Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2009

Наука управлять

Анкета для директора

На следующих страницах мы представляем пример анкеты, которую наряду со множеством других способов используют в Великобритании и США для изучения работы школы. По словам Альмы Харрис, данный опросник – далеко не идеальный инструмент, однако в нем затрагиваются важные моменты, дающие представление о ситуации с лидерством в образовательном учреждении. Ряд вопросов, содержащихся здесь, повторяются и в специальных анкетах для преподавателей. «Иногда случается так, что директор полагает, будто по тому или иному направлению в школе все идет отлично, но учителя выражают совсем другое мнение, – комментирует госпожа Харрис. – И такая ситуация для нас – знак, что в учебном заведении не все в порядке с лидерством и системой управления. Эти разногласия становятся для нас отправной точкой в работе». По примеру зарубежных коллег, вы, уважаемые читатели, можете с помощью этого опросника проверить себя и обсудить некоторые позиции со своей управленческой командой. Возможно, итоги самопроверки дадут вам пищу для размышлений или даже подтолкнут к каким-либо переменам.

Уважаемый руководитель школы!

Информация, которую вы предоставляете нам в этой анкете, является конфиденциальной. Ваших ответов не увидит никто, за исключением исследователей из департамента образования Луизианы. Отчеты сформируются на основе данных, суммированных на уровне школы, и ни один человек не будет идентифицирован как источник тех или иных сведений. После того, как информацию из анкет введут в компьютер, она будет уничтожена. Полная конфиденциальность гарантируется. Очень важно, чтобы вы были искренними в своих ответах.

Ответьте на следующие вопросы или выразите свое отношение к утверждениям, обведя в кружок номер справа из наиболее подходящего варианта. На каждый вопрос может быть дан только один ответ!

1. Как долго вы проработали директором (включая другие школы)?

Это мой первый год – 1
2–4 года – 2
5–9 лет – 3
10 лет и более – 4

2. Как давно вы работаете директором конкретно в этой школе?

Это мой первый год – 1
2–4 года – 2
5–9 лет – 3
10 лет и более – 4

3. Какую формальную подготовку вы получили?

Степень бакалавра – 1
После окончания вуза я еще некоторое время учился, но степень магистра не получил – 2
Степень магистра – 3
После получения степени магистра прошел дополнительное обучение, но докторскую степень не получил – 4
Докторская степень – 5

4. Сколько дней вы отсутствовали на работе в этом учебном году?

1 или 2 дня – 1
3 или 4 дня – 2
5 или 6 дней – 3
7 или 8 дней – 4
9 или более – 5

5. Что вы чувствовали по поводу своего назначения в эту школу до того, как впервые пришли сюда?

Большую радость – 1
Был доволен – 2
Не испытывал ни отрицательных, ни положительных эмоций – 3
Не слишком доволен – 4
Очень недоволен – 5

6. Какова общая репутация этой школы среди сотрудников образования, которые в ней не работают?

Одна из лучших – 1
Выше среднего – 2
Средний уровень – 3
Ниже среднего – 4
Плохая – 5

7. Можете ли вы сказать, что ваша школа обеспечивает своим сотрудникам безопасную атмосферу?

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

8. Если члены педколлектива испытывают проблемы с дисциплиной, вы и другие сотрудники администрации обеспечиваете им поддержку и помощь, в которых они нуждаются.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

9. Ваша школа обеспечивает ученикам безопасную среду.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

10. Большинство проблем с дисциплиной решаются на уровне класса.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

11. Ваша школа является безопасным местом для работы и учебы.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

12. В школе постоянно следят за исполнением установленных правил дисциплины.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

13. Какой уровень средней успеваемости можно ожидать от учеников вашей школы?

Гораздо выше национальных норм – 1
Слегка выше – 2
Примерно на уровне национальных норм – 3
Слегка ниже – 4
Гораздо ниже – 5

14. Какой процент детей, по вашим прогнозам, пройдет обучение в старших классах?

90% или более – 1
70–89% – 2
50–69% – 3
30–49% – 4
Менее 30-ти – 5

15. Какой процент, по вашим прогнозам, поступит в колледж?

90% или более – 1
70–89% – 2
50–69% – 3
30–49% – 4
Менее 30-ти – 5

16. Сколько из учеников вашей школы способны учиться на пятерки и четверки?

90% или более – 1
70–89% – 2
50–69% – 3
30–49% – 4
Менее 30-ти – 5

17. Как бы вы оценили способности к учебе учеников вашей школы по сравнению с другими образовательными учреждениями?

Гораздо выше – 1
Слегка выше – 2
Примерно тот же уровень – 3
Слегка ниже – 4
Гораздо ниже – 5

18. Поощряете ли вы стремление учеников, не располагающих достаточными ресурсами, поступить в колледж или получить высшее образование в какой-то иной форме?

Всегда – 1
Обычно – 2
Иногда – 3
Редко – 4
Никогда – 5

19. Многие ли учителя в вашей школе поощряют учеников заниматься дополнительно, чтобы улучшить свои оценки?

Почти все – 1
Большинство – 2
Около половины – 3
Некоторые – 4
Почти никто – 5

20. Многие ли ученики вашей школы прилагают особые усилия к тому, чтобы учиться лучше своих товарищей?

Почти все – 1
Большинство – 2
Около половины – 3
Некоторые – 4
Почти никто – 5

21. Многие ли ученики вашей школы согласились бы заниматься дополнительно, чтобы улучшить свои оценки?

Почти все – 1
Большинство – 2
Около половины – 3
Некоторые – 4
Почти никто – 5

22. При поддержке учителей директор может превратить плохую успеваемость в школе в высокую.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

23. Как директор я способен приложить усилия, чтобы все ученики добивались успехов на высоком уровне.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

24. Какое влияние, по вашему мнению, вы оказываете на способность учителей вашей школы обеспечить эффективный учебный процесс в классе?

Очень большое – 1
Значительное – 2
Некоторое – 3
Очень небольшое – 4
Никакого – 5

25. Педагоги вашей школы регулярно принимают участие в выработке школьной политики.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

26. Учителя в вашей школе часто вовлекаются в деятельность по улучшению ее жизни.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

27. Я поощряю активное участие членов педагогического коллектива в процессе улучшения жизни ОУ.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

28. Я делаю особый упор на участие членов педагогического коллектива в принятии решений в своей школе.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

29. Как часто вы предлагаете своим учителям способы улучшения успеваемости учеников?

Очень часто – 1
Часто – 2
Иногда – 3
Редко – 4
Никогда – 5

30. Я часто вступаю в неформальное общение с учителями и учениками в течение учебного дня.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен  – 4
Абсолютно не согласен  – 5

31. Как часто вы встречаетесь с учителями как с группой, чтобы обсудить способы улучшения программы обучения в своей школе?

Очень часто – 1
Часто – 2
Иногда – 3
Редко – 4
Никогда – 5

32. Я активно охраняю время, отведенное на учебный процесс, контролируя помехи, составляя расписание, которое максимизирует возможности для учебы и т.д.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

33. Я убежден, что администрация ОУ выполняет очень хорошую работу по привлечению ресурсов для школы.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

34. Наша школа выполняет хорошую работу в плане подготовки учеников по математике и гуманитарным предметам.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

35. В нашей школе учеников обучают при помощи методов, которые позволяют связать изучаемый предмет с их повседневной жизнью.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

36. Учителя используют разнообразные преподавательские стратегии и учебную деятельность, чтобы помочь своим ученикам в учебе.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

37. На большинстве уроков ребята получают практический опыт, подкрепленный деятельностью.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

38. Успехи учеников оцениваются разнообразными методами, что дает достаточно возможностей продемонстрировать свои знания.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

39. Многие ли родители хотят получать от директора и учителей отзывы о том, как обстоят дела у их детей в школе?

Почти все – 1
Большинство – 2
Около половины – 3
Некоторые – 4
Почти никто – 5

40. Скольких родителей учеников вы узнаете с первого взгляда?

Почти всех – 1
Около 75% – 2
Около 50% – 3
Около 25% – 4
Только некоторых – 5

41. Большинство родителей учеников вашей школы обеспечивают своим детям дома среду для эффективного обучения.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

42. Сколько родителей беспокоятся об оценках, которые получают их дети?

Почти все – 1
Большинство – 2
Около половины – 3
Некоторые – 4
Почти никто – 5

43. Многие родители часто вовлекаются в деятельность школы (участвуют в мероприятиях по сбору средств, выступают в роли помощников и т.п.).

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

44. Профессия педагога (работающего в системе школьного образования) пользуется большим уважением в моем городе.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

45. Я обычно с нетерпением ожидаю начала рабочего дня.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

46. Насколько вам нравится быть директором своего образовательного учреждения?

Очень сильно – 1
Очень – 2
Средне – 3
Немного – 4
Совсем не нравится – 5

47. Если бы у меня был выбор – стать директором в другой школе или остаться здесь, – я бы остался.

Абсолютно согласен  – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

48. Основная задача профессионального развития в вашей школе заключается в том, чтобы помочь учителям выработать навыки, которые напрямую влияют на обучение в классе.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

49. Я часто планирую мероприятия по профессиональному развитию вместе с членами своего педагогического коллектива.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

50. Программа профессионального развития в вашей школе регулярно оценивается членами педагогического коллектива.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

51. За последние два года мероприятия по профессиональному развитию педагогического коллектива были направлены на решение проблем и выработку навыков, которые действительно важны для преподавателей.

Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5

52. Как бы вы оценили мероприятия, ориентированные на профессиональное развитие в своей школе, по сравнению с опытом других образовательных учреждений?

Гораздо выше – 1
Слегка выше – 2
Примерно одинаково – 3
Слегка ниже – 4
Гораздо ниже – 5.

Перевод Юлии МИФАЕВОЙ
Рейтинг@Mail.ru