Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

Наука управлять

Когда неделя длится бесконечно...

Выгорание учителя вредит ученикам

Известно, что через двадцать лет работы в школе у подавляющего большинства педагогов наступает так называемое выгорание. К сорока годам эмоционально сгорают все учителя. И даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами, что выражается в несдержанности, грубости, неуверенности в себе. Об этом рассуждает научный консультант ГЭП «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровьесберегающего пространства округа», к.м.н. Людмила ГОЗУНОВА*.

Нельзя игнорировать стресс!

Нарушение дисциплины учениками, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, неуместные вопросы... Резкие расхождения во мнениях между коллегами и администрацией, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, препоны при продвижении нововведений... Несовпадения в оценке учителем и родителями поведения и знаний ученика, невнимание к воспитанию ребенка, усугубление ситуации при контакте с «неблагополучными» семьями, трудности с детьми, имеющими особенности развития...

Не правда ли, коллеги, все это нам хорошо знакомо?

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от человека больших резервов самообладания, умения управлять собственными реакциями в напряженных ситуациях.

Профессиональное выгорание представляет собой набор негативных психических переживаний, истощение от длительного напряжения, так как учительская практика связана с интенсивным межличностным взаимодействием.

У этого явления две составляющие. Первая характеризуется эмоциональным стрессом. Его могут вызвать следующие обстоятельства:

– острая психическая травма;

– длительное перенапряжение;

– затянувшаяся и тщательно скрываемая конфликтная ситуация;

– беспорядочная смена деятельности в течение дня;

– нарушение привычного ритма жизни;

– испуг;

– частые огорчения;

– болезнь или смерть близких, неприятные известия;

– необходимость сдерживать себя, свои желания, чувства;

– противоречия между «я должен» и «я хочу».

Воздействие этих и многих других факторов может развиваться и проявляться по-разному. Различают три фазы стресса: тревога, сопротивление и истощение.

Тревога означает, что наш организм готов сразиться с возникшими трудностями. Такое состояние предназначено природой для экстремальных ситуаций, но его качества двойственны: с одной стороны, они предупреждают, мобилизуют, с другой – приводят человека к панике.

Нельзя игнорировать это чувство. То, что нас тревожит, заслуживает пристального внимания уже потому, что лишает покоя. Нужно отнестись к себе с пониманием: научиться распознавать, как проявляется тревожность, что нового появилось в поведении, каковы причины беспокойства; определить для себя методы устранения возникшего эмоционального срыва. Случается, что человек сначала не замечает своего плохого настроения и неважного самочувствия, а потом привыкает так жить. Необходимо понимать, что с вами происходит.

Если мы справились с трудностью, вступает в силу обратный механизм. Это фаза сопротивления.

Далее может произойти переход к фазе истощения. Если человек продолжает переживать трудности, нервничает после их исчезновения, то возникают «застревание» в ситуации и эмоциональный срыв, который развивается по двум сценариям – депрессия или агрессия. Проявления эмоционального срыва каждый испытывал на себе не раз. Депрессия характеризуется нарушением сна, пассивностью, усталостью, унынием, желанием поплакать. Выражения агрессии – это раздражительность, несдержанность, тревожность.

Вторая составляющая выгорания – профессиональная деформация учителя. Это – изменение личностных качеств человека, обусловленное специфическими стрессогенными факторами в работе. В педагогической деятельности под такими факторами в основном подразумеваются взаимоотношения, в частности, потребность изменить положение вещей и других людей и невозможность это сделать.

В момент действия стресса организм защищается. В системе отношений срабатывает психологическая защита. И для этого, как правило, используются сильные качества личности.

При повторении похожей ситуации поведение учителя закрепляется как стереотип. Там, где он появляется, обнаруживается негибкость в реагировании, поэтому при взаимодействии с разными людьми при схожих условиях зачастую мы реагируем одинаково.

Когда вам хочется на природу…

Синдром профессионального выгорания проходит в своем развитии три стадии. На первой изменяется работа произвольного поведения, забываются травмирующие моменты жизни, появляются провалы в памяти. Специалист не помнит, внес ли он запись в документацию; задал ли вопрос и какой был получен ответ; происходит сбой в выполнении двигательных действий и т.д. Обычно на эти симптомы мало кто обращает внимание, их в шутку называют «девичьей памятью».

В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических перегрузок и личностных особенностей специалиста формирование данного этапа длится до трех–пяти лет.

Вторая стадия характеризуется снижением интереса к работе, потребности в общении, в том числе с семьей и друзьями. Не хочется видеть школьников, коллег, родителей учеников. В четверг – ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо долго.

Далее апатия нарастает, появляются устойчивые психологические симптомы, то есть нарушается сон, нет сил (особенно к концу недели), головные боли по вечерам, «мертвый» сон без сновидений или, наоборот, невозможность заснуть. Учащаются простудные заболевания, нарастает раздражительность, любая мелочь начинает выводить из себя, хотя раньше этого за собой человек не замечал. Время развития данной стадии – от 5 до 15 лет.

Третья стадия – собственно личностное выгорание. Происходит полная потеря интереса к работе, жизненному общению, наступают эмоциональное безразличие, отупение, постоянно отсутствует энергия. Человек стремится к уединению, ему приятнее общаться с природой, животными, нежели с людьми. Этап профессионального выгорания может формироваться от 10 до 20 лет.

Зачастую отсутствие в классе дисциплины, грубость детей вызваны личностными особенностями их наставников.

Начнем с себя

Зачастую отсутствие в классе дисциплины, непослушание, грубость детей вызваны такими личностными особенностями их наставников, как повышенная изменчивость настроения, раздражительность, нерешительность, тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень открытости. Как те или иные факторы воздействуют на наших учеников?

  • Фактор тревожности и сверхконтроля поведения со стороны учителя через доминирование или гиперопеку приводит к снижению социальной активности ребенка и затрудняет формирование его личности. Это то, что мы называем авторитарностью.

  • Если в работе преобладают словесные формы обучения и воспитания, то это входит в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, что негативно влияет на результаты учебной деятельности.

  • При влиянии поведенческой агрессивности педагога на фоне неадекватной самооценки неосознанно провоцируются ответные реакции учеников.

  • Равнодушие, формальное отношение к чувствительному, несбалансированному и незащищенному ребенку разрушает личностно-эмоциональное общение и не способствует решению проблем такого ученика.

  • Фактор неадекватного отношения к себе показывает, что воспитатели и учителя слабо разбираются в своих собственных проблемах. Не умея правильно оценить и принять свою личность, они не в состоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых очень важно принятие окружающими.

Действительно, педагогу очень сложно дифференцировать свои собственные ощущения, эмоции, потому что вся его педагогическая деятельность и личная жизнь больше направлены вовне, внимание сосредоточено на учениках и своей работе.

Таким образом, чтобы не оказывать пагубное влияние на детей и позаботиться о своем здоровье, нужно начинать с себя.

Если хочешь не кричать – закаляйся!

Пути преодоления эмоционального срыва всем хорошо знакомы:

  • укрепление здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и пр.;

  • изменение ситуации, то есть, насколько это возможно, избавление от того, что вызывает беспокойство;

  • перемена отношения к ситуации (с помощью самовнушения следует выработать безразличие к чувству тревоги).

Эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания является использование способов саморегуляции, к которым относятся:

  • управление мышечным тонусом;

  • правильное дыхание;

  • положительные мыслительные образы.

Кроме того, существуют естественные способы регуляции организма, включающие длительный сон, движение, общение с природой, обращение к искусству, баню, бассейн, массаж.

Однако насколько осознанно мы применяем эти правила на практике, выработана ли у нас привычка реагировать, отслеживать, понимать себя? Порой без помощи грамотного специалиста здесь не обойтись.

На сегодняшний день, насколько я знаю, во многих образовательных учреждениях – в первую очередь в «Школах здоровья» – все, что касается здоровьесбережения педагога, делается за счет ресурсов и инициатив руководителя учреждения. Но, во-первых, проблема – в отсутствии в системе образования ведомственной медицины. Во-вторых, педагоги-психологи в наших школах имеют право заниматься только детьми, а с учителями должен работать совершенно другой специалист – либо психолог «для взрослых», либо врач-психотерапевт.

Нужно сделать эту часть работы с педагогами профессионально грамотной исходя из условий, имеющихся в образовательных учреждениях. Возможно, нужно обращаться с новыми предложениями в вышестоящие организации. Все-таки сейчас Год учителя – и, может быть, нам пойдут навстречу.

________________

* Материал подготовлен на основе доклада «Профессиональное эмоциональное выгорание учителя», прозвучавшего в ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 29 г. Москвы на городском семинаре для руководителей ОУ «Здоровьесбережение участников образовательного процесса как фактор обеспечения качественного образования».

Публикация статьи произведена при поддержке мультибрендового интернет-магазина матрасов «Matrashop.ru». В ассортименте магазина, расположенного по адресу www.matrashop.ru, представлены самые качественные ортопедические матрасы известных производителей в широкой ценовой гамме и спальные принадлежности к ним. Подробное описание моделей матрасов, консультации менеджеров магазина позволят вам подобрать наилучший матрас по приемлемой для вас цене и чехлы, простыни, одеяла, наматрасники, подушки и кровати к нему.

Рейтинг@Mail.ru