Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2009

Школьный уклад

Управление – дело каждого

Изменить управляющую систему школы – шаг серьезный, ведь после этого образовательное учреждение начнет жить по-другому. В ОУ, о  котором расскажет его директор, перемены были продиктованы одобренной всеми концепцией...

Работа по концепции «Развитие Кабаковской школы как общественно активной» потребовала от нас изменения организационной структуры управляющей системы, в которой субъектом управления выступали бы все участники образовательного процесса. Общественно активная школа (ОАШ) ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, а и развитие сообщества, привлечение родителей, жителей к решению социальных и других проблем, стоящих перед ОУ и сообществом. Она стремится стать образовательным, гражданским, культурным, общественным центром.

Для создания ОАШ необходимо перестроить систему деятельности школы. В частности, модель внутришкольного управления на сегодняшний день – весьма разветвленная (схема 1).

Схема 1

Модель внутришкольного управления

Остановимся подробнее на ее составных частях.

Высшим общественно-педагогическим органом является совет школы (СШ). В своей деятельности он руководствуется соответствующим Положением и планом работы на год. Его структура представлена в схеме 2.

Схема 2

Структура совета школы

Заседания проходят один раз в четверть по ключевым вопросам. Например:

– определение основных направлений развития школы;
– организация всеобуча;
– работа с детьми, имеющими отклонения в поведении и успеваемости (по рекомендациям классных руководителей, министерств);
– горячее питание;
– руководство органами ученического самоуправления.

Учащиеся, родители, учителя – активные участники в выполнении решений СШ.

А в 2003 г. по инициативе администрации и родительской общественности был создан попечительский совет (ПС), актив которого составляют 11 человек. Он действует согласно Положению о попечительском совете и ежегодному плану работы. Основные попечители – родители, учителя, правление колхоза «Правда», фермерские хозяйства и частные лица.

Главная задача попечительского совета – формирование устойчивого финансового фонда развития школы. В компетенции ПС находится решение следующих вопросов:

– обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания всех детей с. Кабаково;

– участие в совершенствовании материально-технической базы школы;

– определение приоритетных направлений использования внебюджетных средств;

– др.

Так, за счет денег, привлеченных советом, в школьную столовую приобретен холодильник, проводится текущий ремонт, осуществляется замена оконных рам в кабинетах, оплачиваются транспортные услуги для выезда школьников на районные мероприятия.

Лучшими спонсорами и помощниками школы признаны: правление колхоза «Правда», каждый год спонсирующее поездки спортсменов, туристов школы и предоставляющее хлеб, сахар, муку, что удешевляет горячее питание; фермерско-крестьянское хозяйство Е.Н. Худякова, которое приобретает спортинвентарь и учебно-наглядные пособия; а также пенсионерка М.А. Сухина – постоянный спонсор новогодних праздников.

Внебюджетный фонд школы пополняется и за счет совместной работы школы и фермерского хозяйства И.Н. Нечитайло на 50-ти гектарах школьного земельного участка и реализации зерна, овощей.

Педагогический совет – одна из приоритетных форм самоуправления. В нашей школе педсовет играет ведущую роль в совершенствовании профессионального мастерства педагогов. Задача администрации – сделать его органом коллективного «думания», создать условия для применения инновационных технологий: ИКТ, интерактивных методов, метода проектов, проблемного, личностно ориентированного, модульного обучения, адаптивной системы.

Для проведения заседаний педсовета выбираются разнообразные и необычные формы: «Профессиональная студия», мастер-класс, «Мозговая атака», педсовет-диспут, «Философский стол», педагогический консилиум. Это позволяет поддерживать интерес учителей, побуждает их к творчеству.

Работу педагогического коллектива по общешкольной методической теме направляет и координирует методический совет (МС) при поддержке библиотечной службы (школьная и сельская библиотеки) и психолога. В его состав входят администрация и руководители методобъединений. Они тщательно продумывают тематику и форму проведения семинаров, педсоветов, методических конференций, предназначение которых – направить всех участников образовательного процесса на поиск и адаптацию современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения.

Методическим советом разрабатываются программы декад (за их подготовку отвечают руководители методобъединений), когда проходят серии открытых уроков, творческие выставки учителей, теоретические и практические семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, связанные общей темой.

Одним из направлений работы МС является формирование информационной базы данных о деятельности педагогической системы школы. Мониторинг осуществляется по ключевым характеристикам УВП. Вся информация обобщается и представляется в виде таблиц, диаграмм, графиков, что позволяет выявить фактическое состояние УВП в школе, своевременно внести коррективы в действия как учителей, так и учащихся.

В ведении МС находятся подготовка и проведение школьных олимпиад, интеллектуального марафона, предметных декад, смотра учебных кабинетов, утверждение экзаменационных материалов и др.

Работа осуществляется через заседания и методические «оперативки». Итоги подводятся на майской методической конференции «Фестиваль педагогических идей», где с анализом работы временных проблемных и творческих групп выступают их руководители.

В настоящее время актуальным для школы стал комплекс задач, связанных с развитием информационной культуры школьников. Цель: научить детей грамотно работать с разнообразными носителями учебной информации. Решением этой проблемы методический совет школы будет заниматься в тесном сотрудничестве с информационным центром, оборудованным необходимой компьютерной и видеотехникой, методической, художественной и научно-популярной литературой.

Работу информационного центра возглавляет библиотекарь школы. Важную роль должны сыграть ответственные за компьютерный класс (кстати, лучший в районе) и за кабинеты, имеющие компьютеры.

Школьники всех возрастов тоже, помимо учебы, не сидят без дела.

22 ученика 1–4-х классов объединены в детский клуб «Голубой вагон». В основе деятельности клуба – игра-путешествие: ребята вместе с вожатыми совершают поездки на импровизированном вагоне в страну Спортландия, в гости к доктору Айболиту, на лесную опушку.

А вот подростки 5–11-х классов уже во многом сами координируют свою деятельность в рамках «Союза школьных друзей» (СШД) (схема 3).

Схема 3

Структура «Союза школьных друзей»

Эта детская организация собрала 50 учащихся. СШД имеет символику, законы, девиз, гимн, клятву. Ребята пытаются совместно решать нравственные задачи, самоутверждаться, свободно и полно раскрывать свои творческие способности. В основе деятельности организации лежат коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми – участниками великих дел в истории страны.

Например, весело, увлекательно проходит в мае «Костер Дружбы», где ребята при вечернем костре за околицей села подводят итоги соревнования между классами-отрядами, поют любимые песни, проводят эстафеты, подвижные игры.

Участвуя в Неделе добра и помогая пожилым, немощным людям, они учатся быть милосердными, добрыми, терпимыми.

Руководящую роль в СШД осуществляет координационный центр, который входит в состав совета школы. Центр решает все вопросы деятельности организации, разрабатывает планы, осуществляет контроль за их выполнением, определяет победителей соревнований, выдвигает класс-победитель на поощрение.

Статья опубликована при поддержке сайта Zewa.ru, представляющего продукцию, выпускаемую и реализуемую под одноименной торговой маркой. Те или иные гигиенические или бумажные товары народного потребления под брендом ZEWA, вероятно, можно встретить в каждом доме. Туалетная бумага ZEWA, наверное, хотя бы раз побывала в каждой уборной, рулонными полотенцами пользовались и продолжают пользоваться очень многие хозяйки, которые стремятся поддерживать безупречную чистоту в своем доме, салфетки бумажные однослойные или с большим количеством слоев, а также бумажные носовые платочки можно найти и в женской сумочке, и в ранце школьника, и в дорожном чемодане или рюкзаке путешественника. А все потому, что ZEWA – это марка, которой можно доверять, это качество и комфорт, это безопасность для здоровья человека и окружающей среды. Подробнее узнать о торговой марке ZEWA можно на сайте zewa.ru.

В совет министров входят четыре человека, которые возглавляют несколько министерств.

Министерство чистоты и порядка проводит мероприятия по дежурству в школе, следит за чистотой в ее стенах, организует работу патруля порядка.

За Министерством культуры закреплено проведение внеклассных развлекательных мероприятий: вечеров отдыха, «огоньков», дискотек, встреч...

Министерству здоровья и здорового образа жизни поручены Дни здоровья, веселые эстафеты, другие спортивные состязания и игры на переменах.

А главная задача Министерства образования – хорошая успеваемость ученического коллектива в целом и успешность обучения каждого. Также оно оказывает большую поддержку учителям, классным руководителям, осуществляя постоянный контроль над учащимися с низкой учебной мотивацией. Министерство образования решает и задачу развития творческого потенциала школьников, повышения активности и результативности участия сверстников в конкурсах и олимпиадах на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Кроме того, этот орган отвечает за пополнение и сохранность школьного фонда учебников, регулярно проводит рейды «Живи, книга!».

Информацию о работе все министерства представляют на общешкольных линейках и на заседаниях совета школы.

Депутаты одновременно и входят в министерства, и являются организаторами и инициаторами творческих дел в собственном классе.

Опыт работы совета школы, попечительского совета, органов детского самоуправления неоднократно отмечался районными органами управления как позитивный, заслуживающий внимания и изучения. Высокую оценку получило проведение общешкольных родительских собраний и заседаний родительского комитета.

Гости и просто посетители нашего ОУ отмечают наличие целенаправленной работы по демократизации школьной жизни: в поведении учащихся наблюдается раскрепощенность, многие умеют высказать свое суждение, проявляют глубокий интерес к происходящему вокруг, способны на чуткое, заботливое отношение к людям.

Развитию общественной активности детей способствуют тематические классные часы в интерактивном режиме, День самоуправления, декады «Учимся демократии».

Ученики – инициаторы многих интересных мероприятий: совместных досуговых и спортивных соревнований с молодежью соседних сел, экологи-ческого проекта «Сохраним озеро», акции «Живет источник».

И, безусловно, непременные участники всех важных дел – родители. Без них не обходятся подготовка школы к новому учебному году; конкурс «Самый зеленый класс», спортивные праздники, КВН; обеспечение транспортных услуг и др.

Рейтинг@Mail.ru