Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2010

Школьный уклад

Путешествие по своим правам

Проблемы правового образования живо обсуждаются и педагогами, и юристами, и политиками, ведь в последнее десятилетие оно становится важнейшим фактором построения государства и гражданского общества.

Цель гражданско-правовой системы в нашей школе заключается в воспитании гражданина, живущего в демократическом обществе и обладающего:

– знаниями (правовыми, политологическими, экономическими);
– умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать);
– нравственными ориентирами (уважением прав человека, толерантностью, гражданским самосознанием);
– желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Всего этого можно достичь с помощью управляющего совета, социальных служб, организаций, ставящих своей целью развитие и повышение гражданских инициатив в г. Нерюнгри.

В ходе целенаправленной воспитательной и обучающей деятельности планируется внедрение гражданско-правового образования, отвечающего социальному заказу общества на формирование личности школьников, обладающей гражданско-правовой культурой. Это достигается через:

  • ученическое самоуправление;

  • правовой клуб «Ника»;

  • военно-патриотический клуб «Спасатель»;

  • дополнительное образование (кружки и секции);

  • проектную деятельность;

  • внеклассную работу.

Рассмотрим компоненты этой работы подробнее.

Ученическое самоуправление. Объединение «Содружество» создано для работы в сфере воспитания, организации спортивной и досуговой деятельности, развития культурного, исследовательского потенциала учеников. Здесь школьники с 5-го по 11-й класс занимаются по экологическому, профориентационному, спортивно-развлекательному и гражданско-правовому направлениям. В условиях нарастающего экологического кризиса на первый план выходят задачи, связанные с выживанием человека, требующие, чтобы школьники осознавали себя как часть социума, природы и чувствовали себя ответственными за их развитие.

Клуб «Ника» организован в школе для работы по предупреждению правонарушений, укреплению дисциплины, расширению правовых знаний, формированию у учеников активной гражданской позиции. Старшеклассники организуют работу со сверстниками по изучению законов России, республики, Конвенции по правам ребенка и других нормативных документов; взаимодействуют с инспектором ОДН, оказывая посильную помощь в работе с учащимися, состоящими на учете в КДН и ЗП, ОДН; создают методический материал (презентации, разработки «часов общения», памятки) в помощь классному руководителю; участвуют в городских правовых играх; состоят в правовом клубе «Честь и слава» г. Нерюнгри.

Военно-патриотический клуб «Спасатель» принимает самое активное участие во всех мероприятиях военно-патриотического характера внутри школы и на городском уровне. Члены клуба пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек; воспитывают в себе активную гражданскую позицию, участвуя в мероприятиях различного уровня.

Дополнительное образование:

  • Вокальная студия «Радуга» формирует основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к вокальному искусству в музыкальной культуре как одному из важнейших компонентов гармоничного развития личности. Песни подбираются с учетом эстетической, нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности.

  • Школьный театр моды создан с целью трудового и эстетического воспитания учениц, для расширения их кругозора, привития хорошего вкуса, профессиональной ориентации.

Социальное проектирование является одним из существенных элементов развития гражданского сознания учащихся. Работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности, повышает  социальный статус в школе, микрорайоне, открывает новые возможности. Социальное проектирование играет роль «подготовительных курсов» к жизни в гражданском обществе, катализатора формирования собственной системы ценностей через взаимодействие с окружающим миром.

Например, старшеклассники, трудясь над проектом «Правовые знания – школьникам!», не только четче осознали свои положительные качества, но и  определили слабые стороны, над которыми необходимо работать в дальнейшем.

Правовая игра для 5–7-х классов
«Моя жизнь. Мои права»

В качестве примера приведем вариант игры со школьниками. Ее цель – ознакомить детей с основами российского законодательства; вместе проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выявить их причину и указать способы поведения в критических ситуациях.

Старшая вожатая. Здравствуйте, я приветствую вас на нашей правовой игре «Моя жизнь. Мои права»!

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать свое мнение, свободно выбирать путь и верить в собственную уникальность. И только узаконив безусловный приоритет соблюдения прав человека, можно полноценно реализовать себя, выстроить собственную жизнь и дать возможность другому сделать это же. Знание прав позволяет активно участвовать в жизни общества. Наша игра будет проходить как путешествие по станциям. На каждой из них необходимо выполнить задание. Оно оценивается по 5-балльной системе. Классы получат по путевому листу для дальнейшего перемещения. В нем указаны названия станций и баллы, набранные на них. После прохождения всего пути необходимо сдать листы для подведения итогов.

Итак, начинаем. Удачи!

Станция Правовая

Ситуация 1. 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним заключают трудовой договор, назначают день выхода. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ситуация 2. 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И мой старший друг Леша предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!». Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

Ситуация 3. Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их поймали на месте кражи и отвели в милицию. По дороге они говорят, что подросткам всего по 13 лет и поэтому им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

Ситуация 4. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Молодой человек считает: «Ну, подумаешь! Все равно ничего не будет». Прав ли он?

Ситуация 5. Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и сообщил об этом в милицию. Будут ли ребята наказаны?

Ответы:

Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут (статья 173 КЗоТа).

Ситуация 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом они не несут ответственности по его обязательствам (статья 27 ГК). Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки без денег (статья 28 ГК).

Ситуация 3. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления – с 14 лет (статья 20 УК). Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.

Ситуация 4. Статья 135 КЗоТа гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечания, выговор, строгий выговор, увольнение.

Ситуация 5. Уголовного наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УК).

Станция Сказочная

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них с позиции юриста.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Ответ: «Красная Шапочка».)
2. В какой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика, а тот учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, несовместимые с жизнью? (Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. (Ответ: «Волк и семеро козлят».)
4. В этой сказке речь идет о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. (Ответ: «Колобок».)
5. В какой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить эту собственность на части, но не сумевшим это сделать, а в итоге богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью? (Ответ: «Курочка Ряба».)

Станция Закония

Командам необходимо ответить на вопросы теста.

1. Что такое конституция?
а) Книга о приключениях;
б) основной закон России;
в) название шоколада.

2. С какого возраста начинается административная ответственность?
а) С 16 лет;
б) с 18 лет;
в) с рождения.

3. Что находится в ведении УК РФ?
а) Регулирование отношений между людьми;
б) регулирование отношений между преступником и государством;
в) и то, и другое.

4. Кто подлежит призыву на военную службу?
а) Только мужчины;
б) мужчины и женщины;
в) только мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

5. Ребенок – это человек...
а) …который ходит в школу;
б) …не достигший 18 лет;
в) …достигший 18 лет.

Станция Государственная

Командам необходимо решить кроссворд.

По горизонтали:
1. Всенародно избранный глава государства.
5. Интересы человека, записанные в декларации ООН и защищаемые государством.
6. Столица нашего государства.
8. Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой.
9. Государственный символ России, на котором изображен двуглавый орел.
10. Человек имеет право не только на труд, но и на...

По вертикали:
2. Общее право всех граждан.
3. Высший законодательный орган нашей страны.
4. Российский триколор.
7. Основной закон нашей страны.

Ответы:

1. Президент. 2. Равенство. 3. Дума. 4. Флаг. 5. Право. 6. Москва. 7. Конституция. 8. Гимн. 9. Герб. 10. Отдых.

Станция Иллюстративная

Командам необходимо ответить на вопросы к иллюстрациям сказок.

1. Детям предлагаются следующие иллюстрации: Чиполлино у отца в тюрьме; волк и три поросенка; медведь заглядывает в теремок; Иван-царевич держит в клетке жар-птицу. Они должны поставить рисунки около нужной строки текста.
а) Право на владение личным имуществом;
б) право на свободу;
в) право на неприкосновенность жилища;
г) право на жизнь.

2. Рисунок – птицы несут по воздуху лягушку-путешественницу. Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
а) Право на свободное перемещение;
б) право на неприкосновенность жилища;
в) право на образование;
г) право на труд.

3. Рисунок – Балда бьет попа по лбу. Какое право нарушил Балда в этом случае?
а) Право на свободу слова;
б) право на личную неприкосновенность;
в) право на образование;
г) право на труд.

Станция Нарисуй-ка!

Проиллюстрируйте одну из предложенных тем:
1. Право на труд.
2. Право на личную неприкосновенность.
3. Право на образование.
4. Право на отдых и досуг.
5. Право на неприкосновенность жилища.

Подведение итогов. Награждение команд.

Рейтинг@Mail.ru