Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2009

Education

Советы бывалых из Балтимора

Подобно Ментору, который учил уму-разуму юного Телемаха во время долгих странствий его отца, Одиссея, современные наставники оказывают поддержку молодым учителям в самом начале их трудовой деятельности, когда нужно научиться очень многому и сразу.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта www.velikolepnyivek.com, посвященного турецкому историческому телевизионному сериалу «Великолепный век». Благодаря услугам сайта www.velikolepnyivek.com, Вам больше не надо вводить в поисковое окно браузера такие запросы, как «Великолепный век 3 сезон», и пытаться найти достойный интернет-ресурс, позволяющий бесплатно и без назойливой рекламы увидеть все серии этого захватывающего сериала в хорошем качестве. Помимо возможности смотреть сериал онлайн, к Вашему вниманию представлены подробные описания серий, биографии персонажей и играющих их актеров, интересные исторические факты, фотографии, обои и музыкальные композиции сериала «Великолепный век».

Взаимная ответственность

Менторство, приобретающее все большую популярность в школах Америки, помогает справиться с проблемами первого года, которые часто вынуждают молодых специалистов оставить работу.

Образовательная система графства Балтимор предлагает свою уникальную, получившую национальное признание модель. В ее рамках ко всем начинающим учителям, опыт работы которых составляет пять лет или меньше, прикрепляют менторов.

«Учеба в колледже практически не готовит будущих педагогов к реалиям деятельности в классе, выпуская их в большую жизнь без практических навыков преподавания», – считает Арлин Флейшман, координатор менторской программы учебного округа графства Балтимор. По ее мнению, текучка среди молодых преподавателей не так страшна, как негативное влияние плохо подготовленных кадров на успеваемость детей. Поэтому главной целью балтиморской программы является улучшение успеваемости учеников.

«Мы знаем, что достижения школьников зависят от качества преподавания, – добавляет Флейшман. – Следовательно, чтобы улучшить результаты, необходимо его совершенствовать». Главным условием успешного менторства Флейшман считает «способность вовлечь учителей в разговор о том, что такое эффективное обучение».

«Учителя-новички нуждаются в людях, которые наблюдали бы за их работой и давали ей оценку», – соглашается еще один член балтиморской команды Ф.Кларк. Им необходима поддержка, чтобы преодолеть трудности, связанные с управлением классом, планированием уроков, системой выставления оценок и общением с родителям.

Кароли Смит – один из менторов в Milford Mill Academy в Балтиморе. До того как им стать, она в течение пятнадцати лет преподавала английский язык в старшей школе. «Последние пять лет работы мне пришлось иметь дело со студентами местных колледжей и университетов, – рассказывает она. – И я сделала открытие: мне нравится делиться с ними своими знаниями. Этот опыт и сподвигнул меня стать ментором».

Смит считает менторство важным и ответственным занятием. Дополнительным стимулом служит и то, что она видит, какой эффект подобная помощь оказывает на начинающих учителей. «Как менторы мы регулярно анализируем успеваемость учеников, чтобы отследить прогресс. Ясно видно, что качество обучения растет по мере накопления преподавателями опыта в своей профессии».

По мнению Смит, одна из ее главных обязанностей – заставить педагогов критически оценить личную роль в образовании. «Процесс наблюдения и диалога обеспечивает модель для саморефлексии и анализа», – говорит она. Это также демонстрирует молодому учителю, что преподавание на протяжении всей жизни сопряжено с обучением.

Менторская программа графства Балтимор помогает выработать навыки командной работы, личного общения и переписки с коллегами, научиться управлять своим поведением. Она также предоставляет модели уроков и обучающих методик.

К каждому новичку важно найти индивидуальный подход. Анджела Уайзман, преподаватель Freedom Hill Elementary School из Фэйрфакса (штат Виргиния), рассказала о своем участии в команде менторов при Пенсильванском университете, когда ей пришлось работать с учителями начальной школы. По ее признанию, она никогда не составляет четкий план действий до встречи с будущим подопечным. «Прежде всего необходимо понять, на какой стадии профессионального развития находятся начинающие специалисты и как вы можете поддержать их», – говорит она.

Важный компонент успешного менторства – взаимная ответственность ментора и начинающего сотрудника

Образовательные власти графства Балтимор большое значение придают непосредственному общению в процессе менторства. Менторы опекают молодых учителей на протяжении «цикла обучения», объясняет Флейшман: «Они не просто предлагают модель, а затем оставляют людей вариться в собственном соку».

Стоит заметить, что в Балтиморе менторство – это полноценная работа, а не дополнительная нагрузка. Все рабочее время наставники посвящают взаимодействию со своими протеже.

Дополнительным плюсом программы является то, что она превращает новичков в потенциальных менторов, считает Флейшман.

«Критически важный компонент успешного менторства – взаимная ответственность ментора и начинающего сотрудника», – объясняет Реймонд Дажене, руководитель сети менторских программ при национальном совете по подготовке персонала. «Ценность менторства для преподавателей в начале карьеры кроется в том, что они могут учиться у человека, который обладает необходимым опытом и готов их поддержать. Позднее они и сами получат удовлетворение от того, что способны помочь другим людям вырасти в своей профессии», – замечает он.

Не существует стандартного подхода к внедрению системы менторства. «Чтобы добиться успеха, менторские программы с участием большого количества пар ментор – протеже должны быть хорошо продуманы и воплощены в жизнь, – добавляет Дажене. – К несчастью, нередко словом менторство называют огромное количество разнообразных методов, которые на самом деле им не являются».

С чего начать...

Кароли Смит, ментор из Балтимора, предлагает свои рекомендации школам или школьным округам, которые планируют создать менторскую программу.

Менторам:

  •  Приготовьтесь к сопротивлению со стороны отдельных учителей, но продолжайте предлагать помощь.

  •  Будьте позитивны, но в то же время честны.

  •  Будьте гибкими.

Тем, кто задумывается о менторских программах:

  •  Начните с небольшого количества менторов, но сделайте так, чтобы они были хорошо подготовлены.

  •  Создайте условия для того, чтобы наставники могли наладить дружеские и доверительные отношения со своими подопечными.

  •  Помогите всем, кто работает с учителями, распределить обязанности.

  •  Следите за тем, чтобы расписание менторов было гибким.

  •  Регулярно проверяйте достижения учеников, чтобы иметь представление об успехе программы.

  •  Отслеживайте сведения, полученные об учителях и от них самих, чтобы оценить эффективность программы.

  •  Создавайте условия для постоянного профессионального развития начинающих и опытных учителей, в котором менторская программа стала бы первым этапом.

Анджела Уайзман считает, что менторские программы не должны быть универсальными для всех школ. По ее мнению, учителям и администрации необходимо обсудить существующие проблемы и планировать программу поддержки педагогов, исходя из конкретных предпосылок.

Большинство из вышеупомянутых условий характерны и для балтиморской менторской программы. По словам Флейшман, занятые в ней менторы – это опытные преподаватели с большим стажем работы, обладающие необходимой профессиональной подготовкой. Они проходят серьезный отбор, постоянно совершенствуют свою квалификацию (в том числе и через специальные курсы), участвуют в оценке эффективности программы и сами находятся под постоянным контролем со стороны ее администраторов. Стоит отметить, что финансирование осуществляется в том числе и из средств щедрого гранта от штата, что свидетельствует о признании достоинств проекта.

«Менторская программа, – завершает свой рассказ Флейшман, – это наш подарок новым учителям Балтимора. Именно благодаря ему все больше молодых специалистов выбирают для старта карьеры образовательные учреждения графства. Выиграли и школы: успеваемость детей улучшилась, а текучка среди учителей снизилась».

По результатам опроса руководителей ряда менторских программ сформулировано пять стандартов:

1. Менторская программа должна разрабатываться с четким представлением о ее масштабе.
2. Необходимо создавать особую среду в каждой конкретной школе, чтобы наставники чувствовали себя комфортно.
3. Менторы должны пройти специальную подготовку.
4. Крайне важно разработать четкую стратегию отбора менторов.
5. В процессе работы непременно нужно собирать, анализировать и оценивать информацию об эффективности менторства.

По материалам образовательного
портала EducationWorld.com
Рейтинг@Mail.ru