Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2009

Наука управлять

Проблем на всех хватит

Возможности многопрофильной психологической службы

У школ трудные времена, и директорам не по своей воле приходится расставаться с нужными сотрудниками. Психологов стараются сохранить до последнего. Но кто-то изыскивает средства и не только продолжает работать с прежним коллективом, а и приглашает новых специалистов.

Вероятно, когда финансовая ситуация нормализуется, в каждой школе возьмут подшивку номеров газеты «Управление школой» и отыщут этот выпуск, чтобы узнать, как создать максимально эффективную психологическую службу – многопрофильную. Пока же такая структурная единица действует на базе нескольких московских ОУ в режиме отработки модели.

Помощь квалифицированного психолога ценится в школах очень высоко. Тем не менее его силы не безграничны. Он не может полномасштабно вести индивидуальную работу; оказывать поддержку всем тем группам, которые в этом нуждаются; и, как правило, не занимается профилактической деятельностью, разбираясь уже с заявившей о себе проблеме.

О том, как можно изменить подобную практику, рассказывает к. психол. н., заведующая учебно-производственной лабораторией факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета Ирина Умняшова1:

– Многопрофильная психологическая служба отличается тем, что туда включены отраслевые психологи. В образовательных учреждениях поняли, насколько повышается продуктивность, когда вместе трудятся 2–3 специалиста. Однако каждый из них имеет похожие заботы – разница лишь в возрасте учеников, – тогда как функции отраслевых психологов сильно отличаются друг от друга: они специалисты по определенным проблемам.

Структура данной службы такова:

  • руководитель;

  • линейные психологи:

– куратор дошкольного возраста,
– куратор начальной школы (1–4-й классы),
– куратор подросткового возраста (5–7-й классы),
– куратор юношеского возраста (8–11-й классы);

  • отраслевые специалисты:

– педагогический психолог,
– клинический психолог,
– социальный психолог,
– психолог-консультант,
– юридический психолог.

Среди основных задач многопрофильной психологической службы:

1. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий.
2. Создание условий для психологически комфортного существования учащихся в различных образовательных стандартах.
3. Обеспечение безопасности инновационных преобразований.
4. Прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков учащихся.

Кроме того, мой личный опыт показывает, насколько большое значение имеет профилактика. Вроде бы видимого результата от нее не видно в отличие от решенного конфликта. Но благодаря профилактике ребенок успевает познать себя, увидеть способы взаимоотношений и т.д., не доходя до серьезных кризисных ситуаций. Поэтому данная «невидимая» работа психологов многопрофильных служб неоценима.

___________________

1И.Б. Умняшова – участник московской научно-практической конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде».

Психологи-кураторы (линейные психологи)

обеспечивают сопровождение нескольких параллелей, проводя в этих классах уроки психологии, развивающие занятия, консультации родителей, педагогов и учащихся.

  • Мониторинг психологической атмосферы в ОУ.

  • Мониторинг психологического здоровья учащихся.

  • Выявление факторов неблагополучного развития детей и подростков.

  • Проведение просветительских и профилактических занятий, направленных на формирование ценностно-нравственной структуры личности.

Педагогический психолог

осуществляет поддержку учебно-воспитательного процесса в ОУ.

  • Просвещение педагогов о методах повышения учебной мотивации детей и подростков.

  • Обучение педагогов методам диагностики и профилактики школьной неуспешности.

  • Повышение мотивации к развитию ценностно-нравственной сферы детей и подростков через учебно-воспитательную деятельность.

  • Обучение педагогов методам психологической поддержки и релаксации.

  • Проведение психологических тренингов и семинаров с участниками образовательного процесса, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и эффективных методов межличностного взаимодействия.

Клинический психолог

работает над повышением психических ресурсов и адаптационных возможностей людей, его деятельность направлена на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

  • Проведение психологического обследования детей, имеющих те или иные признаки дизонтогенеза (нарушение индивидуального развития организма) или дезадаптации.

  • Консультирование родителей или других законных представителей семьи по проблемам обучения, воспитания и поведения детей с особенностями в развитии, а также по проблемам функционирования семьи.

  • Проведение индивидуальной и групповой развивающей и психокоррекционной работы с детьми, имеющими аномальное или проблемное развитие.

  • Проведение психопрофилактической работы, направленной на создание оптимальных условий для психического, соматического и личностного развития ребенка в семье и учреждении.

Социальный психолог

анализирует социальную ситуацию в ОУ и разрабатывает рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

  • Изучение малых групп, в которые входят дети и подростки (семья, классный коллектив, референтная группа).

  • Изучение характера отношений групп с окружающим миром, отношение к образовательному учреждению, событиям в стране и т.д.

  • Проведение диагностики уровня социально-психологического развития ученических групп и педагогического коллектива.

  • Проведение социально-психологическую экспертизы образовательной среды (особенности социально-психологического климата).

Психолог-консультант

оказывает консультативную и психотерапевтическую помощь всем участникам образовательного процесса.

  • Проведение индивидуальной и групповой развивающей работы, направленной на формирование адекватной самооценки, коррекции уровня притязаний, развитие самосознания и самопринятие.

  • Проведение индивидуальной и групповой развивающей работы, направленной на формирование национальной идентичности и развитие толерантности.

  • Психотерапевтическая поддержка конструктивных детско-родительских отношений.

  • Оказание психологической помощи семьям в кризисных и экстренных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения.

Юридический психолог

решает психологические проблемы в юридически значимом контексте.

  • Оказание психологической, юридической и правовой помощи детям, подросткам и их семьям.

  • Психологическая поддержка детей и подростков в сложных жизненных ситуациях.

  • Проведение индивидуальной и групповой развивающей работы, направленной на профилактику правонарушений среди детей и подростков.

  • Оказание психологической помощи детям, подросткам и их семьям во время прохождения реабилитационных программ.

 

А ТАКЖЕ…

Согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих)2, к педагогу-психологу предъявляются следующие требования.

  • Уровень квалификации. Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

  • Он должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию;
– педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
– основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
– методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
– методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
– методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • Должностные обязанности:

– составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников;
– участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям;
– участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям;
– и др.

________________

2 Сборник нормативных правовых актов с комментариями / под ред. В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой. – М.: Издательство МИСИС, 2009.

Рейтинг@Mail.ru