Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Страх ведет к озлобленности

По наблюдениям экспертов, кризис 90-х годов привел к двум разнонаправленным тенденциям. С одной стороны, рост числа разводов, с другой – семьи сплачивались перед трудностями, причем подростки стали в большей степени ориентироваться на жизненные ценности родителей, нежели своих сверстников, что противоречит всем закономерностям психологии. А каким образом могут повлиять на  людей вызовы нынешнего кризиса, преломленные через российскую действительность, рассказывает член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Анатолий Викторович МУДРИК.

– Почему важно попытаться увидеть, что будет с процессом социализации?

– Пока никто не может четко ответить на вопрос, как долго продлится кризис. Одни эксперты утверждают – три-пять лет, другие вспоминают о выходе из Великой депрессии 1929 г. в Америке, завершившейся практически в 1954 г.

То есть фактически, хотим мы или нет, целое поколение, а возможно, даже не одно, будет социализироваться в условиях кризиса и, в лучшем случае, посткризиса. Может быть, полезно рассматривать разные поколения как ресурс. Нужно учить людей того или иного возраста использовать свои возможности, о которых они просто могут часто и не подозревать; развивать, дополнять, создавать для этого новые условия в воспитательных организациях и на муниципальном уровне, и на федеральном.

– Каким образом экономический кризис влияет на социализацию?

 Во-первых, спад экономики уменьшает налоговую базу и, следовательно, бюджет образования, здравоохранения, культуры и других социализирующих сфер жизни государства.

Во-вторых, кризис влияет на социализацию не только в материальном выражении. Создается определенная социальная психологическая атмосфера, которая характеризуется негативными ожиданиями у населения, состоянием неопределенности, неуверенности в сегодняшнем и особенно в завтрашнем дне и, наконец, страхом. По информации «Левада-центра», летом 2008 г. 75 процентов населения считало, что кризис обойдет нас стороной. В начале марта 2009-го 70 процентов опрошенных ждали роста безработицы и ухудшения ситуации.

Такой аспект влияния экономического кризиса на социализацию наиболее критичен в педагогическом отношении, ведь состояние неопределенности и страх ведут к росту озлобленности всех на всех. Наблюдается горизонтальная агрессивность – в одной возрастной группе или социальном слое. Появляется такое явление, как буллинг*, то есть притеснение детей друг другом. А также налицо агрессивность вертикальная – старших к младшим, бедных к богатым и наоборот.

– Что будет происходить с жертвами неблагоприятных условий социализации, которые всегда есть в условиях кризиса?

 В стабильной ситуации влияние города на конкретного ребенка надо уловить, оно практически незаметно. А во время обострения его очень часто видно невооруженным глазом. По последним данным, на улице живет 1 млн подростков, ушедших из семьи. Это не те беспризорные, что грелись у костров в 20-е гг., а качественно другие.

Вся кризисная ситуация России конца 80-х – начала 90-х гг. привела к появлению таких типов жертв неблагоприятных условий социализации, о которых мы раньше даже не догадывались: малолетние проститутки, наркоманы и т.д. Как человек, в молодости работавший в детдоме, я совершенно точно знаю: они были в конце 50-х – начале 60-х гг., но это не считалось статистически значимой величиной. Их удавалось локализовать в небольшом количестве учреждений. А что будет сейчас?

Самое плохое то, что вопрос поставить можно, а как ответить на него, я, например, не знаю. Но иметь в виду его очень важно.

– Многие высококвалифицированные эксперты называют кризис временем возможностей. Может быть, развитие в этот период тоже довольно эффективно?

– Какое может быть развитие в условиях кризиса? Эксперты пишут о том, что в это время лучше всего вкладывать деньги в себя, детей, образование, здоровье. Но тут возникает как минимум два вопроса. Во-первых, будет ли что вкладывать? А во-вторых, самое главное, станет ли это инвестицией именно в развитие здоровья и образования?

Если бы мы сумели в эти годы всяческих реформ школы и всей системы воспитания преодолеть технократический императив системы образования и воспитания, изменить его на гуманистический и гуманитарный… Наши ученики, как мне говорили физики, к окончанию школы должны знать 1200 физических понятий. В Великобритании – 200–300. А Кюри, не самый глупый человек XX века, считал, что физику надо знать в пределах домашнего хозяйства. Если бы мы были этим озабочены, то, возможно, сумели бы развить хотя бы у какой-то части растущих людей гибкость и устойчивость, которые помогли бы им в кризисный период заняться своим развитием в правильном направлении.

Другой аспект – самоизменение. Чтобы самоизменение было позитивным, человек должен уметь делать выбор и принимать решения. У меня вопрос: мы этому учим? Я имею в виду не отдельных «продвинутых» педагогов, а школу как институт…

Мониторинг

В последние несколько лет школа переживает серьезные изменения. Меняется содержание образования, развивается методология, используются новые технологии обучения, определяются иные подходы к финансированию.

Если рассматривать школу как организацию, то перемены не должны обойти стороной и саму ее структуру. А точнее – столь важное направление, как подход к работе с персоналом.

  • Что именно должно меняться в этой сфере?

  • Какие методы и кто может применять?

  • Какова организационная структура современной российской школы, отвечающая ее целям, задачам, направлениям работы?

  • Как управленческая команда ОУ работает с педагогическим коллективом, другими сотрудниками?

Хоть и медленно, но эти вопросы находят решение.

Уважаемые читатели!

Для того чтобы собрать и проанализировать информацию, отражающую ситуацию с педагогическими кадрами, принципами их приема на работу, взаимодействие администрации с непедагогическими работниками ОУ, очертить круг спорных вопросов, нужна ваша помощь.

Мы приглашаем вас принять участие в специальном исследовании, посвященном этой теме.

Одной из важных частей исследования является анкетирование руководителей ОУ. На основе анализа вашей деятельности мы рассчитываем построить модель современной школы как организации и описать систему работы с персоналом в российской школе.

Ваш опыт очень важен для нас!

Для вашего удобства создан электронный вариант анкеты. На его заполнение уйдет не более 20-ти мин.

Мы будем крайне признательны всем участникам, принявшим участие в анкетировании!

Со своей стороны гарантируем полную конфиденциальность всей полученной информации и обязательную консультацию после заполнения вами анкеты (если у вас есть в этом необходимость или появится такое желание). И, разумеется, каждый участник анкетирования сможет ознакомиться с его результатами.

Анкету можно найти и заполнить в Интернете по следующему адресу: school.futurejob.ru

На все возникшие вопросы мы также готовы ответить по электронной почте lep-s@yandex.ru

С уважением, Евгения ЛЕПЕШОВА,
психолог,
слушатель Московской высшей школы
социальных и экономических наук

___________________

* Буллинг – физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников.

Рейтинг@Mail.ru