Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2009

Школа и власть

Школам на селе помогают вузы и монастыри

Что бы ни происходило в стране, миссия сельской школы неизменна – готовить новое поколение пользователей земли. Чем живет школа на селе сегодня, какие образовательные победы на ее счету, а в чем ей пока нелегко? Заглянем в Белгородскую область, где количество сельских жителей довольно высоко – 33 процента.

Малокомплектные ОУ: один в поле не воин

Начнем рассказ языком цифр…

Белгородчина – это 507 сельских и 170 городских общеобразовательных учреждений. Образовательное пространство сельских ОУ представлено 69-ю начальными, 167-ю основными и 271-й средними школами. В них учится 35 процентов от общего числа обучающихся. Малокомплетных школ – 41%.

В регионе вопросы развития образования на селе всегда находились под пристальным вниманием губернатора и правительства области.

Так, изменилась материально-техническая база более чем 100 сельских школ области, при этом улучшились условия обучения 14-ти тыс. учащихся. Ежегодно из областного бюджета на капитальный ремонт ОУ выделяется в среднем 250 млн руб. Каждый год на Белгородчине открываются 3–4 современные школы. С введением новой системы оплаты труда зарплата сельских учителей повысилась за последние три года на 162,4% и достигла в среднем 12 862 руб.

Село получило поддержку и в области информатизации, развития информационно-коммуникационных технологий. До недавнего времени число сельских школьников – пользователей одного компьютера – составляло 31 человек. Сегодня этот показатель значительно улучшился: количество пользователей на один компьютер снизилось до 12-ти человек. 126 образовательных учреждений имеют 10 и больше автоматизированных рабочих мест учителя.

И снова цифры. Удалось в значительной мере обновить базу учебно-лабораторного имущества. За последние несколько лет в школы было закуплено 745 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (предметные кабинеты, интерактивные аппаратно-программные комплексы, лингафонные кабинеты), что позволило удовлетворить основные потребности 50% сельских школ.

На протяжении нескольких лет в области действовала целевая программа «Школьный автобус». Поставка транспортных средств в сельские школы в рамках ПНПО позволила ежедневно подвозить в базовые ОУ детей и сделала более доступным качественное образование свыше чем 14-ти тысячам учащихся, большая часть из которых – старшеклассники.

КПМО помог региону сделать важные шаги по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных сельских школ. Объединение малокомплектных ОУ, а также учебных заведений, не отвечающих современным требованиям, в округа с базовой школой в центре – один из реальных путей концентрации материальных и кадровых ресурсов.

В области получили развитие такие модели, как социокультурный комплекс, ассоциация и т.д. В настоящее время здесь действуют 14 ресурсных центров образовательных округов, 11 ассоциаций образовательных учреждений, 15 социокультурных комплексов, 22 базовые (опорные) школы школьных округов и 17 сельских профильных школ. Это стало возможным благодаря участию региона в федеральном эксперименте по реструктуризации сельских ОУ в 2001–2004 гг. и реализации регионального эксперимента по отработке моделей сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение.

Грамотность особого рода

В результате мониторинга опытно-экспериментальной работы по введению профильного обучения (ПО) сельских школьников установлено, что охват учащихся основных и средних школ области предпрофильной подготовкой составил 48,4%; профильным обучением – 41%. При этом в 21% учебных заведений ведется профильное обучение биологии и химии, в 25% преподаются спецкурсы по сельскохозяйственному профилю, где организована профессиональная подготовка с выдачей документа по специальностям.

Фото А.Степанова

Благодаря оптимизации сети удалось довести наполняемость классов в среднем до 12-ти человек. Однако для полноценной организации ПО, которое предполагает наличие не менее 3-х классов в параллели, этого пока недостаточно.

Также с введением ПО насущной проблемой становится взаимодействие сельской школы и сельскохозяйственных вузов. В подобном сотрудничестве в равной степени заинтересованы обе стороны, поскольку без сильной школы агровузы не выполняют свое предназначение, а сельские ОУ без сотрудничества с сельскохозяйственным вузом не в состоянии решить проблему профильного обучения по агротехнологическому профилю.

Сегодня в области складывается система социального партнерства сельской школы и вуза соответствующего профиля. Несомненно, заслуживает внимания опыт работы коллективов Майской гимназии Белгородского района и Белгородской сельскохозяйственной академии. Вузовские работники привлекаются к ведению занятий по профильным дисциплинам и начальной профессиональной подготовке; совершенствуется материально-техническая база образовательного учреждения; ведется опытно-экспериментальная деятельность, организованы индивидуальное консультирование педагогов и профориентационная работа.

Понимая, что сельскохозяйственная грамотность является неотъемлемым элементом общей культуры человека и обязательным компонентом школьного образования, в Белгородской области постарались не разрушить систему подготовки школьников к сельскохозяйственному труду. Многие педагогические коллективы сохранили проверенные временем формы трудовой подготовки ребят – более чем в 70% сельских образовательных учреждений действуют ученические производственные бригады, практически в каждом из них работают пришкольные учебно-опытные участки, в 36% школ – экологические объединения.

Доля детей, вовлеченных в допрофессиональную и профессиональную подготовку, достигла почти 82%. По специальности «водитель» категорий А, В и С обучается 67,8 процентов школьников, еще 10 получают строительные специальности. Подготовка осуществляется и по таким профессиям, как швея, автослесарь, электротехник, парикмахер, повар и т.д. При этом в области идет процесс развития ресурсных центров, где ученики овладевают рабочими профессиями для села. В прошедшем учебном году в области работало 100 подобных центров, большая часть из которых – сельские.

Центры духовного просвещения

Создание культурного пространства – еще одна из наиболее важных задач. Большую нагрузку взяли на себя культурно-образовательные центры, или социокультурные комплексы, включающие музыкальные школы, спортивные клубы, учреждения дополнительного образования, логопедические пункты, психологическую службу. Они существуют как на ассоциативной, так и административной основе.

Особую роль в создании оптимальных условий для становления лучших личностных качеств детей играют центры духовного просвещения. Механизм функционирования лежит в создании социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры. Их деятельностью в районах руководит районный координационный совет, куда входят представители администрации, комитета по делам молодежи, отдела по туризму, физической культуре и спорту, управления образования, культуры и здравоохранения, социальной защиты, руководители образовательных учреждений, творческие объединения педагогов.

Таким образом, в социальный диалог вовлекаются практически все институты сельского социума, при этом центром взаимодействия становится школа (большинство из 38-ми действующих районных центров духовного просвещения открыто на базе учреждений образования).

Примером подобного сотрудничества может служить Ездоченский духовно-просветительский центр Чернянского района. В его составе – юридически самостоятельные и сохраняющие ведомственную принадлежность дошкольное учреждение, Ездоченская СШ и Холковская ОШ, дома культуры в Холках и Ездочном, библиотека, школа искусств, Дом творчества, фельдшерско-акушерский пункт, Холковский монастырь.

Кроме масштабной задачи по возрождению нравственных и духовных ценностей центры решают проблему досуга, удовлетворения информационной потребности, творческого и культурного развития сельских детей, причем не стихийно, а в процессе систематической работы, при тесном сотрудничестве учреждений образования и культуры.

Разновозрастные группы: результат налицо

При всех достигнутых результатах в Белгородской области, как и в других субъектах РФ, существуют свои проблемы, связанные с образованием на селе.

Демографический кризис привел к резкому сокращению школьников. С 2005 г. их численность уменьшилась со 156-ти тыс. до 131-й тыс. человек. За этот период закрыто более 70-ти сельских школ. Растет количество малокомплектных ОУ. Достигла критической отметки проблема обеспеченности сельских образовательных учреждений учителями в соответствии со специальностью. К тому же качественный состав педагогических кадров ниже городского: если в городе высшую квалификационную категорию имеют 30 процентов педагогов, то на селе – только 10.

Несмотря на то что уровень жизни селян за последние годы значительно вырос и во многом приблизился к городскому, степень социализации сельского школьника достаточно низкая. Попыткой выхода из ситуации стал региональный эксперимент «Педагогические условия эффективной организации учебного процесса в комбинированных по вертикали классах малокомплектных школ», проводимый в Валуйском и Прохоровском районах. Наиболее успешно он проходит в Новопетровской СОШ Валуйского района. Организация взаимодействия в разновозрастной ученической группе на уроке и во внеурочное время позволяет не только добиться позитивных результатов обучения, но и создать уникальную среду социального взаимодействия детей.

Сформированная и апробированная в ходе эксперимента модель разновозрастного обучения должна стать основой для организации образовательного процесса в других малочисленных и малокомплектных ОУ области.

По-прежнему одной из главных проблем сельской школы остается невысокое качество образования. Если говорить о результатах ЕГЭ прошедшего учебного года, то процент выпускников области, получивших неудовлетворительные отметки по всем предметам, у нас ниже, чем в целом по России. В то же время областной показатель сдавших ЕГЭ на «5» и «4» практически соответствует российскому. Однако, как показывает анализ, выпускники городских общеобразовательных учреждений демонстрируют более высокие результаты ЕГЭ, нежели сельчане.

Выход из сложившейся ситуации видится в следующем:

– сохранение сельской школы при малейшей возможности в каждом населенном пункте;
– развитие многообразных форм сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, расположенных на селе;
– решение кадровых проблем посредством разработки и реализации региональных целевых программ по обеспечению учителей сельских школ жильем, в том числе ведомственным;
– обновление нормативной базы трудовой подготовки школьников (новые положения о пришкольном учебно-опытном участке, ученической производственной бригаде, школьном лесничестве, агрошколе, агролицее, подсобном хозяйстве и т.д.);
– укрепление материально-технической базы ОУ: создание в школе информационно-развивающей среды, приобретение современного учебно-лабораторного оборудования, школьных автобусов, дооборудование мастерских и т.д.;
– превращение сельских школ, имеющих в своем составе инициативных учителей, в
центры непрерывного образования местного населения, интегрирующие различные виды обучения: от дошкольного до высшего и дополнительного (на основе дистанционного и курсов для взрослых);
– развитие идеи создания
на базе ОУ агролицеев, межшкольных учебных комбинатов, ассоциации школ и учреждений профессионального образования.

Нынешним выпускникам сельских учебных заведений предстоит жить и работать в очень сложных условиях восстановления экономики и социальной сферы. Вывод сельского хозяйства из кризиса, социальное обустройство скоро ляжет на их плечи и потребует соответствующей подготовки, которую призвана обеспечить сельская школа.

Рейтинг@Mail.ru