Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2009

Наука управлять

Экология в интерактивных формах

«Пространство детского благополучия» – такая характеристика системы дополнительного образования детей встретилась в одном из изданий. Звучит, безусловно, красиво. Только вот много ли учреждений, которые могут создать на своей территории и комфорт, и организовать занятия так, чтобы они были практически полезными? Детскому экологическому центру ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» это удалось. Симпатию детей и взрослых обеспечили просторные помещения, дизайнерская мебель, учебные комнаты, оснащенные оборудованием для проведения практических работ, четкая концепция деятельности. Что происходит в этих стенах? Об этом мы говорим с руководителем центра Натальей Ивановной КОРЯКИНОЙ.

– Расскажите, пожалуйста, о миссии Детского экологического центра.

– Наше учреждение создано в рамках реализации экологической политики ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Это пример плодотворного партнерства крупного предприятия, образовательных учреждений, городской администрации, а также международных и общественных организаций.

С самого начала мы хотели транслировать тот опыт, который накоплен в европейских странах, когда социально-ориентированные предприятия находят для себя какую-то миссию, пытаются сделать что-то полезное, но не с помощью одноразовой благотворительной акции, а предложив некую программу конкретных действий.

Идея создания детского центра состояла в том, чтобы через собственную организацию донести до школьников представление о значимости воды в жизни города, в окружающей среде. Это было в 2000 году. Руководство Водоканала совершенно точно знало, что хочет сформировать показательный ресурсный центр с точки зрения эффективного экологического образования, такое место, куда могли бы приходить учащиеся и педагоги.

Руководитель Детского экологического центра Наталья Корякина

Я до этого работала в сфере экологического образования уже много лет, и поэтому приняла приглашение возглавить Детский экологический центр. Мы являемся одной из структур Водоканала и должны действовать в русле политики предприятия, что зафиксировано во всех официальных документах, как и вся финансовая поддержка, которую мы получаем.

Наша концепция с самого начала работы предусматривала демонстрацию целостной системы непрерывного экологического образования. Потому что сегодня недостаточно просто говорить о любви к природе, как это было 20–30 лет назад. Экологические проблемы нашего времени – глобальные вызовы. Осмысление этого – часть менталитета любого западного школьника.

– То есть вы пытаетесь научить экологической культуре.

Мы видим свою задачу в том, чтобы говорить об образовании в интересах устойчивого развития, о совокупности всех аспектов экологического, экономического, социального и культурного образования. И стараемся делать все для появления в центре новых идей, начиная от образовательных услуг, предлагаемых школам, заканчивая инновационными проектами, которыми образовательные учреждения могут впоследствии воспользоваться, адаптировав их «под себя».

Наша задача – получить в результате всех усилий таких соратников, которые будут и дальше продвигать идеи экологического образования. Ведь в России сейчас сложилаcь ситуация, когда оно никому не нужно, несмотря на то что это часть общего образования, культуры любого современного человека.

Занятие «Живая лаборатория»

Фрагмент семинара для педагогов «Обсуждаем вопросы изменения климата в школе»

– Как устроена работа в Детском экологическом центре?

– Ее можно условно разделить на три направления: учителя и учащиеся, дети и проекты, повышение квалификации педагогов. Два года назад появились программы и для самых маленьких – детей шести лет.

Мы – независимая структура, и потому работая со многими городскими комитетами, делаем то, что считаем нужным, основываясь на своем профессионализме. Это для нас крайне важно. Также у центра нет никаких взаимообязательств со школами. Главное – мотивация тех, кто к нам приходит. Те два часа, которые учащиеся с педагогами проводят здесь в первой половине дня, согласованы с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Это то время, которое школы могут выделить для выездных занятий в рамках своих учебных планов.

Подчеркну, что все наши программы носят интегрированный характер, поэтому, в принципе, найти им место в учебном плане любого класса (начальной школы, средней или старшей) несложно. Хотя вовсе необязательно.

Когда-то мы начинали с одного занятия, пытались приучить школы к тому, что можно провести какую-то часть уроков вне ее стен. Ведь мы расположены на территории работающего предприятия, имеем возможность организовать экскурсии на любые наши объекты, для того чтобы рассмотреть те или иные темы, связанные с водо- и энергосбережением, изменением климата и т.п. На наш взгляд, практико-ориентированное образование важно как для начальных классов, так и для старшеклассников, поскольку абстрактные объяснения перерастают в конкретную картинку, реальный труд людей.

Однако никакое предприятие не может позволить себе содержать центр, который будет работать из года в год по одной и той же программе. И потому мы очень мобильны, все время придумываем что-то новое, нестандартное. В частности, ежегодно выбираем одну тему, вокруг которой и разворачиваем содержание занятий. Под это содержание мы предлагаем такие формы работы, которые помогают «укладывать» его в учебные и воспитательные программы школы.

Скажем, второе направление нашей деятельности – проектные методы. Они устроены таким образом, что выходят на уровень каждого отдельного ребенка. Проектом занимается класс, группа ребят или же один ученик. Кроме того, его можно реализовать в разновозрастной группе, организовать свой штаб в школе, и его лидер вправе обращаться к нам за советами и поддержкой. То есть уровень проектов самый разный. Наша задача лишь координировать работу, поддерживать интерес к теме, сопровождать ребят.

Третья часть нашей деятельности – повышение квалификации педагогов. Мы работаем с Академией постдипломного образования, начинаем сотрудничество с Академией школьных технологий Министерства образования. Но еще раз акцентирую внимание на том, что любые наши контакты основаны только на желании учителей. Никакой обязаловки и принуждения.

Участники проекта «Балтийская регата»

– Наталья Ивановна, сколько все-таки детей у вас занимается в течение учебного года?

– За год через нас «проходит» около 20-ти тысяч школьников. Причем раньше мы не считали тех ребят, кто работает, как я говорила, в штабах в своей школе. В нынешнем году мы рассчитываем отследить и эту цифру.

– Сколько, в среднем, длится проект?

– Все проекты очень разные. Один может быть рассчитан на месяц, другой – на целый учебный год.

Допустим, проект «Балтийские тайны» был многоступенчатым, адресованным учащимся 2–7-х классов. В его рамках проходили обучающие семинары для педагогов. Мы организовали интерактивные занятия для школьников в нашем центре, в ходе которых ребята узнавали об особенностях Балтийского моря; проходили специальные игры. И только после этого, опираясь на полученные знания, педагоги и ученики должны были придумать экологическую сказку, сделать театрализованную постановку.

Для учащихся средней и старшей школ был запущен молодежный коммуникационный проект «Сохраним воду вместе!». Его идея – объединить подростков вокруг проблем водопользования. Для этого создан портал www.H2Oplanet.ru. На нем проходят игры, конкурсы, опросы мнений, можно также создать свою страничку (как коллективную, так и личную), представить свои идеи, материалы для обмена опытом.

– А что входит в программу занятий для шестилетних детей?

– Это новый опыт работы. Мы рассчитываем на сотрудничество с дошкольными учреждениями. В каждом районе города пока выбрано по одному детскому саду, вместе с которыми теперь отрабатываются программы экологического образования дошкольников. Предусмотрены и занятия у нас – для этого мы приобрели соответствующую мебель и материалы.

Для самых младших наших посетителей мы придумали проект «В гостях у Капельки». В его рамках ребята становятся строителями, художниками, экспериментаторами и даже превращаются в обитателей Балтийского моря, чтобы понять, что они могут сделать для сохранения чистоты воды. Все это проходит в форме интерактивных занятий.

– Эти занятия платные?

– У нас все бесплатно. Но думаю, что, возможно, для пяти- шестилетних детей мы сделаем какие-то группы платными. Чтобы у родителей к этому было серьезное отношение. Миссионерство тоже должно иметь границы.

– Кто работает в вашем центре?

– Официально у нас всего пять сотрудников, все они с педагогическим образованием. Но мы имеем право заключать договоры с разными людьми, если нужно привлечь их к участию в том или ином проекте. Таким образом, всегда можно пригласить специалистов водоканала, биологов, других экспертов из научно-исследовательских институтов для проведения консультаций с детьми.

Мы убеждены в том, что любой проект с новым содержанием должен поддерживаться именно экспертами, а не педагогами. В противном случае, идея экологического центра размоется.

Новизна должна быть во всем – и в содержании, и в формах.

Москва – Санкт-Петербург – Москва.

Фото из архива Детского экологического центра

Рейтинг@Mail.ru