Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2009

Информатизация

Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (фрагмент книги)

Уважаемые читатели!
Совсем скоро мы будем отмечать Новый год. А к этому празднику, как известно, принято делать подарки. Такой подарок мы делаем для вас – представляем книгу, которая вот-вот выйдет из печати. Но вы уже сегодня можете познакомиться с ее первой главой. И таким образом стать одними из первых ее читателей.
Достоинств у этого издания несколько. Но главное состоит в том, что ее автор – генеральный директор ГНУ «Республиканский мультимедиацентр» Александр Васильевич ОСИН – великолепно разбирается в том предмете, о котором пишет. Один из инициаторов развития мультимедиатехнологий в России, научный и художественный руководитель более 40 мультимедиапроектов, автор более 100 научных трудов и изобретений...
Наверное, поэтому читать его труд увлекательно, познавательно и удивительно легко. В его тексте нет зубодробительных понятий, занаученных определений. Здесь все логично, доступно и просто. Настолько, насколько это возможно, когда мы говорим об информатизации нашего образования и нашей школы.
Книга «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы», фрагмент которой мы представляем ниже, выйдет в декабре в издательстве «Диалог культур».

Часть I.
Новые инструменты для новых результатов

Глава 1. Информатизация и образование

1.1. Проблема крупным планом

Чего только не делают с нашим образованием. Модернизируют, информатизируют, стимулируют, внедряют… Причем происходит это не только у нас, но и во всем мире. Почему такой переполох? Спросите об этом трех совершенно разных людей: случайного прохожего, сотрудника Минобрнауки и зарубежного специалиста. Наверняка можно утверждать, что в разных ответах будет один лейтмотив – все недовольны. Для нас сейчас не важны конкретные формулировки, определения текущих бед, препятствий и причин грядущего застоя. Гораздо важнее то, что все наши воображаемые эксперты сходятся в одном: «что-то надо делать».

Цель активных действий определена в российских документах как «повышение доступности, эффективности и качества образования». На это направлены модернизация и информатизация, подкрепленные стимулированием и внедрением разнообразных новаций. Естественно возникает два вопроса: «Почему именно сегодня нужно «повышать»? и «Как конкретно это можно сделать?»

На первый вопрос ответить можно достаточно внятно. Уже много лет весь мир говорит об «информационном взрыве». Рассуждения об огромной скорости обновления знаний, необходимости постоянно повышать свою профессиональную квалификацию давно сошли со страниц газет и журналов – проблема потеряла новизну и стала частью обыденной жизни. Но как найти ее коренное решение, обеспечивающее то самое повышение доступности, эффективности и качества, пока никто не придумал.

Если использовать традиционный подход и 500-летний опыт массового образования, нужно каждого человека заставить ходить в класс на протяжении всей жизни или выделить ему персонального наставника, а лучше – несколько, разных профилей. Это невозможно. История учит, что рабовладельческий строй потерпел крах, когда количество надсмотрщиков стало сравнимо с количеством рабов. Выходит, проблема соответствия системы образования вызовам современности «в лоб» путем простого мультиплицирования не решается. Как же быть? Придется искать резервы, анализируя компоненты образовательного процесса.

Когда-то Генри Форд решил похожую задачу, резко повысив производительность труда путем перехода от кустарной сборки автомобилей к конвейерной. Существо идеи заключалось в специализации каждого рабочего, который в определенном диапазоне требований максимально развивал собственные возможности с использованием специализированных, наиболее эффективных в рамках заданного функционала инструментов.

Исходя из аналогии, рассмотрим системообразующие звенья организованного образовательного процесса: преподаватель – учебные материалы – образовательное учреждение. Попробуем вычленить уникальные возможности, сильные стороны в каждом компоненте, с тем чтобы представить наиболее благоприятные условия для их развития и, соответственно, повышения эффективности процесса в целом. Постараемся также понять, что препятствует максимальному проявлению этих возможностей в рамках традиционных образовательных технологий, чем-то напоминающих кустарное автопроизводство.

Преподаватель. Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одно из наиболее важных и присущих только человеку качеств – способность к творчеству. Живая беседа, дискуссия с учащимися, совместный анализ и исследовательская деятельность  – самое ценное в образовательном процессе, то, что способно превратить обычного учащегося в Ученика. Однако общение с аудиторией в рамках традиционного урока – непозволительная роскошь. В сорок пять минут надо втиснуть выборочный опрос, изложение нового материала, наглядную демонстрацию и много чего еще, что с технологической точки зрения определяется как одностороннее вещание.

Вообще-то еще К.Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами». Возможно, великий педагог рассчитывал, что в восьмом «Б» рассказ о реке Амазонке прозвучит совершенно иначе, чем час назад в восьмом «А», но, к сожалению, учителю зачастую приходится выступать в роли ретранслятора с дополнительной функцией поддержания порядка в классе. И это при эксклюзивных человеческих способностях к контакту, взаимодействию, влиянию?

Учебные материалы. Уже пять веков в этой зоне царит Ее Величество Книга. Безусловным преимуществом текста является универсальность. Если наш мир состоит из объектов, процессов и абстракций, то текст способен описать все элементы этих множеств.

Однако за универсальность надо платить. Главный недостаток книги (как обычно, продолжение достоинств) – текстовый вид информации. Он слишком неуклюж для представления многих вещей, например, произведений искусства, физических процессов, выбора последовательности действий. Очень трудно увидеть за текстом образ, почти нереально услышать музыку. А кто из нас не пытался разобраться в печатных инструкциях, скажем, к стиральной машине? Нужны определенный навык, много упорства и море времени, чтобы понять, как обращаться с этим премудрым аппаратом. Чтобы спасти ситуацию, в текст стали включать иллюстрации – изображения статичных объектов. Но адекватность книжного описания динамических процессов повысить, увы, невозможно.

Тем не менее текстовые издания вряд ли потеряют значимость, даже если и не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста – уникальная возможность представления абстракций. Похоже, именно эту, единственную в своем роде, возможность целесообразно развивать, проектируя учебники будущего.

На рубеже XX-XXI веков спектр учебных материалов значительно расширился: наряду с полиграфическими изданиями все чаще стали использовать электронные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) обладают многими достоинствами и, парадокс, именно обширные возможности превратились в один из недостатков. Дело в том, что разные ЭОР обладают разными преимуществами, соответственно, неуместное применение приводит к разочарованию.

Анализу электронных учебных материалов мы посвятим отдельный раздел, здесь же наша задача – рассмотреть предмет с наилучшей стороны. Сделать это поможет древняя китайская пословица:

Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне попробовать, и я научусь.

Электронные образовательные ресурсы, в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают как раз возможность попробовать. Иными словами, содержание (контент) ЭОР может быть интерактивным: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д. При этом поведение сложных объектов и течение процессов воспроизводится путем имитационного моделирования.

Сами объекты и процессы в ЭОР могут демонстрироваться максимально реалистично, с использованием мультимедиа, т.е. всех возможных способов представления: текст, звук, графика, фото, видео, анимация, вплоть до объемных управляемых изображений. Таким образом, ЭОР может содержать интерактивный аудиовизуальный контент, адекватно представляющий фрагмент реальности (виртуальная реальность).

Пожалуй, это наиболее важное, уникальное свойство электронных учебных материалов, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно-деятельностных форм обучения. ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом способны решить также проблему межпредметных связей, ибо от попредметного разделения окружающего мира мы переходим к изучению его полноценных фрагментов.

Образовательное учреждение. Прежде всего зададимся вопросом: зачем нужны собственно школа, колледж, вуз, в чем состоят их уникальные функции, воспроизвести которые в другом месте затруднительно или невозможно?

Конечно, в первую очередь, это среда общения с педагогами и сверстниками. Это воспитание, социализация, общая культура. Это совместное обучение: коллективная учебная работа имеет неоспоримые преимущества, которые используются затем и в профессиональной деятельности, и в обыденной жизни в различных реализациях – от мозгового штурма до семейного совета. Наглядным пособием коллективной интеллектуальной деятельности может послужить известная телепрограмма «Что? Где? Когда?».

Образовательное учреждение – это лаборатории и мастерские, где можно провести натурный эксперимент и овладеть профессиональными навыками. Кроме того, это исходная точка, откуда организуются «выходы в мир» – полевые занятия, производственные практики, познавательные экскурсии, туристические походы и т.д.

Как видим, набор уникальных функций весьма внушителен, он с трудом умещается в стенах образовательного учреждения. Стало быть, нужно придумать способ развития этих полезных функций вне аудиторий и коридоров. Иными словами, расширить функциональное пространство школы, колледжа, вуза.

Прежде чем говорить в целом об условиях развития наиболее сильных сторон в звеньях образовательного процесса, стоит сопоставить наши соображения с мнением международного сообщества. На крупнейшей международной конференции по информатизации образования NECC-2007 (Атланта, США) Тим Магнер, директор отдела образовательных технологий Министерства образования США сказал: «Мы еще работаем в школе индустриальной эпохи. Мы знаем, что индустриальная модель больше не работает, но не понимаем, какой должна быть информационная модель школы. Мы должны определиться, как должна выглядеть новая школа и как такую школу создать».

Подходы к решению поставленных вопросов просматриваются в докладах участников конференции. Вот некоторые цитаты:

  • Меняется роль учителя. Учитель – не источник информации, а координатор развития творческих способностей учеников.

  • Единственный способ развития компетенций, обучения критическому мышлению или решению проблем – это практика, активно-деятельностное обучение. Реализация активного обучения обеспечивается, если в электронный контент закладываются различные варианты интерактива, включая методы проб и ошибок.

  • Понятия «урок», «классная комната», «занятие» приобретают новый смысл, так как акцент переносится на самостоятельную работу и не всегда в здании школы.

Очевидно, что международные эксперты рассматривают в качестве ключевых ровно те же направления развития. Тогда, воодушевленные, обратимся к инструментам, которые могут создать необходимые условия.

1.2. Электронные образовательные ресурсы

Как отмечалось выше, в последнее десятилетие наряду с печатными учебными материалами с большим или меньшим успехом стали использовать электронные. Не стоит торопиться отмечать успехи информатизации, нужно еще разобраться, где и какие электронные образовательные ресурсы действительно эффективны.

В настоящее время известно три основных типа ЭОР – текстографические, элементарные аудиовизуальные и мультимедийные.

Текстографические ресурсы – самые простые, это электронная форма текста с иллюстрациями. Значительное родство таких ЭОР с книгой породило термин «электронный учебник». Для общего и начального профессионального образования большого интереса не представляют, поскольку учащиеся обеспечены комплектами традиционных учебников. А при прочих равных книга всегда выигрывает.

Текстографические ЭОР эффективны, когда необходимо привлечь сведения из многих источников, а также в случае, когда содержимое ресурса оперативно обновляется. Первый вариант – электронная библиотека, не требующая затрат времени на дорогу и перелопачивание библиографических карточек. Понятно, что речь идет об Интернет-решении, реализующем преимущества телекоммуникационного доступа и возможности поисковых машин. Второй случай характерен для быстро развивающихся отраслей знаний: новые научные результаты и технические достижения публикуются в глобальной компьютерной сети совсем «свежими» и при этом доступны практически всей целевой аудитории. Такая оперативность и целенаправленность при крайне низких затратах для полиграфических изданий невозможна.

Очевидно, что преимущества электронного текста проявляются на высших ступенях профобразования и в профессиональной деятельности, где характерна работа со многими информационными источниками и необходимо ориентироваться в последних достижениях науки, техники, производства.

Элементарный аудиовизуальный ресурс представляет собой простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент и т.д. Поскольку в данном случае дидактическая основа отсутствует, относить эти ресурсы к образовательным можно только опосредованно. Чаще всего они играют роль электронных наглядных пособий при работе преподавателя в аудитории, служат источниками аудиовизуальных иллюстраций для докладов и рефератов учащихся. Имеется также опыт привязки таких ресурсов к учебнику: к книге прикладывается компакт-диск с иллюстративным материалом. Но, похоже, это изобретение книгоиздателей – от лукавого: трудно себе представить учащегося, читающего учебник и разглядывающего монитор одновременно.

Естественно, говорить о повышении доступности, эффективности или качества образования при использовании элементарных ресурсов не приходится. В рамках традиционных образовательных технологий они могут лишь добавить красок в работы учащихся и несколько облегчить жизнь преподавателя. Правда, при этом имеется одна существенная опасность: педагог может придти к мысли, что он полноценно пользуется плодами информатизации и дальше идти некуда. А путь еще только начинается, компьютер пока исполняет роль вспомогательного средства (вспомним ТСО – диапроектор, киноаппарат…) и не влияет на изменение дидактической, методической, организационной и других сущностей образовательного процесса.

Мультимедийные ресурсы – самые мощные и интересные для образования. Но, чтобы не обмануться, стоит уточнить, что подразумевается под мультимедиа ЭОР. Дело в том, что сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является элементарным, «одномедийным». То же самое можно сказать про собрание элементарных аудиовизуальных Интернет-ресурсов, известное под названием «мультимедиа коллекция ЦОР»: в совокупности коллекция мультимедийна, но используется поэлементно.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке согласованной совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерным свойством мультимедиа контента является интерактивность, причем варианты взаимодействия могут быть сколь угодно сложными. Заметим, что в текстографических ресурсах интерактив возможен только в простой ссылочной форме, а при использовании элементарного аудиовизуального ресурса говорить об интерактивности не приходится.

Понятно, что интерактивные мультимедиа ЭОР – наиболее сложные в изготовлении ресурсы, включают множество содержательных элементов и программный сценарий их интерактивного представления. При этом полностью справедливо известное положение: чем проще и понятнее программа выглядит снаружи, тем сложнее она устроена внутри.

Оставляя в стороне трудности производителей, сосредоточимся на проблемах, которые из-за сложности продукта возникают у пользователей. Таких проблем можно насчитать до четырех: две общие и две специфичные для образования.

Во-первых, до настоящего времени интерактивный мультимедиа контент издавался в основном на компакт-дисках. Распространение в Интернете наталкивалось на технологические препятствия. Во-вторых, полностью отсутствовала хоть какая-нибудь унификация: каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. В результате, изучение методов работы с диском подчас требовало столько усердия и времени, что на содержание не оставалось терпения.

Широкое применение в образовании, в свою очередь, сдерживалось двумя факторами. Прежде всего, не совсем понятно, как компакт-диск встроить в учебный процесс. Для использования в самостоятельной учебной работе потребовалось бы обеспечить набором дисков каждого учащегося. При неочевидных принципах выбора и туманных преимуществах использования комплект старых добрых учебников дублировать, естественно, не хотелось. Применение в учебной аудитории выглядит и вовсе неудачно: нужно найти компьютерный класс для того, чтобы отрешенно бродить за спинами учеников, уткнувшихся в мониторы.

Второй фактор – затянувшиеся ожидания реализации личностно ориентированного обучения. Наиболее сложные из существующих сегодня образовательных компьютерных продуктов эти ожидания оправдывают пока в незначительной мере. Основными препятствиями являются высокая себестоимость, отсуствие унификации и закрытость продуктов для внесения изменений. Производитель старается не повторяться (невыгодно), конкурент в той же предметной области делает совершенно иной продукт, а пользователь вмешаться, скомпоновать фрагменты разных продуктов или изменить контент данного не может.

Тем не менее преимущества и образовательные перспективы интерактивных мультимедиа ЭОР служат хорошим стимулом к устранению перечисленных недостатков. В последние годы были созданы электронные образовательные ресурсы нового поколения, объединившие достоинства интерактивного аудиовизуального контента с возможностями сетевого распространения и полноценного использования в образовательном процессе.

Решение проблемы создания сетевых ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом потребовало разработки новой системной архитектуры, унификации структуры электронных образовательных продуктов и разработки единой программной среды функционирования. Совокупным результатом явилось создание открытой образовательной модульной мультимедиа системы (ОМС). Электронные образовательные ресурсы, разрабатываемые в среде ОМС, получили, благодаря своим преимуществам, наименование ЭОР нового поколения. Пожалуй, основной смысл такого определения заключается в том, что речь идет не об очередной итерации на пути развития электронных учебных материалов, «новое поколение» означает переход в другое качество, когда ЭОР становится полноценным инструментом образовательной деятельности.

Газета «Библиотека в школе»
Издательского дома «Первое сентября» представляет книгу А.В. Осина
«Открытые образовательные модульные мультимедиа системы»

Первая глава книги публикуется полностью №№ 23 и 24 газеты «Библиотека в школе».
Данное издание – хорошее подспорье для учителей и управленческих школьных команд при переходе на современные педагогические технологии. В ней описываются не только медиаресурсы нового поколения, но способы их настройки для нужд конкретного проекта или урока.
Предыдущая книга «Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании – что это такое?» также публиковалась в «Библиотеке в школе» начиная с № 7/2005 г.

Рейтинг@Mail.ru