Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Ласковая строгость

А теперь мы поговорим о детях, с которыми непросто. Какие подходы избрать в работе с ними? Есть ли шанс изменить их образ жизни? Какие стороны детской натуры наиболее чувствительны к воспитанию?

Классному воспитателю Фаине Викторовне МАЦАЛЬ класс достался, мягко говоря, сложный. Да и школа в целом тоже. О том, в чем помогает своим ученикам, она рассказывает сама.

Специальная общеобразовательная школа № 5 «Доверие» – одна из десяти школ Москвы, где выполняется cоциальный заказ особого рода: здесь учатся подростки с девиантным поведением. И совсем не случайно девизом школы мы выбрали фразу – «дом, где согреваются сердца».

Четыре года я работаю воспитателем у одного и того же класса. В мои обязанности входит организация воспитательного пространства во внеурочной деятельности. Задачи классного воспитателя, в моем понимании, прежде всего связаны с формированием внутриколлективных отношений; выстраиванием индивидуальной стратегии развития девиантных подростков в соответствии с нравственными ценностями; с созданием комплекса эффективных условий реабилитации и социализации таких детей; развитием личности подростка путем совместной деятельности педагогов ОУ на основе учета особенностей каждого. Эта работа требует системного подхода в сочетании индивидуальных и групповых форм воспитывающей деятельности.

И, конечно, особое внимание должно уделяться выработке ответственного отношения к учебе.

Типичные трудности в нашей работе вытекают из своеобразия класса. У ребят проявляются следующие характеристики: низкая познавательная мотивация, которая приводит к неуспешному обучению; пропуск занятий; срыв учебной дисциплины; устойчивое нарушение правил поведения – появляется курение, сквернословие, агрессия; регулярное нарушение поведения в общественных местах. Проблема есть и во взаимодействии с большинством родителей. Это повышает ответственность классного воспитателя.

Я использую методы, которые неоднократно помогали мне. Наиболее эффективны сюжетно-ролевые игры. Как правило, воспитывающая деятельность на классных часах организуется в малых группах, где распределены роли. В процессе игр подросток демонстрирует уровень ценностного восприятия жизни, что дает основание для дальнейшей работы по ее осмыслению. По мнению детей, самыми запомнившимися классными часами стали проекты «Если бы я был директором школы», «Эрудит-кафе» и некоторые другие, не менее интересные совместные мероприятия.

К примеру, необычным, помогающим лучше раскрыть внутреннее состояние детей, стал классный час в виде театра экспромта – разновидности театральной игры. В качестве ведущей задачи во главу угла ставится психологический аспект. Мною был предложен текст, служащий опорой для разыгрывания действия на сцене. Детям нужно было войти в различные образы – философ, акула, дельфин, чайка, торговец, хозяйка, призрак, шутник, жители. Неподготовленная актерская игра очень привлекла ребят. А мне как воспитателю со стороны были видны незримые нити внутриколлективных отношений.

Также хотелось бы остановиться подробно на классном часе, где подростки обозначили свои представления о девочке-современнице (нужно отметить, в моем классе учатся преимущественно мальчики).

На вопрос анкеты «Какие характерные качества преобладают у девочек твоего возраста?» ребята отвечали: веселая, общительная, деловая, настойчивая в достижении цели. В то же время называли отрицательные качества, которые они замечают: грубая, курит, пьет, нет мозгов, одна косметика на уме, хитрая, расчетливая.

Далее спрашивалось: «Какой, по-вашему, должна быть девушка, чтобы она понравилась вам? Какими качествами ей нужно для этого обладать?» Отвечали так: веселая, общительная, мечтает нравиться парням, кукла Барби, классно одетая, модная, активная.

На третий вопрос о том, что не нравится в современной девушке, подростки сказали: не желает работать, не убирает за собой, мало читает, ленится учиться, пьет, грубит, нетерпимая, бестактная. Вывод очевиден: совершенно четко названы отрицательные черты, то есть ученики понимают, кто такая «хорошая девушка», и, наверное, хотели бы видеть подобную спутницу рядом с собой.

Разнообразие применяемых форм приводит к коррекции отношения и к самому себе, и к другому человеку. Происходит осмысление подростками реальных жизненных проблем.

К тому же в логику воспитывающей деятельности классного воспитателя укладывается система работы, направленная на развитие творческой активности и познавательных способностей учащихся. Важно сказать, что наши дети заинтересованно участвуют как в школьной жизни, так и в районных, окружных и городских конкурсах.

Конечно, не стопроцентно. Но в моем классе из одиннадцати человек семеро откликаются на объявленные мероприятия. Отрадно, когда речь идет о школьниках с девиантным поведением, видеть, как мои воспитанники получили дипломы в рамках крупных конкурсов, выявляющих лучших в жанре художественного слова; среди тех, кто готовил иллюстрации к произведениям Маршака и даже кормушки для птиц. На городском уровне мои ученики стали лауреатами в состязании чтецов, посвященном Гоголю, и в конкурсе рисунков имени Нади Рушевой. А с сочинением на тему «Если бы главой управы был я…» один наш мальчик занял 5-е место. Для ребенка с его проблемами это, безусловно, победа.

Впрочем, скупые цифры отчета о занятых призовых местах моими воспитанниками не отражают того, сколько душевных сил, сердечного тепла и просто времени приходится отдавать этим ребятам. К сожалению, порой мне приходится быть для них не только воспитателем, но и мамой.

Успех воспитательной работы во многом зависит от организации сотрудничества с теми, кто контактирует с подростками вне школы. Отдельного разговора требуют родители этих детей. Семьи – не всегда наши союзники, потому что многие из них неблагополучны и, как следствие, социально не защищены. Поэтому, работая с такими подростками, в первую очередь необходимо много внимания уделять их ближайшим родственникам.

Я использую самые разные формы содействия семьям. Но максимально успешной, мне кажется, является посещение на дому, что предполагает знакомство с жилищными условиями, беседы вместе с учеником и родителями и совместное приготовление уроков. Да, это трудно для воспитателя, но без этого наша работа с семьей девиантного подростка невозможна – взрослые зачастую просто игнорируют приглашение в школу.

А еще каждый вечер я звоню родителям воспитанников и рассказываю об успехах, которые были в этот день у их ребенка. Это настраивает и школьника на завтрашнюю ответственную работу.

Конечно, классный воспитатель налаживает тесные контакты в самой школе с педагогическим коллективом. Действенны педагогический консилиум, педсовет и т.д.

В итоге непростой работы наблюдается значительное снижение вербальной и физической агрессии, уровня тревожности; полученные результаты, как считают психологи, свидетельствуют о возросшей социализации подростков.

Подводя итог, подчеркну, что именно классный воспитатель имеет наилучшую возможность формировать устойчивые нравственные ценности у девиантных подростков, такие качества, как ответственность за свой выбор, уважение человека (себя в том числе), самостоятельность... И закончу словами великого учителя, педагога Василия Александровича Сухомлинского: детям нужны строгая ласка, ласковая строгость, любовь, терпение и поддержка.

Рейтинг@Mail.ru