Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2010

Тема номера

Рекомендации по использованию диагностических данных об особенностях ИСУД обучающихся в практической работе учителя-предметника

Уважаемый читатель!

Предлагаемые рекомендации представляют собой информационный материал для учителя, осваивающего и реализующего технологию учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД). Этот мини-справочник составлен по принципу необходимости и достаточности, включает данные результатов исследований различных специальных наук, составляющих современную систему педагогического знания.

Данные рекомендации эффективны в качестве информационной поддержки при проведении обучающих семинаров и деловых игр по освоению технологии ИСУД.

_______________________

Памятка подготовлена по материалам книг: А.Л. Сиротюк. Обучение с учетом психофизиологии. (М., 2002); А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. Эффективный учитель. (Р/Д, 1995).

Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой или самооценкой уровня обучаемости

  • Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал, изложение и представление которого займет не более 7–8 минут.

  • Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для визуалов, аудиалов и кинестетиков.

  • Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы.

  • Учитель организует самостоятельную работу учащихся, в ходе которой они отвечают на пять вопросов:

1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала (воспроизведите факт, событие, назовите новый термин, формулу и т.д.).
3. Выполните задание по образцу.
4. Выполните задания в измененной ситуации.
5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью.

Если все задания выполнены правильно – можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника.

Если ученик справился с четырьмя заданиями – это говорит о втором, прикладном уровне обучаемости.

Если выполненными оказываются три задания – данный ученик демонстрирует первый, репродуктивный уровень обучаемости.

(Модифицированная методика П.И. Третьякова  и И.Б. Сенновского, 1997 год).

Педагогическая диагностика уровня владения учеником общеучебными мыслительными навыками на уроках

Когда: после зачетной работы по теме.

Как: в виде письменной работы определенного вида.

1. Анализ:

– найди соответствие;
– выбери только то, что относится к данному предмету;
– определи различия.

2. Синтез:

– выясни, о чем идет речь (перечень терминов);
– назови одним словом;
– найди общее.

3. Сравнение:

– сравни два объекта;
– два процесса;
– две личности.

4. Установление причинно-следственных связей:

– определи, что пропущено;
– восстанови порядок этапов процесса;
– закончи перечень терминов, дат, чисел.

5. Вывод:

– сделай предположение о причинах процесса;
– сделай вывод на основании результатов опыта;
– реши задачу;
– проделай мысленный опыт и сделай вывод.

Педагогические наблюдения по определению ведущей модальности учащихся

Ведущая модальность при приеме информации

Наблюдения за учеником

Визуальная

Когда учитель что-то рассказывает, ребенок часто смотрит вверх, как будто представляет себе сказанное. Если зачитывается материал из учебника, он всегда следит по тексту. Тетрадь такого ученика очень аккуратна, записи чистые, исправлений нет (ошибки он обязательно замазывает). Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. При написании диктантов может пропустить два-три слова. Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости: схемы, рисунки, видеофрагменты.

На уроке чаще спокоен, редко включается в возникающий конфликт

Аудиальная

Когда читает текст, для лучшего понимания проговаривает его про себя. Отвлекается гораздо чаще, чем визуалы. Обычно хороший имитатор, может повторить слово в слово то, что говорил учитель, даже если казалось, что не слушал. Хуже вычисляет в уме, чтобы осознать вопрос, ему нужно проговорить его вслух. Лучше работает сам, когда в классе тишина, или если сидит отдельно от других. В письменных работах могут страдать слог и пунктуация. Такой ученик лучше расскажет, чем напишет

Кинестетическая

Постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу. Если вместе сидят два кинестетика, то за урок будут минимум две потасовки. Хорошо работает с моделями, составляет слова из слогов на карточках, предложения из слов. Всегда готов включиться в игру, в которой правила или законы осваиваются через движение, осязание

 

Модальность входа – сенсорный канал, по которому поступает информация (способ восприятия).

Модальность выхода – сенсорный канал, по которому демонстрируются внимание, запоминание данной информации (способ «выдачи» информации).

Вход

Выход

Способ диагностики

Визуал

Кинестетик

Возьмите набор мелких предметов, которые легко определяются как визуально, так и кинестетически, – монетки, скрепки, пуговицы и т.п. – всего по 2 штуки. Разделите все это на 2 одинаковые части. Сядьте за стол лицом к ребенку. Поставьте на стол ширму или другую перегородку (например, большую книгу). Разложите ваш набор в определенной последовательности. Уберите перегородку и попросите ученика запомнить, в каком порядке лежат предметы.

Через минуту поставьте перегородку обратно и попросите ребенка сложить свои предметы в той же последовательности.

Когда он закончит, уберите перегородку и оцените правильность выполнения задания

Визуал

Аудиал

Ученик смотрит на разложенные предметы, потом вы ставите перегородку, а он рассказывает, что запомнил

Аудиал

Кинестетик

Поставьте перегородку, разложите предметы, а потом расскажите, в каком порядке они лежат. Ребенок должен разложить предметы, учитывая услышанное

Аудиал

Аудиал

Расскажите о порядке лежащих перед вами предметов. Не видя из-за перегородки вашей раскладки, ученик должен повторить устно, что вы сказали

Кинестетик

Аудиал

С закрытыми глазами ребенок ощупывает разложенные предметы, а затем рассказывает, в каком порядке они лежат

Кинестетик

Кинестетик

Не глядя, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом открывает глаза и складывает свои в том же порядке

 

Памятка для учителя  по определению уровня развития внимания и памяти методом педагогического наблюдения  для составления матрицы ИСУД ученика средней школы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Внимание

Объем

Одновременно удерживает в зоне активного внимания

1 объект

2–3 объекта

4–5 объектов

Распределение

Умеет одновременно выполнять

лишь одно действие:

или пишет, или читает, или слушает,

или разглядывает

два действия:

слушает и записывает, читает и анализирует, разглядывает и записывает

более двух действий: например, слушает, записывает и отслеживает по книге

Концентрация

Любой посторонний раздражитель отвлекает от выполнения задания

От выполнения задания отвлекают вход в класс постороннего человека, вопрос, заданный другим учеником, громкий звук за окном и т.д.

При выполнении задания практически не отвлекается на посторонние раздражители, если это не касается лично его

Устойчивость

Произвольное внимание практически не сформировано, устойчивость можно поддержать только извне сильным раздражителем

Демонстрирует хорошее развитие после произвольного внимания, если интересно, может долго работать

Хорошо развито произвольное внимание: может заставить себя сосредоточиться на выполнении задания

Память

Словесно-логическая

С трудом запоминает формализованную информацию – правила, формулы

Может запомнить информацию, выраженную формально,

но допускает ошибки

Легко запоминает новые термины, понятия, хорошо запоминает формулы, правила и т.д.

Образная

Плохо запоминает информацию, если она представлена в виде образа – рисунка, схемы, модели, художественного образа

Может запоминать подобную информацию, но делает ошибки

Легко запоминает информацию, представленную в виде художественного или реального образа

Эмоциональная

Практически не опирается на ощущения, чувства при воспоминании

Чувства могут стать «якорем» при запоминании, но этого может и не произойти

Хорошо запоминает пережитое, если оно затронуло чувства

 

Внутренние ресурсы учебного успеха ученика, проявляющиеся в его ИСУД

Внимание

Объем внимания – количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью (у детей обычно от 2 до 4–5).

Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнении действий с ними (слушать – смотреть, писать – анализировать услышанное и т.д.).

Концентрация внимания – сила сосредоточения на деятельности. Измеряется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь. Если любой шепот отвлекает – концентрация низкая.

Устойчивость внимания – время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание. Наиболее устойчиво послепроизвольное внимание.

Память:

  •  словесно-логическая (умение запоминать информацию, поданную в вербальной форме, в виде формул, понятий);

  •  наглядно-образная (умение запоминать наглядные образы, цвет, рисунок, звуки и т.д.);

  •  эмоциональная (умение запоминать прочувствованное).

Модальность:

  • аудиальная;

  • визуальная;

  • кинестетическая.

Функциональное доминирование полушарий:

  • доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и анализу (левополушарные люди);

  • доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение, склонность к обобщению (правополушарные люди);

  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Коммуникативные ОУУН:

  • монологическая речь;

  • активное слушание;

  • диалог;

  • работа в группе.

Организационные ОУУН:

  • планирование;

  • самооценка;

  • рабочее место, тетрадь.

Информационные ОУУН:

  • смысловое чтение;

  • сворачивание информации;

  • разворачивание информации;

  • медиатехнологии (ПК, библиотеки и др.).

Мыслительные навыки:

  • простой анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • логика;

  • вывод.

Уровень мотивации

Какой уровень достаточен для выполнения данного задания

  •  Базовый – ученик мотивирован на изучение предмета мотивами «избегания»: чтобы не ругали, не приставали.

  •  Познавательный ведущий мотив – любопытство, интерес чаще всего проявляется как непроизвольный.

  •  Социальный ведущий мотив – деятельность вместе со всеми, «я не хуже других», «и я так могу».

  •  Социально-духовный – мотивация к изучению предмета личностно оправдана: «Я осознаю, зачем мне надо изучать этот предмет»; ученик демонстрирует максимально возможный для себя уровень произвольности в обучении на этом уроке.

Примерный перечень форм учебной работы для составления индивидуальной программы развития уровня владения ОУУН

Основные группы ОУУН

Состав умений

и навыков

Формы учебной работы,

развивающие данные навыки

1. Учебно-организационные

1.1. Умение ставить учебную задачу

Самостоятельно планировать этапы деятельности в начале изучения темы

1.2. Умение планировать

свою деятельность

Составлять и использовать алгоритмы по различным видам деятельности на каждом этапе; планы на день, неделю, месяц с мониторингом результатов

1.3. Навык организации рабочего места

Составлять списки необходимого материала для работы; оптимально организовывать учебное место

1.4. Навык выбора оптимального способа работы

Уметь выбрать комфортный для себя способ работы; знать свой ИСУД

1.5. Умение прогнозировать результаты

В начале работы предполагать результат и выводы

1.6. Навык самоконтроля и самооценки

В конце работы сопоставлять реальный результат с прогнозом, «работать над ошибками»

1.7. Умение руководить работой группы или быть ее участником

Распределять работу между участниками, обеспечить всех необходимыми ресурсами, помогать по ходу выполнения, проанализировать результат и роль каждого участника.

Выполнять свою часть задачи в соответствии с общей целью, участвовать в проектной работе

2. Учебно-информационные

2.1. Навык смыслового чтения

Больше читать научно-популярной литературы по предмету; упражнение «слепой текст».

Подчеркивать главное при чтении; составлять развернутые планы.

Составлять тестовые задания по теме

2.2. Навык анализа наблюдений

Описывать по алгоритму процессы и объекты, мониторинг изменений объекта

2.3. Навык анализа ощущений

Описывать свое отношение, личные чувства после просмотра фильма, прочтения книги

2.4. Умение «сворачивать» информацию

Представлять текст параграфа в виде таблицы, схемы, интеллект-карты, графиков, составлять опорные конспекты, кроссворды

2.5. Навык «разворачивания» информации

Подробно описывать таблицы, схемы, интеллект-карты, графики, опоры

2.6. Умение использовать справочную литературу

Постоянно иметь на столе справочники, энциклопедии, научно-популярные издания

2.7. Библиографическая грамотность

Пользоваться библиотекой, систематизировать свои книги дома

2.8. Навык поиска информации с помощью ТСО

Искать дополнительную информацию в Интернете, смотреть и анализировать фильмы о природе

3. Учебно-интеллектуальные (мыслительные)

3.1. Умение выделять главное

Подчеркивать при чтении карандашом главные мысли

3.2. Умение логически мыслить

Создавать развивающие задания по теме

3.3. Умение сопоставлять

Сравнивать объекты по выделенным характеристикам

3.4. Умение сравнивать

Выделять характеристики для самостоятельного сравнения и сопоставлять объекты, процессы, теории и т.д.

3.5. Умение обобщать

Давать названия отдельным частям текста, создавать задания типа «назови одним словом».

Систематизировать разные термины и понятия, давать названия группам терминов

3.6. Умение устанавливать аналогии

Проводить аналогии с другими областями знаний

3.7. Умение классифицировать и систематизировать

Создавать картотеки систем терминов и понятий; сворачивать в системы понятий или в интеллект-карты термины одной темы

3.8. Умение действовать по алгоритму

Выполнять задания по образцу: решать задачи, описывать объекты и процессы

3.9. Умение рационально запоминать

Знать способы запоминания, наиболее успешные для собственного ИСУД

4. Учебно-коммуникативные

4.1. Владение монологической речью

Готовить доклады, устные развернутые ответы

4.2. Навык активного слушания

Готовить дома вопросы по параграфу – из текста и к тексту – для использования на уроке

4.3. Навык ведения диалога

Активно участвовать в учебных беседах, обсуждениях

4.4. Навык работы в полилоге (дискуссии, обмен мнениями

в группе)

Готовиться к дискуссии, участвовать в обсуждениях, коллективных и групповых работах

 

Рекомендации по использованию диагностических данных о доминировании полушарий головного мозга детей в практической работе учителя-предметника

Операциональный этап

«Правополушарники»

«Левополушарники»

Восприятие информации

Целостное.
Внимательны к интонациям.
Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия.
Среди них есть визуалы

Дискретное.
Смысловая сторона речи.
Чаще аудиалы, реже визуалы

Переработка информации

Быстрая.
Иногда – мгновенная

Последовательная.
Медленная

Интеллект

Интуитивный

Логический

Эмоции

Экстравертированность.
Легко «выходят из себя»

Чаще – интровертированность.
Практически «не выходит из себя»

Память

Наглядно-образная.
Смысловая

Словесно-логическая.
Часто «механическая»

Мышление

Оперирование образами.
Систематизация по реальным критериям.
Легко оперируют трехмерными моделями.
Ставят «мысленные эксперименты»

Оперирование цифрами, знаками.
Систематизация по формальным критериям.
Двумерное (на плоскости)

Деятельность

Приверженность к практике: интересует сам процесс.
Задания с точным сроком выполнения

Приверженность теории: интересует результат.
Задания с неограниченным сроком выполнения

 

Мотивационный этап

«Правополушарники»

«Левополушарники»

Пространственная организация

Рабочая полусфера доски

Левая

Правая

Цветовая организация

Светлая доска – темный мел

Темная доска – светлый мел

Условия, необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации

Гештальт (образы).

Контекст.

Связь информации с реальностью, практикой.

Творческие задания.

Эксперименты.

Музыкальный фон.

Речевой и музыкальный ритм

Детали.

Технологии.

Абстрактный линейный стиль изложения информации.

Неоднократное повторение учебного материала.

Тишина на уроке.

Векторы мотивации

Завоевание авторитета.

Престижность положения

в коллективе.

Установление новых контактов.

Социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности.

Глубина знаний.

Высокая потребность в умственной деятельности.

Потребность в образовании

 

Этап диагностики и коррекции знаний

«Правополушарники»

«Левополушарники»

Самоконтроль

Не всегда контролируют правильность речи.
Допускают смысловые пропуски

Высокий самоконтроль правильности речи

Характерные

ошибки

Ударные гласные.
Ошибки в словарных словах.
Пропуски букв, описки.
Имена собственные часто пишут со строчной буквы

Замена одних согласных другими.
Падежные окончания.
Написание лишних букв.
Пропуск мягкого знака.
Безударная гласная в корне

Методы проверки

Устный опрос.
Вопросы «развернутого» типа

Решение задач.
Выбор готового варианта ответа из нескольких

 

Учебные предметы

Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием

правого полушария

левого полушария

Математика

Задания на синтез и на время;
работа в группе;
формулировки теорем;
оперирование пространственными связями;
задания в картинках;
геометрия;
схемы, таблицы

Анализ;
работа в одиночку;
доказательство теорем;
оперирование знаниями на плоскости;
задания в виде символов;
алгебра

Иностранный язык

Ролевые игры;
работа с карточками, картинами, фильмами;
групповые задания;
активный диалог, диспут, дискуссия;
инсценировки, интервью;
«верстка» законченных текстов из необходимых частей;
проверка на уроках;
использование речевых и музыкальных ритмов

Усвоение правил и грамматических конструкций;
обучение других;
лингафонное обучение;
проверка после уроков;
задания на поиск ошибок;
многократное повторение;
логическое дробление текстов и слов на части

Естественные науки

Мозговой штурм;
просмотр фильма;
выделение сути;
прогнозирование;
выявление сходства разных объектов;
сравнение фактов;
выделение важнейших моментов в процессах;
обобщение;
экскурсии, путешествия

Анализ подробностей объектов и процессов;
анализ результатов;
логические задания;
выявление различий;
создание категорий;
выявление деталей;
работа по алгоритму

Словесность

Сочинения;
составление слов и предложений из частей;
чтение с пересказом;
чтение по ролям;
задания на правописание;
нахождение взаимосвязей в тексте;
нахождение отрывков в тексте по смыслу;
найти слово по его смыслу

Анализ рассказа;
разбор слов и предложений по составу;
прослушивание текстов;
обучение других;
задания на поиск ошибок;
применение правил;
точность употребления слов;
многократное повторение;
сопоставление текстов;
нахождение смысла незнакомого слова

 

Учет уровня развития мотивационно-потребностной  сферы ученика

Социально-духовный:

  • предъявление учебных требований;

  • информирование об обязательных результатах обучения;

  • целеполагание на каждый вид деятельности на уроке:

  • ситуация познавательных затруднений;

  • оценка своей деятельности и коррекция;

  • прогнозирование своей будущей жизнедеятельности;

  • формирование ответственного отношения.

Социальный:

  • развитие гражданской позиции;

  • поиск положительного идеала;

  • создание ситуаций взаимопомощи;

  • ситуации проявления эмпатии (сопереживания);

  • заинтересованность результатами общей работы;

  • взаимопроверки;

  • рецензирование.

Познавательный:

  • опора на жизненный опыт;

  • учет вектора познавательных интересов;

  • создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика;

  • побуждение к поиску альтернативных решений;

  • выполнение творческих заданий (по желанию);

  • предъявление заданий на смекалку;

  • «мозговой штурм».

Базовый, эмоциональный:

  • поощрения и порицания;

  • учебно-познавательные игры;

  • создание ярких наглядно-образных представлений;

  • создание ситуации успеха;

  • стимулирующее оценивание;

  • свободный выбор заданий;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

Виды домашней работы

1. Перевод «с русского на русский» – читай сложные предложения текста и пересказывай другими словами (письменно, не менее 10 предложений).
2. Поставь 10 вопросов «к тексту» (ответы содержатся в тексте), 5 вопросов «из текста» (прямых ответов в тексте нет).
3. Составь 10 суждений по тексту параграфа – правильных и неправильных (или цифровой диктант), оформи их на отдельном листе формата А5. На обороте напиши ответы в виде двоичного кода (0 – нет, 1 – да).
4. Выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе формата А5 (до 15 слов). Перескажи по этим опорным словам содержание – разверни информацию.
5. Конкурс на шпаргалку для устного ответа (с использованием бумаги формата А5). В ней может быть 10 слов и 10 символов на каждые 3 тысячи знаков учебного текста.
6. Создай таблицу, используя информацию учебника.
7. Составь план изучения темы.
8. Составь систему понятий темы в тетради.
9. Составь систему понятий темы на карточках с определениями на обратной стороне (карточки 7ґ5 см).
10. Составь интеллект-карту темы.
11. Составь рассказ из 10 предложений по теме, используя готовый набор понятий и терминов по теме и слова так как, потому что, следовательно, если..., то....
12. Найди информацию в периодической литературе, в Интернете по предложенной проблеме, создай аннотированный список литературы и сайтов по данной теме.
13. Составь 10 разных предложений с одним и тем же понятием или термином.
14. Придумай и оформи на отдельных карточках формата А5 кроссворд, развивающий канон, набор ребусов, смысловые пропорции с использованием списка терминов данной темы.
15. Составь синквейн, оформи его на отдельной карточке формата А5.
16. Напиши сочинение «от имени... (органоида клетки, животного, растения, бактерии, экосистемы и др.)», можно в форме репортажа, интервью.
17. Разыграй написанное (интервью) в виде сценки с одноклассником.
18. Найди примеры из реальной жизни, иллюстрирующие законы, правила, изучаемые на уроке, оформи их в виде аналитической таблицы и представь (устно) на уроке. (Составь меню на один день из продуктов, полученных на основе растений одного центра происхождения, оформи работу на листе формата А4.)
19. Придумай и нарисуй или создай на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка, о здоровом образе жизни, против курения и т.д.
20. Составь числовой или буквенный диктант по изучаемой теме, оформи его на отдельном листе (текст желательно набрать на компьютере) и предложи одноклассникам.
21. Найди информацию по проблемному вопросу, оформи ее в виде электронной папки с файлами, с аннотированными ссылками. При поиске рекомендуется использовать ПК (Интернет), ресурсы школьной и районной библиотек, фильмотек, видеотек и медиатек.
22. Собери, оформи и опиши коллекцию.
23. Проведи самостоятельное исследование в виде опыта, наблюдения, запиши результаты по заданной форме, проведи защиту.
24. Создай презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.
25. Создай презентацию к изучаемой теме по собственному плану.
26–27. Самостоятельно успешно изучи тему вне урока сначала с помощью специальных дидактических материалов, предоставленных учителем, а затем без них, по самостоятельно разработанной информационной карте с заданиями.
28. Проведи исследование на базе медиа-лаборатории (виртуальный опыт) и защити результаты.
29. Напиши и оформи отчет об экскурсии с фотографиями, с использованием ПК.
30. Составь набор (не менее 10) заданий по изучаемой теме для викторины или интеллектуальной игры, интегрированной с содержанием других школьных предметов.
31. Составь и проведи зоологическую или ботаническую экскурсию по карте, используя ПК.
32. Составь и оформи краткий путеводитель-справочник по природным ресурсам местности с рисунками и/или фотографиями.
33. Собери и оформи тематический сборник пословиц и поговорок, стихов, песен о представителях какого-либо класса животных или семейства растений.
34. Прими активное участие в уроке – ролевой игре (подготовь материалы для дискуссии, вопросы к другим участникам игры).
35. Подготовь и проведи урок по определенной теме.

Тест И.П. Павлова

Девять карточек со словами надо разложить таким образом, чтобы получилось три группы по три карточки (в каждой группе должно быть что-то общее).

карась

орел

овца

бегать

плавать

летать

шерсть

перья

чешуя

  • Если ребенок формирует три группы карточек таким образом:

Карась + орел + овца
Бегать + плавать + летать
Шерсть + перья + чешуя,

то это говорит о преобладании логического мышления над образным, т.е. о доминировании левого полушария.

  • Если ребенок формирует три группы карточек таким образом:

Карась + чешуя + плавать
Орел + перья + летать
Овца + шерсть + бегать

то это говорит о преобладании образного мышления над логическим, т.е. о доминировании правого полушария.

пальто

туфли

шляпа

пуговица

шнурок

поля

плечи

ноги

голова

Мы дополнили этот метод пятью вариантами наборов карточек для диагностики функциональной асимметрии полушарий мозга:

кошка

молоко

мяукать

корова

сено

мычать

собака

мясо

лаять

 

малина

яблоня

пшеница

ягода

яблоко

зерно

куст

дерево

трава

 

хоккей

шахматы

теннис

клюшка

пешка

ракетка

тайм

партия

сет

 

музыка

архитектура

хореография

романс

собор

вальс

петь

строить

танцевать

 

Типы общения и рекомендации по конструированию диалога учителя с учеником

Тип общения

Речевая активность

Стиль высказывания

Круг общения

Роль ученика в диалоге

Действия учителя по отношению к ученику

Доминантный

Высокая

Говорит, «втолковывая», перебивает, многословен

Широкий

Ведущий, собеседник, оратор

Давать выход доминантности, поручать роли, сдерживающие речевую активность (хранитель времени, ассистент учителя, оппонент и др.)

Избегать прямого пресечения речевой активности!

Недоминантный

Средняя

Готов ответить, но инициативой в разговоре не владеет; волнуется, когда говорит, долго ищет аргументы, теряется

Группа дружественно настроеных сверстников

Внимательный слушатель

Подбадривать словом и взглядом, проявлять чуткость, не перебивать, давать индивидуальные задания

Мобильный

Высокая

Речь быстрая, торопится с ответом, перескакивает с одного на другое, легко и быстро включается в разговор

Широкий

Любая назначенная роль

Обращаться к нему непосредственно при каждом новом повороте в обсуждении проблемы, можно перебивать с целью уточнения мысли

Ригидный (негибкий)

Низкая

Говорит неспешно, вдумчиво, мысль излагает подробно, не сразу улавливает суть разговора

Группа «избранных», тех, кому доверяет

Ведет внутренний диалог.

Может обобщать

за других

Предоставлять возможность монологического высказывания, выступления с заранее подготовленным ответом

Экстраверт

Высокая

Разговорчив, откровенен, легко вступает в разговор, легко перестраивается

Широкий

Откровенный собеседник, сторонник чистосердечного разговора

Оказывать всяческие знаки внимания, быть как можно более откровенным, способствовать реализации потребности «излить душу»

Интраверт

Низкий

Неразговорчив, вопросы задает крайне редко, слушает настороженно, говорит медленно, подыскивая слова, личностно отделяется от суждения

Очень узкий круг хорошо знакомых людей

Собеседник самому себе, слушатель

Обращаться

с риторическими вопросами, побуждать к невербальному ответу, давать роль с целью высказывания от лица персонажа

 

Рейтинг@Mail.ru