Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2010

Партнерство

Организация деятельности детского самоуправления

Детское самоуправление всегда находилось на острие борьбы авторитарной и демократической педагогики: первая рассматривала его как средство манипуляции детьми, вторая считала условием реализации их прав, способом вовлечения в реальные социальные отношения…

Новый этап развития детского самоуправления в России связывают с началом 90-х гг. XX века. В этот период наша страна вошла в единое образовательное пространство Европы, где сформировался четкий облик молодого человека, окончившего учебное заведение.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. государственный заказ к выпускнику общеобразовательной школы сформулирован следующим образом: «...развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны...».

В каждом педагогическом коллективе начался поиск своего пути решения проблемы участия детей в управлении образовательным учреждением. Появились разные мнения о работе детского самоуправления. В.М. Коротов определяет его как метод устройства коллектива, а В.А. Караковский – как средство воспитания. Ю.П. Сокольникова видит в нем способ организации работы, Л.И. Новикова относит к виду деятельности, которая включает постановку цели, планирование, способы реализации плана, создание учета и контроля. И.Л. Аникеева считает, что самоуправление – это выработка гуманистических отношений.

В целом А.С. Прутченков определил сущность этого явления на современном этапе как технологию воспитательной работы, направленную на развитие субъектности ребенка (иными словами – способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности).

В условиях нашего детского дома мы рассматриваем самоуправление в качестве составной части воспитательного процесса.

Анализируя научную литературу по данному вопросу, можно выделить ключевые принципы развития субъектности ребенка:

1. Принцип единства и оптимального сочетания социально значимой доминанты (мобилизация детского коллектива вокруг единой цели) и личных интересов детей.

Как отмечает А.С. Прутченков, через различные виды совместной деятельности у ребят вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения соотносить свои личные интересы с групповыми. Сознание принадлежности к коллективу дает ощущение эмоциональной уверенности, психологической устойчивости. Но в то же время каждый ребенок должен иметь возможность развивать и проявлять свои собственные способности, интересы, образовательные потребности.

2. Принцип динамичности и вариативности структуры органов самоуправления.

В зависимости от этапа развития детского самоуправления, стоящих перед ним целей могут меняться и структурные единицы (подразделения), вноситься коррективы в круг решаемых на каждом из них вопросов. Данный принцип позволяет формировать у ребенка такие качества, как мобильность, гибкость.

3. Принцип интеграции педагогического управления и детского самоуправления.

Он предполагает определение места и роли самоуправления в модели управления образовательным учреждением. Только при постоянном конструктивном взаимодействии со всеми ветвями власти оно становится интересным и действительно продуктивным.

4. Принцип осуществления деятельностного подхода, позволяющего направить энергию воспитанников на социально значимые полезные дела.

М.И. Рожков, Р.Х. Шакуров, Л.И. Уманский и другие отмечают сущность понятия «развитие детского самоуправления» – это процесс последовательной смены состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод детского коллектива из управляемой системы в самоуправляемую. В связи с этим можно выделить определенные периоды. В опыте работы нашего образовательного учреждения в развитии детского самоуправления выделяются следующие этапы: зарождение, становление и устойчивое развитие.

Зарождение пришлось на 2001–2003 годы.

На данном этапе были поставлены задачи:

1. Проанализировать научно-методические подходы к осуществлению детского самоуправления.
2. Изучить опыт работы образовательных учреждений г. Череповца по его организации.
3. Установить круг компетенций самоуправления в условиях детского дома и роль в общей системе управления.
4. Разработать нормативно-регламентирующую базу, структуру этой деятельности.

Особого внимания потребовало определение позиции педагогов по отношению к детскому самоуправлению. Мы понимали, что речь идет об особом виде педагогической деятельности, требующей специальной подготовки. Поэтому было создано временное профессиональное объединение учителей под названием «Организация деятельности детского самоуправления в условиях детского дома».

Члены педагогического коллектива изучили опыт работы образовательных учреждений г. Череповца; проанализировали научно-методические подходы к проблеме, существующую нормативно-правовую базу по данному аспекту.

Силами профессионального объединения педагогов была организована и проведена серия деловых игр с сотрудниками учебного заведения по созданию структуры детского самоуправления, определению его места и роли в организационной модели ОУ, разработке соответствующего положения. Итогом проделанной работы стало выявление круга вопросов компетенции органа самоуправления, который:

– планирует, организует и анализирует содержание досуговой занятости воспитанников;
– обсуждает, вносит предложения педагогическому коллективу и принимает участие в организации дополнительного образования, трудоустройстве старших детей в свободное от учебы время, сохранении материально-технической базы ОУ;
– вырабатывает правила общежития в детском доме, принимает решения о поощрениях и наложении санкций за нарушение правил поведения.

Воспитанники детского дома среднего и старшего школьного возраста были ознакомлены с сущностью самоуправления, возможными вариантами его реализации. Совместно детьми и взрослыми был введен пробный вариант структурных подразделений (собрание воспитанников группы; старостат; секторы «Досуг» и «Редколлегия»). Среди ребят прошел конкурс на лучшую форму работы секторов.

Логическим завершением этапа зарождения самоуправления в нашем учебном заведении стало представление разработанной структуры, нормативной базы и т.п. на городских проблемных курсах «Психолого-педагогические и организационно-методические вопросы развития ученического самоуправления».

Становление оказалось самым протяженным по времени и охватило период 2003–2006 годы. На данном этапе решался следующий круг задач:

1. Внести коррективы в структуру.
2. Разработать планирование деятельности на учебный год.
3. Выделить критерии и показатели отслеживания эффективности работы.
4. Создать пакет диагностических методик для оценки развития детского коллектива.

Структура детского самоуправления видоизменилась за счет введения новых элементов.

Главным органом стало общее собрание воспитанников «Большой круг». Оно выступило в роли коллегиального органа управления и было правомочно решать следующие вопросы:

– принятие планов деятельности детского самоуправления, подведение результатов работы за отчетный период;
– поощрение и наложение санкций на воспитанников;
– утверждение членов актива, выдвигаемых путем тайного голосования на собраниях воспитанников групп.

Актив детского самоуправления разрабатывал тактическое и оперативное планирование деятельности образовательного учреждения, связи с общественными организациями города, социальными институтами, обобщал интересный опыт работы.

Собрание воспитанников группы «Малый круг» решало более узкие и конкретные вопросы:

– организация деятельности коллектива группы по решению общих планов;
– распределение обязанностей между воспитанниками;
– выдвижение кандидатов в актив;
– анализ деятельности группы за отчетный период;
– заслушивание отчетов о работе старост и руководителей секторов.

Следующие более мелкие структурные единицы – это старостат и секторат.

Старосты выбираются тайным голосованием на период учебного года и работают по разрешению следующих вопросов:

– организация деятельности воспитанников группы по выполнению общих планов;
– координация деятельности секторов;
– оказание помощи ребятам в решении спорных вопросов, конкретных проблем.

Положительными моментами в работе старост можно назвать четкую координацию жизнедеятельности воспитанников в течение дня (например, распределение ответственных за сопровождение младших детей в кружки, секции; определение участков и объемов работы каждого воспитанника при проведении генеральных уборок групп, субботников на территории детского дома).

Деятельность сектората направлена на развитие организационных, творческих способностей детей, разработку содержательной стороны их жизнедеятельности.

Работа секторов осуществляется в различных направлениях.

«Досуг» организует дискотеки, развлечения, прогулки, конкурсы как в детском доме, так и посредством взаимодействия с социумом. Уже стали традиционными праздники к дням рождения воспитанников, концерты для ребят детского сада № 101, выступления в школах на Дне открытых дверей и др.

«Редколлегия и летопись» оформляет поздравления, газеты-молнии, ежемесячную газету детского самоуправления; оказывает помощь в оформлении атрибутов к праздникам, викторинам; ведет летопись самых памятных дел в группе, а также организует участие воспитанников в городских конкурсах рисунков и поделок.

«Учеба» содействует отстающим в освоении программ школьного обучения; осуществляет контроль сохранности школьных принадлежностей; помогает в подборе дополнительной литературы при написании рефератов, докладов; старшие воспитанники поддерживают связь с учителями начальных классов, где обучаются младшие дети (принимают участие в проведении внеклассных мероприятий, поддерживают дисциплину).

«Трудовой» сектор организует субботники, генеральные уборки; наблюдает за выполнением воспитанниками поручений; заполняет экраны достижений, трудовые паспорта.

«Спорт и здоровье» проводит утреннюю гимнастику и спортивные мероприятия (например, День здоровья, конкурс на лучшую прогулку и др.); наблюдает за выполнением гигиенических процедур, поддержанием порядка и чистоты в группе.

Особое внимание на этапе становления уделялось планированию. Оно разрабатывалось активом совместно с педагогами на учебный год и включалось в комплексный план работы детского дома. Кроме того, была создана циклограмма деятельности детского самоуправления.

Объективное оценивание эффективности детского самоуправления было невозможно без выделения конкретных критериев. В качестве таковых мы определили:

– уровень его развития (по методике М.И. Рожкова);
– изучение степени общественной активности воспитанников в детском самоуправлении (на основе референтометрии по методике Е.И. Степановой);
– мотивы участия воспитанников в этом процессе;
– коммуникативные и организаторские склонности детей;
– лидерские качества воспитанников.

Педагогическим коллективом был создан «пакет» диагностических методик, разработаны мониторинговые процедуры оценки каждого критерия. Частично их осуществление и анализ (например, анкетирование воспитанников «Как я провел каникулы») переданы в ведение детского коллектива (при консультационной помощи педагогов).

В данный период самоуправление находится на этапе устойчивого развития.

Нами решаются следующие задачи:

1. Обновление структуры и содержания деятельности детского самоуправления с учетом необходимости развития социальных компетенций.
2. Разработка и апробирование диагностического инструментария оценки развития социальных компетенций воспитанников.

В рамках решения первой поставленной задачи внесены изменения в структуру. Появилась такая структурная единица, как студенческий клуб. Он объединяет учащихся 9-х классов школ и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В деятельность студенческого клуба входит осуществление взаимопомощи в освоении учебных программ профессионального образования; взаимодействие с учебными заведениями профессионального образования в проведении досуга учащихся, участии в конкурсах профессионального мастерства; организация посещений дней открытых дверей, ярмарок вакансий и т.д.

Интересны формы работы студенческого клуба. Например, игра «Stalker», задуманная по типу городских игр-путешествий. Она проходила на территории всего микрорайона. Команды передвигались от одного пункта к другому, выполняя задания. После мероприятия прошло обсуждение результатов и действий игроков команд.

Интерес и активность воспитанников вызвал час вопросов и ответов «Молодежные течения: плюсы и минусы» с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ребята не только познакомились с разными субкультурами, их идеологией и отличительными чертами, но и поделились собственным опытом от общения с представителями тех или иных из них.

Временные творческие объединения детей создаются для решения конкретных вопросов организации жизнедеятельности в детском доме (например, подготовка к участию в городском фестивале детских экологических театров, городской детско-юношеской оборонно-спортивной игре «Зарница» и т.д.).

Изменилось и содержание деятельности самоуправления. Теперь воспитанники совместно со взрослыми – кураторами секторов планируют свою работу на учебный год в группах.

В качестве критериев оценки эффективности этого процесса нами рассматриваются:

– создание ситуаций проявления различных социальных ролей (организатор, участник, зритель и т.д.), ролевого «веера общения» (руководитель, подчиненный, равноправный партнер и т.д.);
– предоставление возможности выбора форм работы детского самоуправления исходя из интересов воспитанников, стремления к разрешению личных проблем;
– принятие и реализация детьми конкретных управленческих решений и т.д.

Особое внимание на данном этапе отводится оценке формирования социальных компетенций воспитанников. В первую очередь детское самоуправление направлено на развитие: умения планировать свою деятельность и анализировать ее; коммуникативных навыков (например, работа в команде). Проблемной группой педагогов детского дома разработаны механизмы оценки уровня развития социальных компетенций детей.

В целом хочется отметить, что опыт организации детского самоуправления становится действенным только в атмосфере взаимного уважения прав детей и взрослых, доверия и ориентации на позитивные стороны личности.

Коллаж Т.Белоножкиной
Рейтинг@Mail.ru