Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

События

Чтобы школа была востребована, она должна быть интересной!

Уже не первый раз компания Begin Group приглашает частные образовательные учреждения на конференцию по управлению частной школой. Это всегда актуально, ведь там, где есть люди, есть и проблемы. А если есть проблемы, есть над чем задуматься...

Пленарное заседание открыла Ольга Гозман – директор компании-организатора. В презентации она представила статистические выводы, сделанные аналитиками своей команды, о том, что важно сегодняшнему родителю, который отдает своего ребенка в частную школу.

Ольга Гозман

Кстати, она не остановилась на объективных параметрах. На таких, скажем, как местоположение школы. Ребенку, живущему на знаменитой Рублевке, вряд ли имеет смысл ездить в пусть даже хорошую школу, расположенную в «спальных» московских районах Южное Бутово или Северное Чертаново.

В топе родительских приоритетов, как всегда, фигурировало качество образования.

Далее перечислялись хорошие педагоги, хорошее питание, разнообразие дополнительных услуг (кружков, секций, экскурсий и т.д.) во второй половине дня, безопасность и пр. Из этого логично следовал вывод и по второй теме, которая была вынесена позднее на круглый стол: положительный имидж (или образ) школы. Нужен PR, нужна реклама, нужны хорошие сайты, активное продвижение своих позитивных особенностей... Но это меркнет, если нет того качества, ради которого родители выбрали конкретную частную школу.

Далее слово предоставили Ирине Боганцевой – председателю Московского отделения АсНООР, президенту Ассоциации школ международного бакалавриата, директору школы «Европейская гимназия». Ирина Владимировна посвятила выступление весьма немаловажному аспекту успешности частного образования – условиям, в которых работает сегодня частное ОУ. Малое количество образовательных организаций смогло или имело возможность позаботиться о том, чтобы иметь свое здание. Большинство пребывает в постоянном бодром ожидании, когда их попросят освободить помещения. Зачитав список из почти 20-ти закрывшихся летом школ (среди них звучали имена известных учебных заведений), оратор предложила собравшимся (их, кстати, собралось несколько меньше, чем на предыдущую конференцию) не забывать напоминать о своих нуждах. И через Ассоциацию, и индивидуально. Также следует грамотно озвучивать свои проблемы перед органами власти, от которых зависят судьбоносные для школ решения по аренде, лицензированию и аккредитации.

Ирина Боганцева

Татьяна Юровская – директор славянско-англо-американской частной школы (СААШ) «Марина» говорила о команде ОУ. С первых же слов было ясно, что этот лидер умеет увлечь за собой.

Татьяна Юровская

Как-то сын директора (а это был еще 1996 год, когда активно развитые в США образовательные компьютерные технологии делали только первые шаги в российских школах) сказал своей маме: «У вас с этим ресурсом ничего не получится!» Похоже, что Татьяне Аркадьевне именно это и надо было услышать, чтобы IT стало реальностью в ее школе.

Результат не заставил себя долго ждать. Одной из первых СААШ «Марина» вышла на реализацию учебных программ с использованием интернет-ресурса. Сегодня каждый может зайти на сайт школы, посмотреть домашние задания учащихся всех классов, сравнить свою программу с программой «Марины». Вся команда работает над содержанием сайта. Учителя минимум раз в месяц дают информацию по событиям в классе, выкладывают домашние задания, фотографии...

И это только малая часть того, что делает команда. Чтобы школа была востребована, она должна быть интересной! Этот тезис одного из выдающихся педагогов современности применим к каждой школе.

...Закончились пленарные заседания, и все участники ушли на обед. Le Meridien Moscow Country Club в Нахабино, где проходила конференция, как всегда был на высоте. Отличный выбор блюд, уютная обстановка располагали к общению. Директора и учителя знакомились, обменивались контактами, рассказывали свои истории.

Круглые столы на конференциях по управлению всегда проходят активно и насыщенно. Собравшимся есть что сказать. В зале «Лесной» встретились участники секции по созданию положительного образа учебного заведения (маркетинг, реклама и работа с аудиторией). Открыл круглый стол один из информационных спонсоров по изготовлению школьной формы. Порядок выступлений вполне соответствовал информационной организации сайтов – сначала «грузится» информация от рекламодателей. Кстати, учащиеся одной из школ показали замечательную коллекцию школьной одежды.

Имидж – это вторично. Как можно ожидать позитивного отношения к учреждению, которое раздирают внутренние конфликты, где учителя несут негативную информацию о коллективе, в котором они работают, в котором дети не видят лидеров в своих педагогах?

Все с нетерпением ждали презентации Ольги Николаенко – директора Atlas Communication. Опыт, наработанный этой молодой и в хорошем смысле агрессивной PR-компанией, уже дал положительные результаты многим организациям, воспользовавшимся их услугами, посетившим занятия и семинары. Ольга предложила школам посмотреть на себя со стороны: на то, как и кто отвечает по телефону, как встречает и провожает родителей, гостей, представителей органов образования, как выглядит сайт, насколько полноценная и качественная на нем информация, как часто она обновляется...

Ольга Николаенко

К сожалению, статистика, собранная экспертами Atlas Commnication, не очень утешительная. Услышав в ответ на вопрос о возможности зачисления в школу фразу вроде «А вы знаете, что это стоит столько-то?..», вряд ли можно ожидать продолжения сотрудничества с таким учебным заведением. А между тем это случается даже во время кризиса, когда за каждого ученика идет борьба, в том числе и среди государственных школ. А сколько информационных поводов и возможностей не используется школами!!!

Слушая Ольгу, я невольно вспомнил Джима Коллинза, который в своем исследовании о предпосылках для успешной долгосрочной деятельности компаний и организаций отмечал, что успех и прорыв – это не результат одноразовой акции или внедрения новой технологии, а следствие многолетней целенаправленной работы над развитием своей команды, школы, предприятия, выстраивания взаимоотношений с партнерами, коллегами и руководящими органами и постоянного творческого осмысления среды, пространства и общества, в котором и с которыми работает данная организация.

Ольга снова и снова акцентировала внимание на том, что есть недорогие, но эффективные способы продвижения своих услуг через различные события – как под своим собственным брендом, так и в сотрудничестве с более авторитетными организациями, способными привлечь широкую аудиторию.

После Ольги Николаенко выступать было легко. Она сказала почти все, что касалось практической стороны создания положительного имиджа, и мне оставалось перейти от частного к общему, а именно: изложить то, какие принципы лежат в основе его создания. Прочитав еще лет 10 назад книгу Стивена Кови «7 привычек высокоэффективных людей» (тогда не было даже ее перевода), я во многом изменил свое понимание этого вопроса. Нельзя рассчитывать на общественную победу, писал Кови, не одержав, прежде всего, победу внутреннюю.

К СЛОВУ

На сегодняшний день частные школы составляют около 10% от общего количества общеобразовательных школ Москвы и Санкт-Петербурга. Вопреки распространенному мнению, основной контингент учащихся частных школ представлен детьми из семей среднего класса (менеджеры среднего звена, частные предприниматели). Дети топ-менеджеров и владельцев крупного бизнеса составляют менее четверти от общего числа учеников частных ОУ двух столиц.

В настоящее время основную долю рынка составляют школы классического типа, обучение в которых построено аналогично государственным общеобразовательным школам. ОУ с углубленным изучением отдельных предметов составляют около трети рынка. Школ, специализирующихся на подготовке к поступлению в конкретные вузы, – около 1/5 от общего количества частных школ.

Несмотря на финансовый кризис, количество детей, обучающихся в платных школах, характеризуется ежегодной тенденцией к росту, что отчасти связано со всплеском рождаемости 2002-2008 годов.

Что касается выбора зарубежной частной школы, то помимо школ Европы и Америки популярность сейчас приобретают ОУ, расположенные в Азии – Малайзии, Сингапуре, Гонконге, – где стоимость образования несколько ниже, а качество практически не уступает западному.

По информации компании Begin Group

Перенося эти слова на школу, я сделал вывод, что имидж – это вторично. Как можно ожидать позитивного отношения к учреждению, которое раздирают внутренние конфликты, где учителя несут негативную информацию о коллективе, в котором они работают, в котором дети не видят лидеров в своих педагогах? Доверие возникает тогда, когда сначала выстраиваются взаимоотношения в коллективе: между коллегами, администрацией и учителями, педагогами и учащимися, школой и родителями. Это и есть внутренняя победа, необходимая для победы общественной.

Но чтобы это случилось, требуется сделать вложения в то, что Стивен Кови называет «эмоциональным банком». Это требует значительного времени. «Косметика» в виде ярких брошюр и красочных презентаций, при всей их важности, здесь не поможет. Об этом и шла речь в моем выступлении, которое, как мне показалось, нашло живой отклик у коллег.

...Конференция закончилась чаепитием и общением. Автобус увозил участников к метро. Я записал в блокнот 21 новую идею. Дай Бог, чтобы теперь мы с коллективом смогли их реализовать!

Рейтинг@Mail.ru