Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

Личное дело

Встреча со своей звездой

Говорят, каждый рожден под своей звездой. А иногда добавляют: «Под счастливой или несчастливой». Но прав, по-моему, тот, кто утверждает, что мы сами выбираем свою судьбу.  В этом смысле моя встреча со своей звездой состоялась. Мне доверили самое дорогое и ценное – детей. И от меня зависит, какими они станут. Я не замечаю, как стремительно летит время, потому что люблю свое дело и постоянно чувствую, что нужна детям.

Вспоминаю первые годы, когда стала учителем.

У меня пятый, шестой и одиннадцатый классы. Как увлечь их? Чем заинтересовать? Младших детей я начала знакомить с литературой через сказки – Пушкина, Андерсена, русские народные…

Взрослели ученики, и «взрослела» литература. Мы открывали для себя творчество Толстого, Некрасова, Гоголя, Лермонтова, Шолохова, погружались в чтение Пастернака, Гумилева, Ахматовой, Цветаевой, Бунина… Как много интересных часов подарили они нам! Литература учит понимать жизнь, чувствовать красоту родного языка. И я счастлива, что преподаю такой удивительный предмет!

Но вернусь к ученикам. Работая в школе, довольно быстро осознаешь, что каждый ребенок – одаренный. Речь не о самородках, тех, кто самостоятельно добивается всеобщего признания. Такие таланты единичны.

Задумываясь о потенциале своих воспитанников, педагоги нашего образовательного учреждения пришли к выводу, что программа, которую должны освоить дети в начальной школе, сложна и без специальной подготовки ее не осилить. Так у нас появилась студия дошкольного образования «Чудетство». Она существует с 2008 года.

Девиз студии – «Присоединиться, помочь, вовремя отойти в сторону, позволяя идти своим путем». В «Чудетстве» нет зубрежки предметов и авторитарных наставлений преподавателей. Здесь главные герои – дети. А вокруг них – замечательный мир, полный новых знаний, интересных игр и друзей.

Наша задача – помочь ребенку выявить склонность к той или иной сфере творчества, где он сможет с наибольшей полнотой раскрыть свое «я». Мы начинаем заниматься с ребятами с достаточно раннего возраста (с трех лет). И уже первая программа включает в себя те предметы, которые необходимы для разностороннего развития малыша, раскрытия в нем тех способностей, что заложены природой.

Главная задача – адаптировать будущие школьные дисциплины, учитывая совсем юный возраст учащихся. Большинство занятий проводится в форме игры, когда дети осваивают материал, не осознавая, что это учеба. При разработке содержания образовательного процесса учитывались его доступность, развивающий и воспитывающий характер, занимательность, последовательность в усложнении материала, установление связей и зависимостей между частями целого.

По каждому предмету с дошколятами занимаются преподаватели, выработавшие к ним особый подход (у всех наставников непременно есть образование учителя начальных классов). Но мы убеждены в том, что педагог, помимо профессиональных качеств, должен быть интересной личностью. В этом случае ребенок увлечется и предметом, и самим процессом познания.

Работа «Чудетства» не ограничивается лишь занятиями в школе. Это еще и совместные поездки в театр, прогулки на природе, празднование дней рождения в развлекательных центрах и парках семейного отдыха. Важный момент – постоянный контакт педагога с родителями, которые видят, как развивается их малыш. Ведь как бы ни были универсальны программы и замечательны преподаватели, без контакта с семьей полноценного обучения не получится.

В школе каждый день наблюдаешь за детьми разных возрастов. И если наши самые маленькие ученики еще только начинают познавать мир, то ребята постарше уже ищут ответы на серьезные вопросы.

Расскажу об одном эпизоде, глубоко тронувшем меня, после которого я (в который уже раз!) подумала о том, как счастлива в своей профессии.

В начале учебного года тысячи учеников писали сочинения о том, как провели летние каникулы. Но тема «Лето, которое меня изменило» заставила подростков подойти к заданию совсем по-другому.

Сюжет для своей работы ученица 9-го «А» класса Нурзиля Сафарова выбрала не сразу. К раскрытию этой темы мы пришли вместе. Сначала были черновые наброски, затем появился первый вариант сочинения, который стал скорее выплеском эмоций.

Вместе мы садились, размышляли и пробовали передать словами то, что переполняло душу девушки: «…Это была моя сестра. Она забралась на мою кровать... Когда я открыла глаза, малышка посмотрела на меня своими голубыми мудрыми глазенками и, растянув в улыбке беззубый рот, пролепетала: “Апай”. По-татарски так уважительно называют старшую сестру. Это было ее первое слово! Я стала тормошить и целовать ее, а она улыбалась и повторяла свое первое слово. Вот оно – счастье! Я никому не могла рассказать о том, что пережила за эти два месяца. Но моя младшая сестренка оказалась мудрее меня! Это лето изменило меня, мою жизнь. Трудно отказываться от своих желаний, радостей, но если ты полезен кому-то – это счастье. Мне стыдно вспоминать о том, какой я была, но я рада, что Эльвина помогла мне посмотреть на этот мир другими глазами».

Работа моей ученицы покорила сердца жюри Всероссийского конкурса сочинений «Каникулы, которые меня изменили». О победе мы узнали из телефонного звонка. «Кинозал – в награду» – таков был приз для победителя. Половина нашей школы вместе с Нурзилей отправились на просмотр фильма в Оренбург, в кинотеатр «Космос». Там девушку окружили фотографы и корреспонденты местных изданий. В одном из своих интервью Нурзиля сказала: «Я счастлива, что победила, но говорить, что это только моя победа, неправильно. Это победа моей школы, моих учителей».

Эти ее слова – самая высокая награда за мой труд.

Рейтинг@Mail.ru