Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2009

Наука управлять

Миссия образовательного учреждения

Продолжаем серию публикаций (см. «УШ, № 18/2009), посвященную видению директором путей, по которым должна развиваться школа. Сегодня новая тема. В последнее время на страницах книг об управлении и в выступлениях руководителей ОУ все чаще приходится сталкиваться со словосочетанием «миссия школы». В данной статье мы попробуем разобраться в основных вопросах, связанных с сущностью и значением этого понятия, содержанием и формулированием, его авторами и адресатами, функционированием и обновлением. Говоря о вопросах, подразумевается не фигуральный, а самый что ни на есть буквальный смысл, и их формулировки вынесены в качестве подзаголовков.

Миссия организации: что это значит?

Термин «миссия организации» (в том числе и применительно к школе, которая, вне всякого сомнения, является особой разновидностью организации) имеет в стратегическом менеджменте два основных взаимосвязанных значения.

Во-первых, это призвание, особое, уникальное предназначение в огромном и сложном мире социальных организаций, связанное с местом в отраслевом разделении труда, выполняемыми основными видами деятельности, целевыми группами (то есть теми, для кого производятся товары или услуги).

Во-вторых, разрабатываемая организацией и, как правило, распространяемая внутри нее и за ее пределами декларация, описывающая представления о призвании, предназначении и т.д., т.е. о миссии в первом значении термина.

При тесной связи двух значений миссии организации и опоре второго (основного для менеджмента и практики управления) значения на первое важно не терять из вида определенные различия между ними.

Миссия в первом значении («миссия-1») – это более или менее объективная характеристика призвания, предназначения и сферы деятельности организаций.

Миссия во втором значении («миссия-2») – это всегда итог субъективного, небеспристрастного, часто – несколько приукрашивающего реальные намерения и добродетели организации, восприятия (руководством и персоналом) своего призвания, ее самооценки. И при этом текст, рассчитанный во многом на заинтересованное отношение будущих сотрудников, клиентов, партнеров, поставщиков ресурсов и на получение таким образом преимуществ в конкурентной борьбе.

Миссия в первом значении всегда объективно существует у любой организации, даже если коллектив о ней не задумывается, как мольеровский герой, не подозревавший о том, что разговаривает прозой. Миссия во втором значении требует специальных усилий по ее осмыслению и формулированию и появляется под давлением конкурентной борьбы или на основе следования рекомендациям стратегического менеджмента.

При наличии одинаковых объективных миссий разные коллективы могут абсолютно по-разному сформулировать их как декларации о своем призвании и предназначении.

Оптимальной представляется ситуация, когда организация, в том числе школа, формулирует миссию на основе реального глубокого анализа своих клиентов, ценностей, возможностей и ограничений, ключевых способностей и преимуществ без демагогии и неоправданной саморекламы.

Зачем организациям нужна миссия?

Понятие «миссия организации», производным от которого является интересующее нас понятие «миссия школы», в последние десятилетия прочно вошло в современный управленческий лексикон благодаря развитию стратегического управления и научных представлений об организациях как сложных системах, во многом обусловленных активностью человеческого фактора.

Если раньше о миссии говорили применительно к конкретным людям, то в наше время появилось понятие миссии организаций. Тем самым признается не столько технократическая, сколько человеческая природа, способность коллективно отвечать за собственные действия и их последствия, в ХХ в. оказавшиеся нередко весьма разрушительными.

Потребность в наличии четко сформулированной и представленной персоналу и общественности миссии возрастает тогда, когда организации под угрозой проигрыша в ожесточенной конкуренции приходится осмыслить свои возможности и ограничения, слабые стороны, преимущества.

Такая ситуация в современном мире возникла в послевоенные годы (середина ХХ в.), и именно с ней связано становление современного стратегического управления, появление и широкое распространение формулируемых и декларируемых миссий различных учреждений как в бизнесе, так и в некоммерческом секторе.

Распространение термина «миссия» во многом связано с тем, что в западном менталитете, в том числе менеджменте, достаточно широко распространена религиозная риторика, апелляция к высшим ценностям. Так или иначе, стремление связать миссию организаций с их социальной ответственностью, с активным и высокоморальным «корпоративным гражданином», думающим о благе сограждан, следует считать важным достижением науки и практики управления.

Итак, для чего же нужна миссия, каково ее назначение?

Во-первых, она служит для согласования всех частных целей и действий сотрудников организации, задавая определенную общую направленность всей ее жизнедеятельности и поведения персонала (внутренняя функция). Если миссия принята и согласована в коллективе, любые отклонения от нее могут быть четко зафиксированы и эффективно пресечены на том простом основании, что «такие действия противоречат нашей миссии».

Во-вторых, выступает своеобразной декларацией о намерениях и лаконичной визитной карточкой, говорящей социальному окружению, клиентам, поставщикам, партнерам, конкурентам о том, как организация хочет восприниматься в общественном мнении, как она себя видит, в каких областях и сферах собирается действовать, каких правил игры будет придерживаться, за что и какую отвественность готова на себя взять (внешняя функция).

Почему возникла и стала популярной идея о необходимости наличия и реализации миссии школы?

Школы, в частности, наши, российские, всегда выполняли непростые и ответственные миссии в области образования новых поколений, в меру сил и возможностей сеяли разумное, доброе, вечное. Но стоит заметить, что в советское время в нашей стране, говоря (как правило, по большим праздникам) о высоком ее предназначении, имели в виду обычно не конкретные образовательные учреждения, а Школу в собирательном смысле – систему общего образования.

В новое время ситуация существенно изменилась – дифференцировался заказчик на образовательные услуги, ушли в прошлое сверхцентрализация управления школой и ее суперунификация, возникла конкуренция за учебные заведения и между ними. Иными словами, в наше образование пришла ситуация, сильно похожая на ту, которая в мировом масштабе породила потребность в развитии особого, стратегического управления и выходе на арену такой его важной составляющей, как миссия, – не целой отрасли, а конкретной школы.

Миссия школы: мода или необходимость?

Ответ на данный вопрос звучит парадоксально – и мода, и необходимость. Любое новое и широко распространяющееся явление не может на первых порах не опираться на такой механизм, как мода, подражание.

Но при этом мы полагаем, что «мода» на выражение миссии школы не останется только скоропреходящим явлением: если учебное заведение хочет добиться достойного его потенциала места под образовательным солнцем, ему просто необходима выверенная и точная формулировка своего особого предназначения. Поэтому, когда автору во время многочисленных лекций в разных регионах страны (поверьте, весьма нередко!) задавали вопрос: «Обязательно ли каждой школе формулировать свою миссию?», он обычно отвечал: «Каждая уважающая себя школа обязательно имеет и формулирует свою миссию!»

Каковы особенности миссии школы?

Миссия школы, конечно, имеет свои отличия от миссий организаций других отраслей и форм собственности. При очень высокой социальной ответственности у нее не очень много степеней свободы.

Во-первых, школа по определению является образовательной организацией и в этом качестве несвободна в выборе отраслей и направлений своей деятельности, у нее, в этом плане, меньше возможностей для маневра, чем у бизнес-учреждений.

Во-вторых, подавляющее большинство российских учебных заведений сегодня имеют организационную форму учреждения, т.е. обязаны согласовывать свою миссию с учредителем.

В-третьих, многие важные компоненты миссии любой школы носят как бы «встроенный характер» и обусловлены общей природой образования.

В-четвертых, миссия образовательных учреждений отличается высочайшим уровнем социальной ответственности (если организации бизнеса только в последнее время начинают включать в свои миссии формулировки о высокой социальной ответственности и обязательства по этике ведения дел, то школа всегда была и будет восприниматься обществом как организация, не просто обязанная работать добросовестно и профессионально, но и оцениваемая по высшим нравственным меркам). В восприятии «обывателя» предназначение школы часто выглядит таким высоким, что его в принципе невозможно выполнить.

Отсюда вытекает просветительская задача миссии своевременной школы – с ее помощью образовательное учреждение формирует у потребителей услуг культуру заказа на образование и привычку соразмерять свои запросы с его статусом и принятой на себя миссией.

В то же время желательно избегать присущего многим отечественным «образователям» комплекса мессианизма, когда школа присваивает себе более значимую социальную роль, чем она играет в реальности, и берет на себя большую ответственность, чем может вынести.

В чем сходства и отличия миссий разных школ?

Ответ на этот вопрос можно дать с опорой на ряд известных философских категорий: всеобщее–особенное–единичное.

В миссии каждого образовательного учреждения есть то, что свойственно любому из них (предоставлять услуги общего образования), то, что присуще каким-то его типам, видам и разновидностям (например, миссия гимназии отличается от любой обычной, массовой школы, а миссия школы на селе отличается от городской), и, наконец, то, что является уникальным предназначением конкретного учебного заведения.

Источниками уникальных составляющих миссии школы являются как объективные (особенности местонахождения, контингента учащихся, потенциал персонала и педагогического коллектива, уровень оснащенности и т.п.), так и субъективные (уровень самооценки и притязаний коллектива, его социальной и профессиональной ответственности, видение приоритетных задач и обязательств) факторы. Первые не надо выдумывать, но важно учитывать. Вторые – предмет специальной заботы (Кто мы? Какие мы? Куда мы идем?).

Почему нужно особенно задумываться над уникальностью своей миссии?

Во-первых, потому, что это поможет и самим работникам ОУ, и тем, кому они адресуют миссию, лучше понять индивидуальность этой школы (а ее необходимо всячески развивать и культивировать как источник конкурентных преимуществ!).

Во-вторых, потому, что если миссия школы ничем не отличается от соседних образовательных учреждений, она вряд ли сильно заинтересует мотивированных на образование школьников и их родителей. А это в условиях нормативного финансирования, когда «деньги идут за учеником», сильно снижает конкурентные шансы.

Миссия школы: по отношению к кому?

Объективно, хотим мы того или нет, у любого образовательного учреждения есть определенные обязательства и функции по отношению к:

– учащимся как главным клиентам школы;

– заказчикам на образование;

– учредителям;

– собственному персоналу;

– местному населению и сообществу.

Практика показывает, что миссии многих современных школ не включают в себя соответствующие функции, и это делает их неполноценными.

Мы назвали только часть из возможного списка, и никто не может запретить сильному и уверенному в своих силах коллективу ввести в свою миссию, наряду с обязательствами относительно перечисленных групп, и более глобальные – по отношению к развитию и даже возрождению родного села, профилактике правонарушений, сохранению и эволюции отечественной и мировой культуры… Но, к счастью, никто не может и заставить школу принять на себя завышенные или не свойственные ей функции и включить их в описание своего предназначения.

Формулировка миссии: один абзац или развернутый текст?

Поскольку многие наши читатели открывали книги по менеджменту, они наверняка сталкивались в них с весьма краткими и афористичными формулировками миссий организаций. Пределом такой немногословности является изречение в форме слогана («Сделаем мир чище» – парфюмерно-косметическая фирма «Дуру» из Турции, «Изменим мир к лучшему» – фирма «Филипс» и т.п.).

По-видимому, можно сочинить столь же лаконичные формулировки миссии для школ. Однако решают ли такие суперкраткие обороты задачи обеспечения информативности, отражения реальной уникальности и преимуществ конкретной школы? Сомнительно. Поэтому, сознавая, что мы идем здесь некоторым образом наперекор традиции, предлагаем начать обдумывание миссии с довольно широкого списка вопросов.

На какие вопросы должна ответить миссия?

Это дело свободного выбора конкретного коллектива, но, если исходить из представления о полноте и информативности миссии школы, можно при ее разработке сформулировать такие вопросы:

  • На чей (каких групп заказчиков) и какой социальный заказ ориентируется учебное заведение?

  • Как это учитывается в образовательной программе и программе развития, и что делается, когда отдельные запросы заказчиков превышают актуальные возможности учреждения?

  • Какие образовательные функции школа считает приоритетными (познавательные, воспитания и социализации, психического развития, воспитания творчества, оздоровления и др., их сочетание)?

  • Какое многообразие образовательных маршрутов предоставляет учебное заведение для разных учащихся, насколько они соответствуют реальным запросам и возможностям школьников, и как обеспечивается их сопровождение?

  • На какой уровень образовательных услуг и какое качество их предоставления ориентируется школа (в соотнесении с государственным образовательным стандартом)?

  • По каким аспектам образования предоставляются услуги более высокого уровня, чем в других образовательных учреждениях, и чем это подтверждается?

  • Какие гарантии защиты прав учащихся предоставляет школа?

  • Что она готова предложить учащимся, помимо основных образовательных услуг, для разностороннего развития (возможности для спорта, досуга, туризма и экскурсий, художественного и иного творчества, самодеятельности, общения, самообразования, удовлетворения широкого спектра интересов)?

  • Каковы позиция ОУ по отношению к инновациям в образовании, готовность к изменениям и развитию своего потенциала (конкретные направления нововведений и экспериментов)?

  • Какие основные требования школа предъявляет к своему персоналу, прежде всего – учителям и воспитателям?

  • Какие возможности созданы для участия родителей и общественности в образовании детей и управлении?

  • Какие обязательства и какую ответственность школа принимает на себя по отношению к местному сообществу, населению, муниципальной образовательной системе, другим ОУ, работодателям, (в том числе – в области открытости, прозрачности финансовых операций, обязательств по активному участию в событиях и акциях, организуемых на международном, федеральном и региональном уровнях, и т.п.)?

  • На каких принципах школа взаимодействует с социальными партнерами?

  • Какие возможности и гарантии предоставляются для профессионального развития и социальной защиты своего персонала?

Ясно, что подробные ответы на все эти вопросы окажутся очень развернутыми, а значит – чрезмерными для итоговой формулировки миссии. Поэтому их значительная часть пойдет в другие разделы программы развития ОУ. Но они определенно дадут базу для перехода к краткой, отражающей самое главное и существенное, формулировке миссии школы. А основной смысл таких ответов – в формировании общего самосознания школьного сообщества!

Как соотносятся миссия школы и ее цели?

В ряде серьезных книг по менеджменту миссия характеризуется как важнейшая цель организации. Можно ли с этим согласиться? Ответ на вопрос зависит от того, что мы будем понимать под целями образовательного учреждения. Если называть ими основные направления деятельности и широкие устремления коллектива, то миссия может называться целью. Но если относиться к ее пониманию с необходимой строгостью и рассматривать как конкретный образ желаемого и возможного результата будущей деятельности, придется признать, это – не цель, так как нет ответа на вопрос, какие конкретные результаты будут достигнуты учебным заведением на пути реализации основных направлений его деятельности.

Снятие отождествления миссии с целью очень важно для овладения культурой управленческого целеполагания в школе и отнюдь не умаляет значения предназначения. Миссия как составляющая набора стратегических оснований ОУ вместе с общей системой его ценностей, кредо, школьной философией предшествует формулированию конкретных целей, регулирует выбор их содержания и расстановку целевых приоритетов.

Каковы роль и место миссии в стратегическом управлении школой?

В стратегическом управлении образовательного учреждения говорят о таких важнейших для школьной организации феноменах, как:

– система ценностей;

– видение (мечта, идеальный образ будущей школы);

– миссия;

– важнейшие целевые ориентиры (модели выпускника, ключевые количественные показатели результатов образования, место в рейтинге ОУ района, общественном мнении и т.п.).

Нетрудно видеть, что миссия в этом ряду занимает вполне почетное место: опираясь на базовые ценности школы и ее стратегическое видение, она конкретизирует с учетом анализа и прогноза изменений социального заказа и мнения коллектива основные направления деятельности, функции и фиксирует ключевые, публично принимаемые на себя социальные обязательства.

Кто формулирует миссию школы?

Ответ на этот вопрос сильно зависит от характера и качества управления. В школах с авторитарным режимом и пассивным коллективом миссия формулируется руководителями и далеко не всегда становится предметом обсуждения и согласования со школьной общественностью, которая зачастую может ничего не знать о ее существовании (верный признак профанации идей стратегического менеджмента вообще и миссии школы – в частности).

В образовательных учреждениях с развитыми демократическими традициями она рождается в ходе коллективных обсуждений (чаще всего этот процесс является составной частью выработки программы развития, обязательным элементом которой является обновленная миссия). Так принятое предназначение действительно становится инструментом регулирования жизнедеятельности коллектива, как и всякая совместно принятая норма и ценность.

В школах, где действует современное самоуправление, например, в форме управляющего совета, вполне естественно принимать итоговую формулировку миссии именно на его заседании как главного коллегиального органа управления. В этом случае есть гарантия того, что она реально учитывает нужды и чаяния всех участников образовательного процесса и не останется пустой декларацией.

Напомним также: миссия школы обязательно согласовывается с ее учредителями.

В оптимальном варианте как краткая визитная карточка она должна быть известна всем заинтересованным группам и лицам и внутри образовательного учреждения, и в его социальном окружении.

Когда и почему необходимо изменение миссии школы?

Призвание и предназначение серьезной, уважающей себя организации не может меняться слишком часто. Но иногда жизнь требует корректировки определенных направлений деятельности, функций, обязательств, включаемых в миссию.

С чем это может быть связано?

  • С качественным или количественным изменением контингента учащихся;

  • с существенными изменениями социального заказчика и заказа на образование;

  • с повышением обязательств по отношению к школьникам (скажем, усиление медико-психолого-социальной поддержки, развитие обучения на дому и экстерната);

  • с переходом школы в инновационный режим, с освоением новых подходов к обучению (например, профилизации образования);

  • со сменой приоритетных функций (от обучения – к воспитанию или оздоровлению);

  • с изменением вклада в муниципальную образовательную систему и местное сообщество;

  • с усилением внимания к развитию и социальной защите персонала.

Рейтинг@Mail.ru