто употребляемые слова при этом тоже могут быть представлены в двух картинах.

Картина 1: навязывала мнение, не давала простора фантазии; предоставляла некачественное образование, поверхностное преподавание, не привила интереса к учебе; недружелюбная атмосфера, никому нельзя было верить; отбивала интерес к познанию и культуре, заставляла изучать только прошлое, отвергала новое.

Картина 2: школа знакомила с культурными ценностями, заложила базу знаний, основы культуры; жизнь проходила в учении; мы верили учителям, появились друзья, мысли, интересы, научились общаться в коллективе; учебное заведение должно привить детям любовь к культуре, развивать интеллект, интерес к новому, понимание, мировоззрение, воспитывать духовные ценности, познание, восприятие действительности, давать знания.

Что же сформировала, воспитала, по убеждению вчерашних выпускников, школа? Умение отстаивать свою точку зрения, манеру поведения; выработала ответственность, продемонстрировала примеры воспитанности, развивала культуру в учениках; научила уважать окружающих; формировала уважение к себе, социализацию, желание учиться, умение распределять время, внимательно слушать, интерес к новым знаниям, грамотную речь, качества, присущие культурным людям; сделала нас настоящими личностями; научила ценить все вокруг, внесла культуру в мою жизнь, пробудила интерес к искусству, дала знание истории своей Родины, города.

Ответы на второй вопрос представлю читателю в виде рейтинга:

– на первом месте: литература, МХК, история, философия, этикет, иностранные языки (замечу в скобках, что в этом поколении вообще лидируют воспоминания об уроках, становясь неким синонимом школы);

– на втором месте – учителя, нередко директор;

– на третьем – посещения музеев, театров, концертов, экскурсии всем классом, беседы, литературные гостиные, конкурсы, поездки («куда сам бы не поехал»), спортивные соревнования.

Обобщая эту информацию о последних выпусках, опять же цитаты.

«Я не считаю, что школа влияла на меня. Мои приоритеты стали формироваться уже после ее окончания. И вообще, как может учебное заведение достойно направить молодого человека к культуре во всем ее многообразии, если кроме Пушкина и таблицы Менделеева ничего не возносят на пьедестал почета!»

«Позитивное влияние школы – большая редкость в наше время».

«Школа – это школа. Баланс хорошего и плохого».

Тенденции

Пора подвести итоги и обозначить явно проявляющиеся тенденции. Для этого обращу внимание на те аспекты отношений выпускников к школе, где произошли существенные изменения.

1. От полного принятия образовательного учреждения как места, где человека воспитывают, формируют и дают необходимые и разнообразные знания (мнение «восьмидесятников»), мы пришли к дифференцированному и избирательному подходу (90-е гг. и нынешние выпускники).

Именно в последние годы в сознании упрочилась мысль «школа должна», и уходит мотив благодарности. Иначе говоря, учебное заведение не воспринимается обществом как единственное, непременное место воспитания и формирования человека в детском и подростковом возрасте.

2. Исчезли и после 80-х гг. не появлялись в высказываниях выпускников те качества личности, что выработала в них школа: честь, совесть, долг, милосердие.

Не отрицая того или иного влияния школы, тем не менее люди сосредоточены на знаниевом и поведенческом аспекте, нежели на понятиях, выстраивающих мировоззрение и нравственную позицию человека.

3. С начала нынешнего века постепенно вырастает противоречие между теми старыми нормами и знаниями, что несет с собой школа, и нежеланием нового поколения это воспринимать и тем более изучать.

Разумеется, педагог, каждое образовательное учреждение сами в состоянии обдумать предложенные данные, но непременным остаются следующие выводы и наблюдения:

– учебное заведение, претерпев немало лишений, принципиальным образом не изменилось;
– общественное сознание за эти годы заметно сузилось в диапазоне взгляда на функции ОУ;
– чем разнообразнее по отношению к ребенку ожидания общества, связанные со школой (воспитать, научить, привить интерес к развивающей деятельности, развить интеллект и воображение, ориентировать на коллективную работу и т.д.), тем успешнее результаты;
– чем неопределеннее эти надежды, бессистемнее требования – тем менее эффективно оказывается учебное заведение в отношении каждого отдельного воспитанника.

Отмеченные тенденции отражают сегодняшнюю реальность, а она не радует. Общая обеспокоенность участников конференции тем, какое место отведено в нынешней ситуации школе, подтверждает это.

Взаимоотношениям «гимназии–общество» предстоит, очевидно, долгий путь, и его эффективность в чем-то определяют сами ОУ. Школе не стоит пассивно ждать нового вала директив, циркуляров, указаний. Только она знает, какие качества, в каком возрасте и как необходимо формировать у маленького ребенка, подростка, старшеклассника. Опыт российского образования уже давно доказал: именно гимназия, школа, лицей умеют это делать как никто другой.

Значит, следует писать и говорить об этом так, чтобы общество – наши давние и недавние выпускники – нас услышало. И была бы не вынужденная борьба за выживание образования, а позитивный диалог.

Рейтинг@Mail.ru