Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2009

Партнерство

Публичный доклад можно читать с упоением...

Сегодня многие говорят о том, что публичный доклад практически невозможно прочитать не посвященному в вопросы образования человеку. Он большой по объему, пересыщен профессиональной терминологией и, самое главное, освещается один-единственный раз. В лучшем случае издается брошюрка, в худшем – где-то хранится просто напечатанный текст. Своим опытом подготовки публичной отчетности на региональном и муниципальном уровнях делятся представители Ханты-Мансийского автономного округа (Югры).*

Статья подготовлена при поддержке ресторана «BELLAGIO». При выборе ресторана, где вы будете проводить банкет, требуется учитывать разнообразие и оригинальность кухни. Итальянский ресторан «BELLAGIO» отвечает данным условиям. Перейдя по ссылке: «ресторан для банкета в Москве», вы сможете, не потратив много времени, узнать цены и меню итальянского ресторана «BELLAGIO». Более подробную информацию Вы сможете посмотреть на сайте www.BellagioMoscow.Ru.

Первоначально интерес лежал вне плоскости публичной отчетности органов государственно-общественного управления (ГОУ). Чуть раньше, в рамках административной реформы, здесь стартовал проект предоставления муниципальных докладов об итогах и основных направлениях деятельности на ближайшие три года. Эта отчетность предназначалась как для исполнительных органов, так и для населения. Были определены показатели, структура, то есть проведена определенная стандартизация.

Но во время работы межведомственной комиссии по оценке этих докладов стало ясно, что информация крайне сложна для восприятия непрофессионалов в области педагогики. Оказалось, людям трудно понять, насколько результативно работает система образования, несмотря на то что информация вроде бы подавалась «прозрачно». К тому же доклады порой насчитывали более 200 страниц – очень хотелось рассказать обо всех своих достижениях сразу. Поэтому первое, о чем тогда задумались в регионе: качественный документ невозможно подготовить без обучения специалистов.

Тогда же, в 2006 г., в округе был принят закон о ГОУ в сфере общего образования, согласно которому оно должно было прийти во все ОУ. В течение 2007 г. приняли необходимые подзаконные акты, в том числе и постановление о региональном публичном докладе, в котором определили все, на чем он должен основываться.

И на уровне региона зародилась идея реализовать проект, знакомящий с правилами подготовки публичной отчетности.

На сегодняшний день в Югре есть подготовленная команда тьюторов, которая будет распространять накопленный опыт. Здесь существует региональный государственно-общественный совет. В прошлом году совместно с ассоциацией мониторинга и статистики образования публичный доклад был впервые представлен на конференции региональных общественных управляющих.

На сайте Департамента образования Ханты-Мансийского автономного округа открыт раздел, посвященный государственно-общественному управлению. Там размещено много нужной информации – начиная от приказа, структуры, перечня показателей и заканчивая самими докладами. Краткая версия регионального публичного отчета, представленная государственно-общественному совету, в прошлом году составила всего 7 страниц!

Чем же публичный доклад отличается от годового отчета, кому он адресован, как его написать, чтобы состоялся информационный диалог, и какую роль играет орган ГОУ при его подготовке и дальнейшем распространении?

Каковы этапы подготовки публичного доклада?

1. Разработка нормативной базы.
2. Формирование рабочей группы.
3. Разработка структуры.
4. Формирование базы данных.
5. Создание текста.
6. Обсуждение.
7. Согласование и утверждение.
8. Публикация.
9. Распространение.

Как разработать нормативную базу?

1. Необходимо проанализировать имеющуюся нормативную базу на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2. Внести изменения и дополнения в муниципальные нормативные акты.
3. Разработать недостающие документы на муниципальном уровне.

Чем отличается публичный доклад от обычных отчетов о состоянии развития системы образования?

При подготовке публичного доклада очень важен кадровый ресурс. Костяк рабочей группы Комитета образования и науки администрации г. Нягани составили сотрудники информационно-аналитического отдела: программист, экономист-статист, психолог.

Помимо руководителей временных рабочих групп по проведению различных мониторингов к работе над публичным докладом подключились члены городского совета по развитию образования. «Если в 2007 г. мы, комитет образования, отчитывались перед этим городским советом, который был для нас контролирующим органом, то в 2008-м он превратился в нашего “сотрудника”», – говорит начальник информационно-аналитического отдела Комитета образования и науки Любовь Шушпанова.

Как привлечь общественность к подготовке публичного доклада?

Для того чтобы доклад стал информативным, интересным, необходимо наладить диалог с общественностью и учесть ее мнение при подготовке текста этого документа.

В Березовском районе ХМАО действуют определенные формы государственно-общественного управления – это и муниципальный совет по образованию, и управляющие советы в школах, и публичная отчетность, и районные родительские собрания, и родительский комитет. Система образования включает здесь достаточно большое количество малокомплектных школ. Маленькие родительские комитеты, небольшие собрания порой дают больший результат, чем те формы, которые присущи крупным силам. В этом году все перечисленные общественные органы были вовлечены в подготовку публичного доклада.

Информации о сфере образования, получаемой родителями и остальной общественностью, очень много. Она поступает из разных источников: в основном это телевидение, Интернет, массовая печать и даже общение по телефону. Однако публичный доклад, в составлении которого в равной степени принимают участие и специалисты, и непрофессионалы, является наиболее достоверным источником.

По словам зампредседателя Комитета образования администрации Березовского района ХМАО Ирины Лебедевой, «самое главное впечатление от участия в проекте – полное изменение подходов к написанию документа. Мы осмыслили, что он пишется, прежде всего, не для себя, не для педагогов, работающих в наших образовательных учреждениях, а именно для общественности. И поэтому, рассмотрев, кто же будет его адресатом, выдвинули три основных требования: чтобы он нес достаточно информации о системе образования, был понятен и доступен, так как если не привлечь родителей и общественность, доклад будет просто очередным аналитическим отчетом».

Таким образом, в составе рабочей группы появились специалисты комитета образования, руководители образовательных учреждений, представители общественности и т.д.

Посмотрите на карту Березовского района (рис.). Специфика этой территории такова, что организовать рабочую группу было очень сложно. Точечное размещение ОУ, их большая удаленность друг от друга и от комитета образования и отсутствие постоянного транспортного сообщения стали препятствием для регулярных встреч. Поэтому в программу подготовки публичного доклада были включены разнообразные формы работы с членами рабочей группы: налажено электронное общение, проводились индивидуальные консультации... Одним словом, использовались все возможные пути, чтобы доклад готовился не только силами специалистов комитета образования.

Рис. Особенности образовательной системы Березовского района

Чем занимается рабочая группа?

1. Анализирует проблемы, возникшие в ходе подготовки предыдущего доклада.

2. Изучает комментарии, замечания, предложения, полученные от читателей и слушателей в ходе обсуждения прошлого документа.

3. Выявляет вопросы, наиболее актуальные для адресатов.

4. Формирует карты информационных потребностей.

5. Планирует дополнительные мониторинги.

Кому может быть адресован публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования?

  • Учащимся и/или их родителям;

  • работникам системы образования города;

  • органам законодательной и исполнительной власти;

  • общественности;

  • общественным организациям и политическим партиям;

  • социальным партнерам.

Какая информация нужна адресату, где ее можно получить?

«В 2008 г. составить карту информационных потребностей нам помогли члены государственно-общественного совета по развитию образования, – вспоминает Любовь Шушпанова. – Конечно, нельзя сказать, что они сразу с огромным удовольствием принялись за обсуждение. Когда им преподнесли структуру доклада, сначала было молчание. Затем мы разделили всех на группы – по разделам нашего отчета – и дали задание написать основные вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать. И вот здесь появились ценные предложения.

Когда на следующем заседании вручались благодарственные письма отдельным участникам за хорошие идеи, то в глазах людей появился блеск».

На что обращают внимание родители при выборе образовательного учреждения?

  • Доступность образовательных услуг;

  • месторасположение;

  • безопасность;

  • режим работы ОУ;

  • организация и качество питания и медицинского обслуживания;

  • сохранение здоровья ребенка;

  • программы и профили обучения;

  • обеспеченность учебниками;

  • качество подготовки учащихся;

  • взаимоотношения в коллективе;

  • занятость учащихся во второй половине дня, работа ГПД;

  • уровень преступности;

  • возможности для получения профессионального образования.

Что важно социальным и бизнес-партнерам?

  • Успехи системы образования;

  • достижения и результаты, работающие на имидж социального партнера;

  • расходование средств;

  • реальные возможности сотрудничества.

Что требуется для разработки структуры публичного доклада?

1. Назначить ответственных и сроки исполнения.
2. Утвердить график работы по подготовке доклада.
3. Издать соответствующий приказ.

Какой может быть его структура?

  • Обращение к читателю.

  • Введение.

  • Цели и задачи муниципальной системы образования.

  • Общая характеристика муниципальной системы образования.

  • Доступность:

– дошкольного образования;
– школьного образования;
– обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
– дополнительного образования.

  • Ресурсы и эффективность их использования:

– финансирование образования (в частности, динамика);
– материально-техническая база образовательных учреждений;
– кадровый потенциал.

  • Качество образования (результаты деятельности муниципальной системы образования).

  • Основные проблемы развития образования в городе и пути их решения.

А ТАКЖЕ…

Нормативная база подготовки публичной отчетности на муниципальном уровне

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», принят Думой ХМАО – Югры 29.09.2006 г. (в ред. Закона ХМАО – Югры от 28.06.2007 г. № 64-оз).

  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О форме публичного доклада в сфере общего образования ХМАО – Югры» от 09.08.2007 г. № 200-п.

  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО – Югры «О подготовке публичного доклада в сфере общего образования ХМАО – Югры» от 13.11.2007 г. № 1515.

  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО – Югры «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки ХМАО – Югры от 13.11.2007 г. № 1515» от 28.12.2007 г. № 1686.

  • Приказ Комитета образования и науки администрации г. Нягани «О подготовке публичного доклада в сфере образования г. Нягани за 2008 год» от 11.02.2008 г. № 73.

Локальные акты, регламентирующие порядок подготовки

1. Положение о публичном докладе Комитета образования и науки администрации города.
2. Структура публичного доклада.
3. График подготовки.
4. Макет.
5. Положение о мониторинге качества образования в городе.
6. Положение о структуре, порядке заполнения и использования информационного банка «Муниципальные образовательные учреждения».
7. Перечень показателей для публичного доклада.
8. Программа распространения.

Каковы шаги по формированию базы данных?

1. Определить показатели для оценки состояния и развития системы образования города.
2. Составить базы данных «Муниципальные ОУ», «Статистика», «Рейтинг».
3. Провести мониторинги в соответствии с приказом Комитета образования и науки.
4. Провести соцопросы.
5. Проанализировать полученные данные, выявить динамику в показателях.
6. Сопоставить показатели с результатами прошлых лет (в том числе по округу, России).
7. Написать выводы и рекомендации.

С 2005 г. в Нягани реализуется проект «Мониторинг качества образования на муниципальном уровне». В городе создана компьютерная программа «Информационный банк». В ней определены показатели развития муниципальной системы, индикаторы и источники предоставленных сведений. Благодаря этому отобрать нужные цифры не составило большого труда.

Кроме того, Департаментом образования и науки округа была внедрена новая информационная система: рейтинг и статистика позволяют рассчитать данные каждого муниципалитета, а затем сравнить их с сопоставимыми территориями (округ разделили на группы – главным показателем при этом выступала численность и плотность населения, а также доля сельских жителей).

Как создается текст публичного доклада?

1. Для членов рабочей группы готовится макет с основными вопросами, требующими ответа, и диаграммами, их проясняющими.
2. Собирается информация по направлениям и разделам от участников рабочей группы.
3. Выбирается стиль изложения в соответствии с целевой группой.
4. Подбирается дизайн, доклад дополняется схемами и графиками.
5. Составляется перечень приложений.

После подготовки первого варианта доклад поступает на обсуждение к членам рабочей группы, специалистам комитета образования, руководителям ОУ и на рабочее заседание городского совета по развитию образования. «В процессе обсуждения директора школ потеряли интерес к нашему докладу, потому как многие показатели не отражали деятельность образовательных учреждений. Это натолкнуло нас на мысль сделать еще одно приложение, – вспоминает итоги обсуждения публичного доклада няганского Комитета образования и науки Любовь Шушпанова. – А городской совет по развитию образования был не удовлетворен, как мы раскрыли вопрос о мерах, принимаемых администрацией для решения проблем. Нам пришлось удовлетворить этот запрос».

Действия после написания текста документа:

1. Разделы доклада обсуждаются с ответственными членами рабочей группы.
2. Выводы, проблемы и пути их решения рассматриваются на расширенном заседании (рабочая группа и аппарат Комитета образования и науки).
3. Текст проходит редакторскую и корректорскую правки.
4. Для оценки содержания текста привлекаются независимые эксперты.
5. Проект доклада размещается на сайте Комитета образования и науки с целью получения замечаний и предложений.

Порядок согласования и утверждения публичного доклада:

1. Председатель Комитета образования и науки согласовывает итоговый вариант текста с разработчиками.
2. Проект обсуждается на коллегии комитета и рабочих заседаниях городского совета по развитию образования.
3. Происходит утверждение распространения на заседании городского совета по развитию образования.

В каких формах осуществляется оформление доклада?

1. Брошюры с полной версией (41 страница, включая приложения).
2. Краткая версия (8 страниц).
3. Электронная версия для распространения на дисках.
4. Презентация.

Схема распространения.

В Березовском районе очень тщательно подошли к программе распространения публичного доклада. В связи с тем что этот документ рассчитан на разных читателей, была продумана целая программа, учитывавшая запросы каждой категории адресатов. Для учащихся и родителей выпустили брошюры в полном и кратком вариантах. Во все образовательные учреждения разосланы электронные версии. Для общественности краткая версия доклада опубликована в местной газете, «вывешена» на сайте.

Как осуществляется обратная связь?

Первая страница публичного отчета «Состояние и развитие муниципальной системы образования Березовского района» – это приглашение читателя к диалогу и список контактных телефонов. В средствах массовой информации указан режим работы «телефона доверия» для общественности. В образовательные учреждения направляются анкеты для проведения социологического исследования по материалам текста документа.

В публичном отчете Комитета образования и науки администрации Нягани обращение выглядит таким образом: «Уважаемый читатель! Вы знакомитесь с содержанием публичного доклада. Это говорит о том, что вам интересна сфера образования по каким-либо причинам: как родителю, педагогу, ученику, администратору, работодателю, члену общественной организации или просто заинтересованному человеку. Благодарим вас за внимание и готовы рассказать о состоянии образования в городе, наших целях и задачах, достижениях и проблемах, перспективных планах.

Приглашаем вас к диалогу. Выслушаем замечания, предложения, конструктивные решения и ответим на вопросы. Ждем вашего участия в развитии системы образования.

Наши координаты (телефон..., факс..., электронный адрес...).

Спасибо!»

Что дает работа по подготовке публичного доклада?

1. Через публичный доклад, выступления, встречи с родительской общественностью происходит информирование обо всех изменениях в системе образования.
2. Такая отчетность позволяет выстраивать диалог с общественностью и участниками образовательного процесса. Родители стали меньше жаловаться и чаще обращаются по поводу разъяснения вопросов в сфере образовательной политики.
3. Внимание общественности и органов власти привлекается к проблемам и успехам образовательной системы.
4. Благодаря отчету можно соотнести интересы целевых групп и оценить информационные потребности.

______________

*Подготовлено по выступлениям на Всероссийской конференции «Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования».

Рейтинг@Mail.ru