Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2009

События

Время ориентиров

С чего начинается учебный год для завучей и педагогов? Правильно, с обязательных посещений конференций и семинаров в конце августа – начале сентября. Подобные мероприятия – это в первую очередь встреча коллег, которые слегка перевели дух за время отпуска, и во вторую – своеобразная разминка перед стартом учебного сезона. Содержательный аспект таких собраний почти всегда сомнителен. Исключение составляют лишь ситуации, когда в числе приглашенных оказываются яркие ораторы. В этом смысле у участников круглого стола «Учитель “Новой школы”», организованного Юго-Западным окружным управлением образования столицы, не осталось ощущения потраченного совсем уж впустую времени.

В преддверии 2010 г., который объявлен Годом учителя, тема встречи бьет, как говорится, «в яблочко». Есть повод обсудить многочисленные проблемы учительского сословия и принять какие-то решения хотя бы на уровне своего сообщества. Повышение квалификации, подготовка молодых кадров, новые подходы в преподавании, умение находить общий язык с современными детьми, обмен опытом… Актуальных направлений наберется еще с десяток.

Однако из всего обилия сюжетов организаторы мероприятия выбрали едва ли не самый болезненный и сложный. А именно – оценка качества труда учителя.

«Необходима ли деятельность, связанная с оценкой работы педагога? Этот вопрос мы неоднократно задавали себе при подготовке круглого стола», – открыла мероприятие директор Московского центра качества образования Ольга Держицкая.

Ответ на этот вопрос вроде бы очевиден. Куда же сейчас без этого? Только вот что пытаются оценить сегодня в учителях? Количество «пятерок», выставленных учащимся? Процент победителей в городских или региональных олимпиадах? Опубликованные в десяти сборниках тезисы статей?

«Нет, не то, не то…», – восклицал Барон Мюнхгаузен в исполнении непревзойденного Олега Янковского, когда Марта лишь с третьей попытки смогла крикнуть: «Карл, они насыпали сырой порох!»

Выступавшему на встрече директору столичного центра образования № 109 Евгению Ямбургу трех попыток не понадобилось. «Инструментов оценивания труда учителя у нас сегодня нет, – честно заявил он. – Ни человеко-часы, ни деление предметов на главные и не главные, ни количество четверок и пятерок в классе не помогут улучшить преподавание».

Евгений Александрович относится к той категории людей, которых всегда слушают с интересом. Вот и в этот раз участники встречи конспектировали в своих блокнотах наиболее близкие им мысли, с которыми трудно не согласиться.

По мнению Е.Ямбурга, для объективной оценки труда учителя нужно принять в расчет как минимум три вещи.

«Во-первых, необходимо научиться объективно учитывать тот контингент, с которым работает педагог, – констатировал Евгений Алксандрович. – Нам нужны медико-психолого-дефектологические комиссии, выявляющие те проблемы, с которыми ребята приходят в школу. Ученые говорят о генетической усталости. Контингент детей, поступающих в первые классы ухудшается на наших глазах. Так как же не брать этого в расчет?!

Во-вторых, следует считаться с динамикой развития каждого конкретного ребенка. Если ученик в пятом классе делал 50 ошибок, а в восьмом только десять – надо расценивать это как достижение и положительную динамику.

И, наконец, в-третьих, оценка качества труда учителя может и должна быть дифференцированной. Есть ее объективные критерии, к ним следует возвращаться. И не надо врать самим себе, говоря одно, делая другое, а думая третье...»

Ряд выступавших рассуждали о компетентностном подходе, о выстраивании системы оценки результатов педагогической деятельности, разработанной на уровне окружных методических центров. Однако присутствующие слабо реагировали на ключевые слова, звучавшие в этих речах. «Контроль», «учет», «проверка» – эти и подобные им синонимы, скорее, способны вызвать раздражение у практикующего педагога, нежели осознание того, что ему хотят помочь. «Учителя перегружены заполнением бумаг», – кто не слышал этих слов в последние два года? Но пока ничто не указывает на то, что отчетности станет меньше.

Наверняка педагоги больше бы вдохновились, если бы им предложили реальную и практическую помощь в освоении хоть тех же информационных технологий. Ведь специалистов, создающих хорошие уроки с помощью Интернета, интерактивных досок, учебных дисков, различных компьютерных программ несмотря на оптимистичные доклады различных ведомств, крайне мало. Не хватает и умения воспринимать ребенка как личность, способностей развивать в ученике его лучшие, сильные стороны, таланты, наклонности. Для этого нужно быть больше, чем просто учителем.

И именно об этом замечательно сказал другой приглашенный на круглый стол, также неизменно пользующийся популярностью педагогов. Директор ФИРО, академик РАО, профессор Александр Асмолов великолепно проанализировал проект «Наша новая школа» и обозначил меняющуюся в связи с этим позицию педагога:

– Учитель сегодня – это уникальный мастер управления. Я бы хотел вспомнить слова ученого, экономиста, публициста и одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питера Друкера: «Управление – это искусство карабкаться по лестнице успеха, а лидерство – это умение определить, к той ли стене она приставлена». Вдумайтесь в эти слова!

Когда мы проблематизируем современную ситуацию, можно сколько угодно карабкаться не по тем стенам. Поэтому для нас главное сегодня – постараться понять, к чему приставлена лестница и туда ли мы идем.

Обозначу несколько моментов. Что стоит за проектом «Наша новая школа» и почему он столь широко обсуждается?

Напомню, что это словосочетание появилось в Послании Президента РФ Федеральному собранию. И впервые на столь высоком уровне прозвучало понимание образования, которое мне достаточно близко. В докладе было, в частности, заявлено, что образование – это система, которая формирует менталитет, образ народа; образование – это передача новому поколению ценностей народа, процесс, обеспечивающий мотивацию личности. Подобных слов никогда раньше не звучало на государственном уровне. И эти установки позволяют нам реализовать многие вещи.

Для меня смысл проекта «Наша новая школа» в том, что школа должна повести за собой развитие общества. Мне могут возразить: очередная утопия, небылица! Но, коллеги, утопии могут сбываться, и история знает такие примеры.

Для того, чтобы «Нашу новую школу» попытаться создать, необходимо опираться на ту методологию, которая так или иначе существует в нашей стране. И понять, что главная беда основных программ развития образования в России, заключалась в том, что они всегда были сделаны под то или иное министерство.

С моей точки зрения, пришла пора понять, что мы должны иметь дело не с ведомством, не с отраслью, а с социальной сетью. Образование становится сегодня каналом массовой коммуникации, превращается в особую форму социальной индустрии. Как будет выстраиваться система дальше? Кто наши партнеры и конкуренты? Вопросы, вопросы и вопросы...

Но мне очень хотелось бы, чтобы вы почувствовали следующую вещь: наша школа должна развиваться так, чтобы быть школой поддержки разнообразия. Только при таком условии образование как ключевая ценность сможет изменить любую систему и повести за собой развитие общества, а не станет плестись у него в хвосте и жить по самой тяжелой формуле «Чего изволите?»

Два оратора, которых мы процитировали выше, элегантно обрисовали ситуацию в системе образования, заслужив аплодисменты и вызвав вопросы учителей. Наверное, нельзя сказать, что это поможет им в общении с детьми. Но некий настрой на учебный год был задан. Ориентиры получены. С ними можно соглашаться или спорить. А это уже хороший результат встречи.

Рейтинг@Mail.ru