Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2009

Школьный уклад

Низкий балл на ЕГЭ – тоже победа

Другую такую школу еще нужно поискать! Даже для Москвы, где всегда множество приезжих и в классах, как правило, соседствуют ученики разных национальностей, – это поразительное по своему составу образовательное учреждение…

Школа в школе

Не пожалеем места на газетной странице и перечислим те места на географической карте, выходцы из которых требуют от учителей московской школы проявления истинного профессионализма, ведь «пестрый» коллектив  – особая забота. В ГОУ центр образования № 1429 учатся дети:

– из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины;
– из Албании, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Италии, Китая, Кот д'Ивуара, Кубы, Сербии, Турции, Эфиопии;
– из Республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Северная Осетия–Алания, Удмуртия, Алтайского края, Чечни, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Липецкой, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Тульской и Ульяновской областей.

Расположенный в центре города и окруженный гимназиями, лицеями, этнокультурными ОУ, школами с углубленным изучением отдельных предметов, центр образования тоже мог бы стать учреждением, отбирающим мотивированных учеников. Но остался обычной московской школой, куда стекаются все те, кто не смог или не захотел учиться в вышеперечисленных учебных заведениях.

В итоге, за партами оказываются самые разные школьники – в том числе и с девиантным поведением, и ребята многих национальностей… В связи с этим небезосновательно стоит вопрос профилактики экстремистских проявлений. «В нашей школе, как в зеркале, отражаются все процессы, которые происходят в современном обществе, – говорит директор Любовь Хечанова. – Четыре года назад, когда мы только думали над программой развития, то решили, что проведем серьезный анализ и построим ее так, чтобы учесть эту проблему в организации образовательного процесса».

Директор Л.Е. Хечанова

На сегодняшний день центр образования имеет достаточно разветвленную структуру, представленную на схеме.

Схема

Отдельного рассказа заслуживает указанная в ней Школа русского языка. Она начала свою работу в ЦО № 1429 в 2006 г. Здесь обучают детей из числа мигрантов с целью их социокультурной адаптации и интеграции в московскую образовательную среду. Срок обучения один год, после чего ребята остаются в этом же центре образования или переходят в другие школы.

Цели и задачи такого структурного подразделения:

  • развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма; освоение грамматической базы в пределах первого сертификационного уровня государственных стандартов по русскому языку;

  • корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи;

  • изучение лексики, обеспечивающей общение в рамках тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальных классов для плавного включения в процесс обучения в московской школе;

  • освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации к новым условиям жизни.

После проведения входного тестирования в Школе русского языка формируются группы по 9–12 человек с учетом возраста и уровня владения русским языком. С ними на протяжении всей учебы работают психолог и логопед, с помощью которых осуществляется дифференцированный подход к обучению и воспитанию каждого ученика. Это не заменяет среднюю школу, а подготавливает к ней. Для большей эффективности день делится на два блока.

Первый – учебный – 6–7 уроков (речевая практика, фонетика и грамматика, логоритмика, физкультура, информатика).

После обеда для поддержания проделанной утром работы организованы дополнительные занятия. «Учеба – учебой, но наши дети после занятий тоже находятся в школе, потому что мы работаем в режиме полного дня, – рассказывает Любовь Евгеньевна. – И если утром школьники изучают русский язык во всем его многообразии, то, окончив уроки, они получают уже практические навыки общения с русскоговорящими сверстниками. Здесь возможности образовательного учреждения очень большие».

В центре образования учат вышивать крестиком, бисером, лоскутному шитью, вязанию крючком и спицами, кройке и шитью, художественному выжиганию и выпиливанию, резьбе по дереву, бальным танцам. Открыты цирковая студия, музыкальный театр, языковые кружки, секция каратэ и флорбола, шахматный, авиамодельный и судомодельный кружки.

Ученики Школы русского языка участвуют в школьных и районных спортивных мероприятиях, конкурсах, концертах, фестивалях.

«Мы не боги…»

«Когда к нам пришла учиться девочка из Китая, в ее лексиконе было лишь одно русское слово – “темно“, – вспоминает директор. – Через год занятий у нас она уже говорит, пишет, читает. Это, конечно, хорошо. Но дети обучаются год, потом переходят в обычные общеобразовательные классы. Понятно, что мы не боги, за короткий срок сотворить чудо не в нашей власти. Эти ученики все равно испытывают трудности в общении.

Много и других проблем. Не могу не сказать о ЕГЭ. На сегодняшний день один из учащихся центра образования не сдал единый госэкзамен. Это выпускник нашей Школы русского языка, который два года назад вообще не говорил по-русски! Он получил на экзамене по русскому 35 баллов, то есть цифра непроходная. На мой взгляд, даже такой результат – победа учителей, а по мнению департамента образования, – налицо недоработка.

Среди главных задач, считает наш педагогический коллектив, – выстраивание воспитательной работы в направлении укрепления школьных традиций, всего того, что мы с вами называем школьным укладом. Если его создать в каждом образовательном учреждении, то любой ребенок – говорящий на русском языке или нет, – попадая в такую среду, будет вынужден принимать тот тип поведения, ту жизнь, что продиктована традициями.

Помимо повседневных воспитательных дел, мы, естественно, проводим огромное количество мероприятий. Например, День толерантности. Но важно отметить, что подобные праздники, где ученики представляют культуру своего народа, объединены одним лозунгом: “Я, ты, он, она. Вместе – целая страна!“ Причем без второй части этого девиза слова “я, ты, он, она“ не работают.

Мы очень много рассказываем детям о культуре народов, приезжающих к нам. Говорим о том, что нужно общаться, дружить. Но следует также формировать гражданскую идентичность, делая акцент в воспитании подростков на чувстве гордости за страну, где они живут. Школьники не понимают, что Россия – это великое государство, независимо от того, что нам диктуют средства массовой информации.

Кроме того, ребенок в какой-то момент должен перейти от “я“ к понятию “мы“. А что будет стоять за этим “мы“: группа экстремистов, воюющая с инородными, или общество, готовое принять приезжих? Если мы не в состоянии противостоять негативным тенденциям, которые существуют в подростковой среде, то мало что получится.

Я хотела бы обратиться к представителям власти: до тех пор, пока не окажутся под жестким контролем процессы стихийной миграции, не выработают механизмы противодействия нелегальному притоку мигрантов в столицу, мы не сможем добиться реальных успехов в отдельно взятых образовательных учреждениях».

Рейтинг@Mail.ru