Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

События

«Жизнь меняется быстрее, чем содержание образования»

Ключевые точки в системе образования, на которые надо обратить самое серьезное внимание в ближайшее время, обозначил министр образования Республики Карелия Александр СЕЛЯНИН.

– Директор знает весь комплекс непростых задач современного образовательного учреждения. На должностном и личностном уровнях этого человека все существующие в системе образования проблемы не просто сходятся, но обостряются и переживаются им в ежедневной практике работы. Он лучше, чем любой региональный министр образования, знаком со всеми процессами, происходящими в учебном заведении. И все, что придумывается на нашем, министерском, уровне, в итоге сосредоточивается в школе.

Это очень важно понимать, говоря о проблематике качества образования. У меня есть ощущение, что по этой теме мы напридумывали достаточно много идей, но все они – многоплановые и разновекторные. Я же убежден в том, что никаких готовых рецептов того, какой должна быть система качественного образования в ОУ, на сегодняшний день нет.

Ситуация в этой области отражает ту неопределенность, которая существует в нашей системе образования с момента исчезновения одного государства и появления другого. Мы до сих пор не решили вопрос о том, что стоит оставить из той парадигмы образования, которая была в советское время, что – убрать и как толком выстраивать новое содержание. Наша нерешительность на всех уровнях и является следствием той ситуации, в которой мы сейчас находимся.

Говорю об этом не только как министр, но и как практик – окончив педагогический вуз, я два года работал учителем, а затем директором школы. Когда мы в Республике Карелия пытались участвовать в каких-то федеральных проектах, то исходили из собственного понимания того, что мы как управленцы хотим вложить в понятие оценки качества образования на региональном уровне. Это стало предметом ряда наших совместных проектов с коллегами-финнами (приграничное положение, конечно, создает ряд преимуществ, мы можем учиться у соседей, достигших определенных успехов в организации системы образования).

Но главной отправной точкой я считаю 2005 год, когда во время съезда учителей школ Карелии мы приняли Республиканскую доктрину качества общего образования. Это единственный готовый продукт, который мы можем предложить для ознакомления (документ представлен в сети Интернет). Однако он не технологичен. Скорее это была попытка общественного соглашения на тему того, каким мы видим содержание и качество образования.

Теперь еще несколько значимых моментов.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Проблема здесь не только в его осуществлении, но и в том, что на его примере нельзя решиться и сказать себе: держимся ли мы за единое образовательное пространство России, которое декларируем все эти годы, или все же от него отказываемся? Если это стандарт, то почему каждый регион должен придумывать какую-то свою «начинку» и процедуру оценки качества образования? Это никак не совпадает со словом «стандарт». Стандарт – то, что должно быть выполнено. И раз это государственный федеральный стандарт, почему стоимость данной услуги в разных регионах складывается по-разному исходя из финансовых возможностей? Есть в связи с этим и целый ряд других вопросов.

Образовательные стандарты – не только наша, профессиональная, содержательная работа. За ними стоит серьезное решение политического уровня. Если мы все «держимся» за них, то должны быть уверены в том, что стандарт – это стандарт, а не просто декларация каких-либо намерений. Если мы от этого отказываемся, тогда даем определенные права регионам и делегируем часть прав школе по минимизации содержания, которое является обязательным.

Есть и другой блок вопросов, о которых меньше сейчас говорят, но мы в Карелии их обсуждали, и меня как руководителя регионального уровня они тревожат. В частности, помимо набора того, что учащиеся должны получить в школе с точки зрения предмета, нас очень волнует, какие установки сознания у ребенка формируются. С одной стороны, мы боимся вернуться во времена морального кодекса строителя коммунизма, когда все личные качества были прописаны и образовательные учреждения стремились к тому, чтобы ученик им соответствовал. Но одновременно, не определившись в том, на что нацелить воспитательные усилия во внеаудиторное время, мы рискуем оказаться без системной работы по формированию личности. Здесь отделаться пустыми декларациями и фразами уже не удастся. Это должно быть частью стандарта.

Еще одно направление, волнующее нас, – новый облик школы, о котором в последнее время не утихают разговоры. Под этими словами у большинства (в том числе и у нашего профессионального сообщества) подразумевается красота учебного заведения. Нам кажется, что обсуждать стоит другое. А именно – новый уклад школьной жизни, который сильно связан с качеством образования.

Уклад школы важен потому, что оказывает серьезное влияние на то, каким человек из нее выйдет, какой будет личностью не только по установкам сознания, но и по мироощущению, удовлетворенности собой, по тому, как он умеет быть счастливым, как строит отношения с людьми… Без обновления содержания школьных отношений таких качеств человеку не передать. Поэтому мы, например, много работаем сейчас над созданием института уполномоченных по правам детей, чтобы они были в каждой большой школе.

И последнее, на чем хотелось бы акцентировать внимание. Жизнь сейчас меняется намного быстрее, чем мы с вами предпринимаем шаги по изменению содержания образования и, соответственно, по повышению его качества. Наши дети, увы, по-прежнему выпуск за выпуском получают новое образование, но не совсем то, которое нужно в данный момент. И, разумеется, они образовываются сами, их образовывает жизнь.

Мы должны это точно понимать и не рассматривать школу как единственное место, где происходит обучение. Если хотя бы от этой привычки мы все избавимся на 100 процентов, то уже значительно продвинемся в деле повышения качества образования.

Рейтинг@Mail.ru