Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2009

Информатизация

Учебник, ручка, ноутбук... Что дальше?

В России немало педагогов-энтузиастов, готовых к практическому использованию современных информационных технологий в учебном процессе. Однако очевидно, что степень информатизации образования у нас еще далека от оптимальной. К такому выводу пришла корпорация INTEL – организатор общероссийского конкурса «Каждому ученику – школьный ноутбук».

С одной стороны, говорить о личных ноутбуках для каждого ученика в стране, где масса школ не имеет нормального, отапливаемого туалета, как-то неловко. Все-таки, такая техника – это предмет XXI века, времени, в котором элементарные удобства считаются само собой разумеющимися вещами. С другой – от правды не скроешься, так как информационные технологии в образовательных учреждениях развиваются, школьники зачастую жизни себе без них уже не представляют, да и учителя осознают, что без компьютеров сегодня никуда.

Конкурс же, устроенный компанией Intel, предоставил возможность талантливым педагогам реализовать идеи, обладающие наибольшим потенциалом для распространения в масштабах страны и нацеленные на достижение конкретных результатов в школьном образовании. Организаторы планируют не просто выявить передовые методики применения персональных мобильных компьютеров, но показать, что их реализация может качественно изменить процесс обучения.

Прием заявок на участие проходил с 1-го июня до 20-го сентября. От школ требовалось представить проекты по использованию персональных мобильных компьютеров в процессе обучения в средней школе (5–8-е классы).

Условия конкурса достаточно строги. Учебный класс или классы, в которых предполагается работать с персональным ноутбуком (типа Classmate PC), должны были быть подключены к сети Интернет на скорости не ниже 128   кбит/с и оборудованы беспроводной точкой доступа Wi-Fi, способной объединить все компьютеры в единую локальную сеть. Такое требование позволило привлечь для участия лишь те школы, где информационные технологии применяются активно и продуктивно. Имеющийся в них опыт давал организаторам конкурса определенную уверенность в осуществимости конкретного проекта.

Дополнительные гарантии успеха должно было предоставить также местное региональное ведомство по управлению образованием, поддержка которого – еще одно обязательное условие участия. В Intel убеждены, что включение в конкурс только тех заявок, которые обеспечены административной и материальной поддержкой на местах, позволит рассчитывать на положительные практические итоги этой инициативы.

В результате в Intel поступило более 500 проектов от учителей из разных регионов России. Из этого числа экспертное жюри отобрало наиболее интересные, которые теперь смогут воплотиться в жизнь. По словам директора по маркетингу Intel в России и других странах СНГ Камиля Исаева, «все конкурсные работы по-своему уникальны, и выявить победителей оказалось непростой задачей, учитывая, что каждый представленный проект – это возможность для детей получить бесценный опыт, развить и реализовать свои способности».

Организаторы отметили не только количество, но и качество присланных проектов, детальность проработки обучающих программ, креативную составляющую и необычные подходы авторов к обучению.

Среди основных критериев при выборе победителей были в том числе осознание учителями проектного метода обучения и практический опыт в его использовании.

Как выяснилось, многие из тех, кто прислал свои заявки на конкурс, прошли образовательные курсы Intel «Обучение для будущего» и с проектами корпорации в России знакомы не понаслышке. У каждого присланного проекта  – свои мотивы. Общеизвестно, что педагоги в разных регионах и городах работают далеко не в одинаковых условиях. При этом высокий уровень технического оснащения школы не всегда означает, что имеющиеся блага цивилизации используются эффективно. Кроме того, не все учителя, особенно со стажем, охотно берут на вооружение новейшие технологии, а потому разумных инициатив стоит ждать только оттуда, где желания и возможности совпадают.

Среди проектов-победителей оказалась заявка Павла Кошкина, замдиректора по школьным информационным сетям школы № 2 г. Алапаевска Свердловской области. Его разработка направлена на повышение качества образования школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот и детей-инвалидов). Он предложил сформировать группу дистанционных педагогов-предметников, обучающих этих учеников, и провести с ребятами индивидуальный инструктаж по обучению в дистанционном режиме. Учебный процесс будет сопровождаться консультациями педагога-валеолога и психолога с педагогами, родителями и самими учащимися.

Другой проект, понравившийся жюри, – это формирование среды мобильного обучения, способствующей эффективности индивидуальной траектории развития личности. Его придумала руководитель лицея № 1 г. Бора Нижегородской области Л.М. Густова. Согласно ее замыслу, творческая лаборатория РОСТа (Развитие, Опыт, Сотрудничество, Творчество) позволит сложиться системе мобильного обучения в 12-ти кабинетах (физики, химии, биологии, географии, экономики, русского языка). В них оборудованы компьютеризированные рабочие места для проведения лабораторных работ, индивидуальных тестовых заданий, разноуровневой индивидуальной и групповой деятельности, творческих работ, использования готовых компьютерных обучающих программ с учащимися 5–8-х классов (400 человек) в учебное время. Выбор предметов обусловлен, прежде всего, естественно-научной направленностью учебного заведения.

А социально-педагогический проект «За страницами учебника», представленный замдиректора по ВР Т.В. Мосенцевой из школы № 3 с.  Лопанка Ростовской области, призван активизировать творческую и познавательную деятельность школьников путем вовлечения их в организацию образовательного процесса. Он предоставит ребятам возможность вносить свои коррективы в процесс обучения, создавать приложения к урокам, внеклассным мероприятиям.

Всего в конкурсе победили 12 проектов. Директор программы Intel «Один ученик – один компьютер» в России и странах СНГ Ярослав Быховский выразил надежду на то, что в ходе написания и оформления заявок на конкурс представители учебных заведений и органов управления образованием задумаются над самой идеей школьного обучения, согласно которой мобильный компьютер становится такой же естественной частью учебной среды, как книга, тетрадь и авторучка.

«Учеба – это только первые шаги, – заметил он. – Повсеместное проникновение коммуникаций, предоставление людям устройств, помогающих учиться, общаться, самореализовываться, развлекаться и зарабатывать деньги, приведет к таким изменениям, о которых мы сейчас можем только догадываться. Думаю, это будут изменения к лучшему».

Общеобразовательным учреждениям, где работают победители конкурса, корпорация Intel безвозмездно передаст персональные мобильные компьютеры школьника для реализации заявленных программ. Руководители проектов также будут приглашены на Вторую международную конференцию «Чему и как учить в XXI веке?», проводимую Intel в Москве в декабре 2009 года.

По информации  пресс-службы Intel   подготовила

Рейтинг@Mail.ru