Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2009

Школьный уклад

«Мы рады, когда от нас уходят ученики»

Директор обычно долго прикидывает возможности педагогического коллектива, прежде чем предложит попробовать учителям такую сложную вещь, как индивидуальный образовательный маршрут ученика. А в школе, о которой мы сейчас расскажем, на принципе индивидуализации работа была построена с самого начала.  Иначе здесь просто нельзя…

В начале 90-х Лариса Буданова была далека не только от должности школьного управленца, но и от педагогики. А со временем это стало ее жизнью, так как помочь собственному ребенку, имеющему тяжелое заболевание, можно было, лишь воспользовавшись формулой «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

«В дни перестройки, на волне демократии негосударственные движения начали занимать определенные ниши, в том числе и в области образования, – вспоминает Лариса Борисовна, ныне директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Детская личность” (г. Москва). – Я входила в число родителей, создавших маленький детский сад для больных эпилепсией. Спустя пару лет зарегистрировали НОУ школа-комплекс с пятидневным пребыванием для ребят дошкольного и школьного возраста. Это учреждение существовало на деньги семей, благотворительных организаций и т.д.

Директор Л.Б. Буданова

А в 1996 году у “Детской личности” появился статус государственного образовательного учреждения. В нас поверили, хотя мы были пионерами в этой области.

Дети с такой патологией очень перспективные. Если оказывать специальное педагогическое воздействие и осуществлять медицинское сопровождение, то наши воспитанники “превращаются” в обычных деток, которые могут обучаться в массовых школах. И если для традиционного ОУ показатель эффективности – это сохранение числа учеников, то мы, напротив, считаем свою миссию выполненной, когда они уходят от нас».

Для справки: за последние десять лет 70 процентов учеников центра на различных этапах обучения интегрированы в массовые образовательные учреждения.

Заходим в дошкольное отделение. Сюда принимаются дети с эпилепсией и ДЦП. Малышей непривычно мало. Может быть, поэтому не слышно традиционного гула детских голосов. А возможно, причина тишины в коридорах – то, что с каждым ребеночком занимаются преподаватели: учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, психологи или массажисты.

Вот мальчик, завидев корреспондентов, смущенно утыкается в плечо обнимающей его воспитательницы. Ему четыре года, но разговаривать пока он не умеет. Зато другой мальчишка (как говорят, кандидат в детский сад для здоровых детей) по-взрослому жмет нам руки и заявляет о мечте стать водителем бетономешалки.

В дошкольном отделении реализуются две образовательные программы: «Воспитание и обучение детей с ЗПР» и «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание для детей с нарушениями интеллекта». Идет развитие речи и подготовка к обучению грамоте, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование, музыка, физкультура, сенсомоторная коррекция…

Каждые три месяца специалистами и воспитателями проводятся родительские собрания в виде обучающих ролевых игр, тренингов, чтобы родители научились коррекционным приемам и методам воспитания детей с особенностями в развитии.

Ежегодно дошкольники выезжают в зимний и летний лагеря.

Переходим в другое здание неподалеку от этого. Теперь мы в школе. Вроде и классы с доской и партами, и учителя, и перемены с уроками в наличии, а атмосфера совсем не школьная, а домашняя: и ковры, и мягкая мебель, и даже запах яблочного пирога, доносящийся из кабинета домоводства.

...Семиклассница с трудом трет на терке яблоко. При ее физических возможностях это огромное достижение. Рядом одноклассник под руководством учителя «осваивает» скалку, неожиданно начав декламировать строчки из басни Крылова.

ДЕТАЛИ

Центр «Детская личность», в котором 118 детей-инвалидов из всех районов города, имеет следующие отделения:

  • дошкольное с 5-дневным круглосуточным пребыванием;

  • школьное (начальная, основная, старшая школа-интернат);

  • социальной адаптации и профессиональной подготовки;

  • группы кратковременного пребывания.

В структуре также действует реабилитационно-оздоровительный комплекс, включающий психолого-медико-педагогическую комиссию, консультативно-диагностическое и научно-методическое отделение, отделение медико-социальной реабилитации и коррекции.

Кажется, помощь родителям по дому – единственное, что смогут осилить дети. Но наша дальнейшая экскурсия по центру приводит к мысли о широких профессиональных перспективах учеников. Помимо традиционных школьных предметов для них организована профильная подготовка по направлениям «швейное дело», «народные ремесла», «пользователь персонального компьютера». Директор мечтает об открытии малого предприятия.

«Сегодня даже здоровому человеку на рынке труда пробиться трудно, – говорит она, – а придет инвалид, в лучшем случае дадут какую-то подачку. Занять достойное место в жизни этим детям очень сложно. Поэтому мы решили самостоятельно, силами родителей и волонтеров, организовать предприятие и зарегистрировать его по всем правилам. Я думаю, мы этого добьемся. Ребята будут трудоустроены и станут выполнять заказы, которые им под силу».

А под силу многое. Бог отнял здоровье, но дал невероятный талант. Что ни возьми – вышивку, исполнение песен или панно в коридорах школы – это, без натяжки, истинное искусство!

В центре работают 12 творческих объединений, мастерских и студий. Педагоги подсчитали: за четыре года их подопечным вручено 265 наград – дипломов, грамот, призов и подарков. А десятиклассника Давида Ханухова удостоили гранта города Москвы в номинации «Талантливая молодежь».

А не велика ли нагрузка? «Происходит удивительное дело, – отвечает Лариса Буданова. – Даже врачи поражаются! Раньше для того, чтобы у ребенка не было приступов, требовали завесить окна, затемнить помещение и в случае необходимости положить больного человека. Сейчас мы поступаем ровным счетом наоборот, потому что в процессе учебы, интересной работы, то есть при нагрузке, приступы не наблюдаются».

«Мы начинаем день с настраивания ребят на положительные эмоции, – рассказывает учитель-дефектолог. – Если нет эмоционального контакта, не будет и продуктивного занятия.

Важен и индивидуальный подход на уроке. Он вырабатывается в процессе общения с ребенком. Приходится искать нестандартные ходы: предположим, у девочки заболела голова, значит, ты должен ее отвлечь, но в рамках математики или литературы – смотря на каком занятии ухудшилось физическое состояние. Закрепляем знания и на перемене – например, в виде викторины».

Перемены в этой школе особые. Никакой беготни и криков. Нам, гостям, пока не сказали, что сейчас перерыв между уроками, сами не догадались. Засидевшимся на уроке в инвалидной коляске, учителя помогают сменить положение, лечь на диван, находящийся в холле рядом с классом. Часто призывают на помощь учеников, которые передвигаются самостоятельно: воспитываем детей таким образом, говорят взрослые, чтобы они помогали друг другу.

Учителя в «Детской личности» всегда работают в тандеме с медиками. Администрация центра видит в этом союзе настоящий прорыв: «Педагог хотел видеть динамику развития ученика, а врач нагружал того таким количеством препаратов, предотвращая возможный приступ, что ребенок не только не развивался, а вообще слабо реагировал на окружающих. Теперь разные специалисты действуют сообща», – заявляет о решенной проблеме директор.

Без создания необходимых условий центр, конечно, не смог бы выполнить и доли задуманного. Поэтому материальная база подобрана тщательно.

…В кабинете в мягком кресле сидит девочка с прибором на руке. Перед ней на экране компьютера – красная волнообразная линия. Регулируя свое дыхание, расслабляясь, школьнице требуется изменить цвет волны на умиротворяющий голубой.

...Вдоль потолка зала тянется трос, с которого свешивается сиденье из разноцветных ремешков (фото). Это тренажер Гросса, контролирующий нагрузку на опорно-двигательный аппарат и формирующий двигательные навыки. «Дети, которым трудно ходить, испытывают новые ощущения, и, соответственно, рождаются новые движения, – объясняет учитель адаптивной физкультуры. – Да и ходить после этого легче. Если до регулярных тренировок ребенок мог пройти без поддержки три метра, то теперь – пять. Правда, занятия требуют от него большого напряжения: он уже через несколько минут весь мокрый».

Имеются специальные приспособления и оборудование для организации образовательного пространства (подъемники, пандусы, микроавтобусы с подъемным устройством (этот транспорт вначале был обычным и только потом, по специальному заказу доработан)).

Ребята занимаются в двух залах ЛФК, в физкультурном и тренажерном залах, «мягкой» комнате и плавают в бассейнах. Для детей с тяжелыми двигательными нарушениями используются тренажеры-вертикализаторы.

Никак не обойтись и без серии устройств «специальная периферия»: сенсорная клавиатура, джойстик, система «шлемомышь», позволяющая работать на компьютере детям с нарушениями двигательной сферы (стандартные клавиатура и мышь им неудобны).

Медицинский кабинет оснащен диагностическим оборудованием для проведения ночного и дневного мониторинга функций головного мозга, благодаря чему адекватно корректируются лечение и нагрузка.

«Появился термин “доступная среда”. А что он означает? – спрашивает Лариса Буданова.   – Многие понимают его материально: некие приспособления, с помощью которых инвалид может войти в помещение и там передвигаться. А ведь есть еще и человеческий фактор. И пока нашему обществу что-то мешает быть толерантным, принимая “инаких”».

Но, несмотря на этот пессимистичный взгляд, обращенный за стены центра, директор может быть уверена, что в самой «Детской личности» всегда будут царствовать понимание и сочувствие, ведь коллектив исповедует идею, редко претворяемую в жизнь в российском образовании: не ребенок для школы, а школа для ребенка.

Рейтинг@Mail.ru