Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2009

Наука управлять

Педагогическое таинство

Классный руководитель ближе всех в педагогическом коллективе стоит к ученику. Сферой именно его заботы являются проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое. Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития ребенка, становления его мировоззрения.

Каждый учитель прекрасно понимает, какие большие затраты – психологические и физические – ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие жизни класса надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от такой нагрузки, осознают, какой большой объем работы требуется выполнять. Как показывают социологические исследования, на организацию полноценной внеурочной работы в классе затрачивается более 40-ка часов.

Приятно, что государство наконец-то обратило внимание на важность роли классного руководителя. Дополнительное вознаграждение в тысячу рублей ежемесячно, конечно, финансовая поддержка. Много это или мало? Относительно ставки учителя-предметника – прибавка существенная, т.к. составляет практически ее треть. Но здесь подразумевается не только материальное, но и моральное стимулирование, ведь каждый труд должен быть оплачен. Я убеждена в том, что, даже если данный национальный проект «Образование» закончится, надбавку эту необходимо любым способом непременно сохранить.

Каким образом отразилась она на работе классных руководителей, придала ли сил, побудила ли к новым поискам? Как показывает практика, любое повышение зарплаты позитивно сказывается лишь первое время. Поначалу люди действительно стремятся продемонстрировать свое трудовое рвение, но потом, как правило, все возвращается на круги своя.

А талантливый педагог, прирожденный лидер, верный детям, искренне их любящий, будет работать на износ и за прежнюю небольшую зарплату, и за новую. Потому что это его образ жизни, иначе он не может. Не может не возить детей в театр, не ходить в походы, не может замкнуться в школьном пространстве и не открывать окно в окружающий мир. Такие есть и были в каждой школе. А классного руководителя, который воспринимал эту работу как дополнительную нагрузку, «выгоревшего» за многие годы, вряд ли переделаешь.

Но я верю, что сознание наших учителей меняется. И национальный проект, безусловно, внесет свою лепту в повышение уровня воспитательного потенциала любого образовательного учреждения. Его реализация уже способствовала пониманию необходимости массового повышения профессионального уровня классных руководителей.

У нас в районе эта система на стадии развития: курсы повышения квалификации, работа специальной районной секции и школы классного руководителя в образовательных учреждениях. Наши педагоги участвуют в конкурсах различных уровней, цель которых не констатация достигнутого, не демонстрация опыта педагогов со стажем, а поиск новых талантов, распространение их интересного опыта.

В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на  музыкальном инструменте, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде…

Уважение у ребят вызывает человек, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, защищает как интересы своего класса, так и собственные. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными свойствами являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.

В конце учебного года я попросила учащихся своего 10-го класса продолжить высказывание: «Что бы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые непременно будут включены в программу развития классного коллектива. Некоторые даже написали, что отказались бы от подобной нагрузки, так как работать с современными детьми очень трудно. То есть ребята понимают, как непросто быть воспитателем.

Фото А.Степанова

Как я себе представляю в связи с этим современный воспитательный процесс? Остановлюсь лишь на одном аспекте. В последнее время много говорится о национальной идее, о патриотическом воспитании, о том, что школа призвана взращивать достойных граждан великой страны. В связи с этим возникают опасения, как бы в очередной раз не «заболтали» то хорошее, что уже есть.

Необходимо учить ребенка работать в команде, например, через проектную деятельность. Такая практика существует во всем мире. Она востребована не только в учебном процессе, но и в воспитательном. Умение сообща создавать проект – один из важных аспектов воспитательной деятельности. По моему мнению, осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества способствует такая цепочка:

  • Сегодня ты – член творческой группы, к твоему мнению прислушиваются и уважают, ты выполняешь задания, которые нужны всем, без тебя не состоится презентация, на тебя надеются, тебе доверяют, ты не подведешь.

  • Ты – ученик класса, где есть законы и традиции, которые ты соблюдаешь и развиваешь.

  • Ты – ученик школы, тебе небезразлична ее история, ты много знаешь о ней из посещения школьного музея, здесь учились твои родители, их фотографии ты даже можешь найти в школьной картотеке или в экспозициях.

  • Ты – житель города Куйбышева, фамилия твоего дедушки на мемориальной плите или в Книге Памяти; во время субботника ты преображаешь город, следишь за порядком вокруг своего дома; гордишься своими земляками, простыми и выдающимися людьми.

  • И, наконец, ты – гражданин России, великой страны, открывшей миру путь в космос, родины знаменитых художников и музыкантов, ученых и писателей.

Наши дети должны уметь жить в социуме, как это принято во всем мире. Такая деятельность требует большого профессионализма, повышения уровня педагогической компетентности, что даст возможность более точно провести диагностику классного коллектива, проблем учащихся, определить меру своих возможностей и привлечения тех специалистов, которые необходимы в оказании помощи ребятам в процессе их развития.

…Классное руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, а команду, которая учится, живет, работает и отдыхает как одно целое. Коллектив – единый организм, где каждый школьник – яркая индивидуальность. Давайте же работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы!

Рейтинг@Mail.ru