Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2010

Тема номера

Научить детей работе корреспондента

Технология ИСУД как дидактический ресурс на уроках природоведения

Моя цель – быть готовой в любой момент на уроке создать для ученика ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения, полезного для развития. Но сделать это невозможно без владения управленческими навыками.

Сегодня педагог должен быть управленцем, владеющим содержанием и методологией предмета, знающим закономерности познавательных процессов ученика и умеющим применять их в реальном учебном процессе.

Учителю-управленцу необходимо:

  • знать требования к уроку и использовать их при проектировании учебного процесса;

  • уметь общаться с детьми, коллегами, родителями; применять приемы, социализирующие и развивающие ребенка средствами учебного процесса;

  • пользоваться управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация);

  • владеть навыками обобщения и передачи своего опыта.

О педагоге можно сказать, что он компетентен в своей профессии, только тогда, когда он в полной мере овладеет управленческими навыками.

В проблемно-творческой группе ГЭП мною были освоены разнообразные формы деятельности по проектированию вариативного образовательного процесса. Для учителя это означает вариативность форм и способов обучения каждого ребенка.

Ниже приведены несколько приемов, наиболее успешно применяемых на уроках природоведения.

1. Задание на сопоставление понятий, объектов, явлений, качеств и пр.

Данный прием можно использовать на этапе проверки домашнего задания и актуализации знаний учащихся для успешного освоения новой темы. Например, в одном задании нужно соединить стрелкой название животного и его постройки. В другом – определить, какие объекты относятся к горным породам, а какие – к минералам.

Мышь

Хатка

Бобер

Берлога

Ласточка

Норка

Медведь

Дупло

Дятел

Гнездо

 

Горные породы

Мел

Песчаник

Кварц

Минералы

Слюда

 

Глина

 

Гранит

 

Полевой шпат

2. «Внимательный ученик»

Благодаря этому приему дети могут сами вывести тему урока. Им раздаются карточки с буквами; повторяющиеся нужно зачеркнуть, а из оставшихся – сложить название.

Данный прием можно использовать и фронтально. Задание то же, но буквы написаны на доске.

Кинестетикам предлагается набор букв.

Фото А.Степанова

3. Заполнение таблицы после прочтения текста

Применяется на этапе организации восприятия и осмысления учениками новой информации.

После изучения в 3-м классе темы «Какие бывают животные» детям предлагается заполнить таблицу. Но каждый выполняет это задание по-разному.

«Правополушарникам» следует заполнить часть таблицы, где слева перечислены группы животных, а справа требуется записать их признаки.

Группы животных

Признаки группы

1. Черви

 

2. Моллюски

 

3. Иглокожие

 

4. Ракообразные

  

5. Паукообразные

 

6. Насекомые

 

7. Рыбы

 

8. Земноводные

 

9. Пресмыкающиеся

 

10. Птицы

 

11. Млекопитающие

 

«Левополушарникам» нужно заполнить часть таблицы, где признаки, по которым можно определить группу, написаны справа.

Группы животных

Признаки или представители группы

 

Дождевые черви, пиявки

 

Мягкое тело защищено раковиной

 

Имеются иголки

 

Раки, крабы, креветки

 

Имеют 8 ног

 

Имеют 6 ног

 

Тело покрыто чешуей

 

Часть жизни – на суше, часть – в воде. Кожа голая, нежная

 

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

 

Тело покрыто перьями

 

Тело покрыто шерстью

«Равнополушарники» заполняют часть таблицы, где надо определить и группу животных по их признакам, и признаки животных, присущие данной группе.

Группы животных

Признаки группы

1. Черви

 

2.

Мягкое тело защищено раковиной

3. Иглокожие

 

4.

Раки, крабы, креветки

5. Паукообразные

 

6.

Имеют 6 ног

7. Рыбы

 

8.

Часть жизни – на суше, часть – в воде. Кожа голая, нежная

9. Пресмыкающиеся

 

10.

Тело покрыто перьями

11. Млекопитающие

 

Данный прием имеет огромный дидактический потенциал. Он позволяет развивать все свойства внимания, все виды памяти, коммуникационные и организационные навыки, а также мыслительные процессы: анализ, сравнение, синтез, логику и вывод.

Разнообразные формы домашнего задания также обеспечивают необходимую вариативность учебного процесса, особенно если при его индивидуализации учитывается уровень развития мотивационно-потребностной сферы ученика и значимые для него социальные факторы.

Приведем примеры различных домашних заданий

1. «Корреспондент».

Поговори с родителями и выясни, что им известно по данной теме. Сообщи им, что знаешь ты. Расскажи в классе, что тебе удалось узнать из расспросов старших.

2. Составь план-схему параграфа («шпаргалку»).

План-схема будет служить «шпаргалкой» при ответе на следующем уроке. Ученику может достаться «шпаргалка», сделанная другим ребенком.

3. Составь анаграммы к терминам и понятиям, изученным на уроке.

4. Составь математические задачи на тему урока.

5. Составь тест по материалу параграфа или всей темы.

6. Составь графический или цифровой диктант.

 

Рейтинг@Mail.ru