Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2010

Тема номера

Создайте класс будущего!

Чему можно научиться у Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна и Джейми Оливера?

Индустриальная эпоха продолжалась долго, но она закончилась. Проблема в том, что кто-то забыл сказать об этом сотрудникам образования. В школах по всей Америке фабричная модель еще жива, и особенно отчетливо это видно в классах...

Статья опубликована при поддержке Холдинговой компании Пинскдрев, представляющей в столице известный белорусский бренд мебели и продуктов деревообработки. С каталогом продукции ведущего белорусского производителя Вы можете озакомиться на сайте pinskdrevmebel.ru, а также в фирменных мебельных салонах предприятия в Москве. Уверены, увиденное не оставит Вас равнодушными: покупатели с самыми разными вкусами и предпочтениями, но при этом ценящие качество и комфорт, обязательно смогут подобрать здесь как отдельные предметы интерьера, так и полную обстановку комнаты и квартиры. Менеджеры компании сделают все возможное, чтобы приобретенная Вами мебель как можно быстрее заняла свое законное место в Вашем доме, и уже в ближайшее время Вы сами, Ваши близкие и друзья смогли по достоинству оценить стиль, удобство и качество продукции белорусских мастеров.

В стенах этих маленьких фабрик мы каждый день встречаем учителей, которых поощряют (а иногда и заставляют) массово «производить» образование, игнорируя различия в склонностях, интересах и способностях детей. Класс индустриальной эпохи для своего времени был неплох; в конце концов он помог Америке добиться многого. Но эта модель совершенно не подходит для того, чтобы готовить учеников к жизни в быстро меняющемся современном обществе.

Рэндалл Филдинг, Джеффри Лакни, Пракаш Нэйр – архитекторы из «Fielding Nair International» – компании, построившей несколько отмеченных призами школ по всему миру. Они все чаще озадачивают своих клиентов вопросом: почему стройные ряды парт, обращенных к доске, должны оставаться основополагающим элементом школьного кабинета? И просят чиновников от образования изучить восемнадцать прогрессивных методик обучения, использование которых в наши дни важно для успешного образовательного процесса. Это позволяет убедиться в том, что традиционный класс приспособлен для использования лишь двух-трех из них.

Но если не привычный класс, то что? В каком направлении должно развиваться устройство школы? Обсуждая этот вопрос с деятелями образования со всего мира, три архитектора разработали проекты по крайней мере трех отличающихся друг от друга студий.

На помощь господа Филдинг, Лакни и Нэйр призвали блестящих мыслителей, которые – каждый в свое время – оказывали большое влияние на умы сограждан: Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна и нашего современника Джейми Оливера. Одной из главных задач всех трех проектов было разрушить традиционную учебную среду и предложить вместо нее нечто новое. Вот к чему они пришли.

Студия да Винчи: действие через синтез знаний

Вряд ли в ближайшие годы появится какая-то другая педагогическая тенденция, способная соревноваться по популярности с призывами вдохнуть новую жизнь в старые учебные дисциплины через их перекрестное скрещивание. Контекст и взаимосвязь фундаментальным образом меняют то, как учителя учат, а ученики учатся. Стремительно вступая в эру, в которой стираются традиционные границы между искусством и точными науками, мы задумываемся о том, каким образом дизайн может помочь левому и правому полушариям человеческого мозга работать в гармонии.

Леонардо да Винчи предложил весьма жизнеспособную модель достижения этой задачи. В мире да Винчи границы между дисциплинами, все еще ощущающиеся в сегодняшних школах, отсутствовали; его работы естествоиспытателя, математика и художника прямо говорят нам об этом. Взгляните на иллюстрации мастера к научным трудам – это настоящие произведения искусства. А художественные полотна, наоборот, восхищают научной точностью деталей. Этому способствовало рабочее место, которое представляло собой сплав художественной студии, научной лаборатории и мастерской.

Итак, как можно воплотить идею студии да Винчи в современном классе? Представьте себе пространство, где достаточно дневного света, имеются источники направленного света, есть выход на улицу через широкие или вращающиеся двери, доступ к воде и электричеству, беспроводная компьютерная сеть, много места для хранения учебных материалов, напольное покрытие, которое трудно повредить, высокие потолки, участок для демонстрации законченных проектов, система звукоизоляции, окна, выходящие на улицу и в коридор.

Чтобы использовать потенциал современной версии студии да Винчи, учителям нужно больше сотрудничать между собой, предлагать ученикам возможность работы над реальными проектами и поощрять междисциплинарное мышление – то, что редко встречается в традиционных школах.

Студия Эйнштейна: творческая рефлексия и вдохновенное сотрудничество

Рабочее место Альберта Эйнштейна представляло собой скорее кабинет, нежели студию. Ученый, предпочитавший одиночество, много времени проводил наедине с собой. Вдохновение часто посещало его во время прогулок (к примеру, Эйнштейн любил плавать в заливе Пеконик-Бей на Лонг-Айленде). А традиционное рабочее место нужно было ему для того, чтобы развивать идеи, которые пришли в голову вне дома. Поэтому, когда мы думаем о том, какой могла бы быть студия Эйнштейна сегодня, мы воспринимаем ее скорее как метафору, а не конкретный способ воспроизвести рабочее место ученого в современной школе.

Сегодняшняя студия Эйнштейна могла бы включать в себя пространство, поощряющее творческую рефлексию, но при этом не отгороженное полностью от внешнего мира или реальных проблем, которые всегда должны учитываться в абстрактных теориях. Чтобы представить эйнштейновский класс, вспомните, как выглядит вестибюль пятизвездочного отеля: там найдется уголок и для тех, кто пришел один, и для небольших групп; он обставлен комфортной мебелью и может стимулировать вдохновение благодаря высоким потолкам, обилию стекла и декору с элементами живой природы. Он дает возможность уединиться, но при этом сохранять связь с окружающим миром.

Школа – это, конечно, не пятизвездочный отель, но проектировщики все-таки могут использовать эту модель как отправную точку, несмотря на бюджетные ограничения.

Студия Эйнштейна – это не только конкретный класс, но также и состояние ума, которое позволяет весной перенести занятия под тень раскидистого дерева или совместить урок с экскурсией. Подумайте также о том, чтобы визуально связать студии Эйнштейна и да Винчи, – первая может стать источником вдохновения, тогда как вторая предназначена для работы над воплощением идей.

Студия Джейми Оливера: питать ум, тело и душу

Проведя какое-то время за изучением опыта учителей прошлого, наследие которых охватывает века человеческой истории, мы неожиданно обратили взоры на героя современного мира – молодого английского повара и предпринимателя Джейми Оливера. Используя процесс приготовления пищи, древний и уважаемый вид искусства, Оливер дает людям возможность хорошо поесть – и сохранить здоровье.

Будучи фактически педагогом, он говорит с представителями молодого поколения о том, как важно осознать свой потенциал и принять правильные решения, о персональном выборе и реальных путях к успеху, которые можно отыскать вне протоптанной тропы. Но в эпоху, которая ценит обучение в течение всей жизни, идеи Оливера находят понимание и у представителей других возрастных групп.

В сегодняшней школе студия Оливера могла бы выглядеть как кухня, объединенная с кафе. Установите в ней «кухонную станцию», видную всему классу, а также небольшие круглые столики с удобными стульями. Подобно студии Эйнштейна (но в отличие от мастерской да Винчи), класс Оливера не требует четких границ. Это означает, что он не обязательно должен быть ограничен четырьмя стенами и может быть перенесен в помещения для отдыха, а также в школьный двор. Как место для физического, эмоционального и духовного насыщения расположите студию Оливера таким образом, чтобы одновременно обслуживать и студию да Винчи, и студию Эйнштейна.

Как и в других помещениях, дизайн студии Оливера ограничен только условиями конкретного здания, потребностями людей, для которых студия предназначена, и воображением дизайнера. Конечно, деньги имеют значение, но воображение – это важный ресурс, не всегда учитываемый в смете.

Когда вы начинаете размышлять о том, в каких условиях творили великие мыслители, идея класса-фабрики становится все менее привлекательной, и вместо нее в голову приходят более интересные варианты. Если вам не повезло начать работу с нуля, используйте ряд приемов, чтобы применить новые идеи по дизайну в старых зданиях. Их непросто освоить, но результат того стоит.

10 способов избавиться от «коробки»

1. Отбросьте привычную мысленную модель. Помните, что «коробка» класса существует не только в реальном пространстве, но также и в голове. Поставьте себе цель избавиться от устаревшей концепции.

2. Сформируйте группу для работы над проектом. Пусть ваши ученики займутся исследованием новых веяний в области дизайна школ, чтобы найти альтернативные варианты обустройства старого здания.

3. Разработайте матрицу занятий. Решите, какая из учебных методик может быть использована в пространстве класса.

4. Чем мягче, тем лучше. В плане обязательно должны присутствовать уютные сиденья – стулья с мягкими чехлами, подушки, диваны и кресла. Они помогают избавиться от ощущения казенной обстановки.

5. Протестируйте дизайн. Используя миллиметровку и шаблоны для мебели, проверьте разные варианты обстановки, подходящие для различных методик обучения.

6. Соберите пожертвования, найдите спонсоров среди местных предпринимателей. Разработайте и внедрите план по поиску денег на приобретение новой мебели или же (даже лучше!) обратитесь к местным компаниям. Не исключено, что они могут отдать в школу подержанную мебель, которая подошла бы для осуществления вашего проекта. Возможно, местный магазин домашней утвари может пожертвовать краску и другие стройматериалы.

7. Не забывайте об экологии. Используйте проект как один из способов охраны окружающей среды, употребляя экологичные материалы и тратя как можно меньше природных ресурсов.

8. Сделайте это своими силами. Если ученики примут участие в строительных работах, они будут больше любить школу, заботиться о ней и чувствовать удовлетворение от того, что они оставляют что-то для будущих поколений.

9. Разрушьте стены. Если у вас есть немного средств на более серьезные перестройки, подумайте о том, чтобы избавиться от некоторых стен. Это может помочь обучению в команде, создать социальную среду и вырваться из коридоров.

10. Новая обстановка – новые методы. Не забывайте, ради чего все затевалось. Главное – чтобы работа не была проделана напрасно и действительно помогла вам изменить стиль обучения.

Иллюстрации с сайтов:
http://bibliotekar.ru/;
http://www.artoff.ru/;
http://www.cook-talk.com/
Подготовила  по материалам журнала «Edutopia»
Рейтинг@Mail.ru