Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Шаг за шагом

Пошаговая организация проектной деятельности учащихся помогает нашему педагогическому коллективу сделать эту работу интересной и  увлекательной как для детей, так и для самих себя.

Что такое проект с точки зрения ученика? Это возможность максимального раскрытия своего творческого начала, деятельность, позволяющая проявиться индивидуально или в группе, попробовать силы, использовать знания, представить результат работы публично.

Что такое проект с точки зрения учителя? Это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Проектная деятельность направлена на формирование навыков критического мышления, сотрудничества, а также на выработку нравственных качеств личности: ответственности, активной жизненной позиции, общительности, совести.

Наши учащиеся сами формулируют правила сотрудничества в группе. Например, так:

– Успех одного – общий успех.
– Один за всех и все за одного!
– Протяни руку помощи!
– Не рой другому яму – сам в нее попадешь!

В этих девизах проявляется коллективизм, заинтересованность, желание вместе выполнить работу хорошо, а также такие качества, как человечность, благородство, доброта.

Иногда ребята стараются зарифмовать правила перед началом работы над тем или иным проектом:

– Если вдруг ты опоздал, очень много потерял!
– Если ты поможешь другу, то поможешь и себе.
– Если слышишь слово «стоп!» – сразу ротик на замок.
– Если друга ценишь ты, то компьютер раздели!

Выполнение задания и проекта происходит у нас по следующему плану:

1. Планирование.
2. Создание.
3. Проверка.
4. Презентация.
5. Обсуждение.

Планирование – важный момент проектной деятельности, так как ребенок сам выбирает тему и обосновывает свой выбор.

Процесс создания проекта развивает воображение, творческое мышление. А разделение обязанностей в группе позволяет проявить себя в разных областях и практической, и мыслительной деятельности. Все это сильно дисциплинирует детей, так как работа над проектом ограничена во времени.

Проверка предполагает уточнение основных элементов и формирует такие качества, как обязательность, прилежность, ответственность, самокритичность.

Презентация учит учащихся владеть собой, представлять свои идеи, слушать, отвечать на вопросы и задавать их.

Обсуждение проекта тоже осуществляется самими ребятами. Критериями оценки являются оригинальность, технические навыки, выразительность, сотрудничество. На этом этапе формируются следующие качества: доброжелательность, умение радоваться успехам других, тактичность, юмор, вежливость.

ВЗАИМОСВЯЗЬ

Смысл образования в настоящее время трактуется как средство, позволяющее учащимся овладеть определенным объемом знаний, чтобы «благополучно» войти во взрослый мир. И я убеждена в том, что все явления жизни, составляющие понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом занятии.

Уроки географии в этом смысле предоставляют неограниченные возможности для духовно-нравственного воспитания детей. Например, изучая страны с точки зрения выращивания разных сельскохозяйственных культур, мы с ребятами беседуем о том, как все государства в мире взаимосвязаны через экспорт-импорт продукции.

В старших классах на уроке по теме «Религии мира» мы обсуждаем влияние веры на хозяйство, демографическую ситуацию; говорим о религиозных конфессиях, существующих в Омской области; о том, какие исторические памятники в нашем регионе связаны с православной культурой.

Татьяна БЕЗБОРОДОВА, учитель географии
Рейтинг@Mail.ru