Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2010

Наука управлять

Школа не механизм, а организм

Взгляд с позиций стратегического менеджмента

Стратегическое управление призвано преобразовать и мобилизовать образовательное учреждение таким образом, чтобы его жизнедеятельность приводила к признаваемому обществом и социальными заказчиками стратегическому успеху, реализации высокой социальной миссии. Эта задача предполагает наличие особого взгляда на школу как объект управления.

Школы болеют и выздоравливают

Анализ представленных в современной научной литературе подходов к пониманию и описанию школы позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли существенные перемены во взглядах на нее научного сообщества вследствие распространения теорий организации и управления (менеджмента), расширения самостоятельности и автономности ОУ, изменения социального заказа на общее образование и действия других факторов.

Не претендуя на полноту характеристики этих изменений, зафиксируем некоторые из них, значимые для нас.

1. Если в работах советского периода возможности моделирования и проектирования школы были объективно весьма ограниченными и ее существующее устройство воспринималось как данность и нечто само собой разумеющееся, то современные исследования принимают на вооружение проектно-разработческую парадигму. Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, В.И. Слободчиков и др. рассматривают развивающуюся и сознательно развиваемую школу как объект моделирования, проектирования и конструирования. Такой подход ориентирует как исследования, так и практику управления на значительно большие усилия по познанию и пониманию данного социального института, его назначения, строения, функционирования и развития.

2. Если в прежние годы школа представляла собой преимущественно совокупность педагогических (учебно-воспитательных) процессов и прямо декларировалось, что объектом управления выступает учебно-воспитательный процесс, то сейчас утверждается и становится преобладающим осмысление ее как особой разновидности социальной организации, которой присущи все соответствующие атрибуты (взаимодействие с внешней средой, ориентация на удовлетворение определенных потребностей и достижение внешних и внутренних целей, использование ресурсов, наличие коллектива, внутренней среды, организационной структуры и культуры, разделение труда, потребность в управлении и др.) и где наряду с собственно образовательными осуществляются и другие задачи, значимые для достижения организационных целей (В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Л.И. Фишман и др.).

3. Школа все чаще начинает пониматься и исследоваться не просто как первичное звено и базовый элемент системы общего образования, но и как целостная, целеустремленная, динамическая социально-педагогическая модель, имеющая определенный набор компонентов (в том числе инвариантных, присущих любому общеобразовательному учреждению). С этим изменением неразрывно связана тенденция рассмотрения школы с позиций системного подхода, предполагающая последовательное выявление и содержательное описание ряда ее аспектов как системы (компонентного, структурного, функционального, коммуникативного, историко-генетического, интегративного, управленческого).

4. Раньше хорошо работающее образовательное учреждение воспринималось как эффективный, отлаженный механизм. В последние же годы преобладающим становится понимание школы как живого, развивающегося организма. Организациям присущ сложный «онтогенез»: они рождаются, проходят путь становления, выживают, функционируют, совершенствуются; порой умирают, причем делают это крайне неохотно, отчаянно борясь за существование.

Организации:

  • потенциально адаптивны, способны в определенных пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде (иногда вынужденно и с опозданием, иногда – осмысленно и даже с опережением);

  • субъектны и активны, обладают произвольным поведением, имеют собственные потребности и стремление к их удовлетворению;

  • как правило (прежде всего – в лице своих управляющих), ставят и преследуют собственные цели, при этом они не только адаптируются к среде как данности, но и пытаются по мере возможностей ее изменить, адаптировать в своих интересах;

  • могут учреждаться по плану, однако реальное предприятие всегда будет отличаться от своего проекта, что порой сильно травмирует проектировщиков и создателей;

  • обладают индивидуальностью, особым характером, «норовом», привычками, стереотипами поведения; при этом зрелые учреждения осознают свою индивидуальность, уникальность и сознательно культивируют ее лучшие стороны и проявления;

  • имеют сознание и самосознание (хотя и не знают о себе всего); для них очень важны своя история, биография, отношение к прошлому, настоящему и будущему; в их жизни можно обнаружить критические события, сыгравшие поворотную роль;

  • учатся на собственном опыте (современный менеджмент, используя эту объективную способность к научению, провозглашает идею «обучающейся», сознательно развивающей свой потенциал организации);

  • способны к самодостройке, самосозиданию, самосовершенствованию (что не присуще механическим системам);

  • порой подчиняются внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития – внутренний и находится в них самих;

  • компетентны по отношению к определенным задачам и ситуациям, что-то делают хорошо, что-то хуже; наличие особой компетентности дает конкурентные преимущества;

  • эмоциональны; им присущи преобладающий настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности, различные функциональные состояния – они могут находиться в отличной форме или, напротив, работать вяло и апатично, болеть или выздоравливать, переживать кризисы, которые очень важны для их выживания и развития.

5. В анализе внутришкольной жизнедеятельности до последнего времени явно преобладало рассмотрение сознательно программируемых и организуемых школами дидактических и воспитательных процессов. В конце ХХ в. школоведение «открыло» высокую значимость и важность для получения социально востребованных результатов школьного образования факторов внутренней среды ОУ – организационной культуры (В.С. Лазарев, К.М. Ушаков, А.М. Моисеев, С.С. Селектор), уклада жизни (А.Н. Тубельский), скрытого институционного контекста (И.Д. Фрумин), образовательной среды (Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин).

Организации рождаются, проходят путь становления, выживают, функционируют, совершенствуются; порой умирают, причем делают это крайне неохотно, отчаянно борясь за существование.

6. В условиях высокой степени унификации и единообразия образовательных учреждений школа была реализатором, исполнителем общих государственных целей образования, и на первом плане оказывалась ее способность транслировать всем учащимся его единое содержание. А сегодня при законодательно утвержденном принципе автономности ОУ на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

7. В исследованиях прежних периодов объект внутришкольного управления ограничивался рассмотрением внутренних процессов жизнедеятельности ОУ (причем, как мы отметили выше, чаще всего – образовательных). Но в наши дни в центре внимания оказывается школа как открытая система, динамическое единство «входов», внутренних процессов преобразования и внутренней среды и «выходов». То есть в объект управления включается и совокупность значимых связей школьной организации с внешней средой. Более того, само построение внутренней среды ОУ как организации происходит с учетом требований социальной среды и внешних ресурсных возможностей и ограничений. Другими словами, описание и моделирование учебного заведения начинается с анализа внешней среды и адресуемых ему ожиданий.

Статья опубликована при поддержке интернет-сервиса "Все для ремонта online", с помощью которого Вы сможете, не выходя из дома, выбрать и купить все, что необходимо для строительства и ремонта. Теперь Вам не придется объезжать все строительные рынки и магазины паркета в Казани в поисках нужного покрытия для пола. Вся информация об ассортименте и ценах на продукцию от всех продавцов Казани собрана на портале vdr-online.ru. Поиск нужного товара осуществляется в соответствии с заданными Вами критериями – по цвету, цене, определенным техническим характеристикам и др. параметрам. Таким образом, Вам не придется тратить время на просмотр не интересных для Вас объявлений – удобная система фильтрации отсечет все лишнее и выдаст на экран только те предложения, которые соответствуют Вашим требованиям.

Старый, традиционный, и новый взгляды на школу отражены в таблице.

Таблица

Изменение взглядов на школу как объект управления

Старый взгляд

Новый взгляд

Комментарии

Школа – это учебно-воспитательный процесс, урок

Школа – это целостная социальная организация

Школа существенно шире и сложнее, чем образовательный процесс, в ней протекающий

Школа – элемент системы образования

Школа – сложная многокомпонентная система

Школа не только единица образовательной системы, она сама имеет сложное строение

Школа – замкнутый мир

Школа – открытая система

Необходимо видеть в качестве объекта управления все компоненты открытой системы и связи с внешней средой

Главный источник результатов школы – учебный процесс

Главный источник результатов школы – целостный образовательный процесс и среда

Внутренняя среда школы важна не менее, чем активные образовательные процессы

Школа – механизм

Школа – живой, развивающийся организм

Школой необходимо управлять как органической системой

Заказчики школы – партия и государство

У школы множество заказчиков

Необходимо находить верный баланс между разными вызовами и заказами школе

Школа – это данность, нечто данное, объект эксплуатации

Школа – это «созданность», нечто, нами создаваемое, объект созидания, проектирования, развития

Школу нужно не просто сохранить, ее следует сделать современной и нацеленной на стратегические цели и успех

Школьное дело – забота профессионалов

Профессионализм и компетентность работников весьма важны, но школьное дело нельзя вести без активного содействия общественности

Школа перестает быть сферой, закрытой от внешнего общественного воздействия

Управление школой – руководство и контроль

Управление школой – все управленческие действия; управление не только функционированием, но и развитием

Школе требуется полноценное и полномасштабное управление, в том числе стратегическое

Управление школой – ведомственное, государственное

Управление школой – государственно-общественное

Управление, в том числе стратегическое, – область участия профессионалов и общественности

«Вход» и «выход»

Понимание школы как ценностно ориентированной и целеустремленной открытой системы означает для нас:

1) сознательное нацеливание образов желаемого будущего состояния и результатов ОУ на удовлетворение общественных запросов и потребностей самих школьников в образовании с учетом ценностей и потенциала школьного сообщества и имеющихся ресурсных возможностей (то есть поиск содержательного ответа на вопрос: какие стратегические цели должны поставить перед собой образовательное учреждение и его управляющая система в данных условиях?);
2) подчинение всей внутренней среды и жизнедеятельности ОУ получению социально значимых результатов образования (то есть поиск содержательного ответа на вопрос: как должны быть организованы школа и ее деятельность, чтобы можно было с высокой вероятностью рассчитывать на достижение поставленных стратегических целей?).

Исходя из понимания ОУ как открытой системы мы принимаем за основу следующий образ его основных компонентов («входов», «выходов» и центрального звена – собственно школы, ее внутренней среды) (схема).

Схема

Школа как открытая система

В качестве «входных» характеристик школы как открытой системы мы рассматриваем:

  • Вызовы, бросаемые ей обществом, или социальный заказ на образование. При этом под ним мы понимаем «…всю совокупность образовательных (и сопутствующих им) потребностей, запросов, ожиданий, требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены системе образования, школе любыми социальными субъектами в самых различных формах и с самой разной степенью требовательности».

  • Средства, необходимые для осуществления процессов жизнедеятельности и достижения социально значимых целей, – контингент учащихся, кадры, здание с инфраструктурой жизнеобеспечения, информационные, концептуальные, программно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, финансовые ресурсы.

Главным «выходом» жизнедеятельности образовательного учреждения мы считаем социально значимые и обладающие определенным качеством результаты – итоги образования школьников и социальные эффекты работы учебного заведения, которые могут быть представлены в виде следующих взаимосвязанных блоков:

  • «Продукты» школы, то есть типичные характеристики образованности ее выпускников в самом широком смысле (включая познавательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные и иные позитивные результаты). С этой точки зрения качество образования в учебном заведении есть не что иное, как уровень данной продукции, совокупность характеристик, обеспечивающих способность соответствовать актуальным и перспективным требованиям личности, общества, государства, социальных заказчиков на образование.

Очевидно также, что особенные разновидности и модификации общеобразовательных школ должны создаваться именно в расчете на получение качественно своеобразных и востребованных моделей выпускников – и, следовательно, моделирование образовательного учреждения музыкально-эстетической направленности в обязательном порядке предполагает обоснование специфической модели выпускника такой разновидности учебного заведения.

  • «Суммарные выходы» образовательного учреждения, то есть количественное выражение основных результатов его жизнедеятельности. Если, говоря о продуктах школы, мы имеем в виду качественную характеристику типичного образа ее выпускника, то «суммарные выходы» показывают, достаточное ли количество требуемых результатов необходимого качества она производит.

К примеру, ориентация на этот блок означает направленность на максимальное приближение к показателям базовой модели выпускника общеобразовательной школы музыкально-эстетической направленности возможно большего круга школьников.

  • Социальные вклады, итоги и последствия жизнедеятельности учебного заведения, то есть позитивные изменения в его социальном окружении благодаря проделываемой работе, включая и те перемены, которые впоследствии создают позитивную общественную репутацию, благоприятный образ (имидж) у потенциальных заказчиков и партнеров. Описание и практическое достижение таких социальных эффектов для новых разновидностей образовательных учреждений, в частности для общеобразовательной школы музыкально-эстетической направленности, является особенно важным, так как выступает в качестве дополнительного аргумента в пользу существования таких учебных заведений.

Описанный взгляд на результаты жизнедеятельности школы шире и полнее ранее существовавших представлений, он позволяет сохранить все позитивное, что имелось в понимании и содержательном наполнении ее достижений в прежние годы.

Общие компоненты

Что касается собственно школы в рамках модели открытой системы, мы исходим из того, что при системном рассмотрении любой школьной организации необходимо выделять следующие инвариантные, присущие любому образовательному учреждению компоненты и аспекты:

  • Активное действующее начало школы – ее детско-взрослое сообщество (в развитом состоянии – коллектив), осуществляющее основные процессы жизнедеятельности и само находящееся в процессе становления, самодвижения, саморазвития или застоя, стагнации. Предполагается, что именно школьное сообщество, включающее все группы участников образовательного процесса, а в более широком понимании – и всех ее активных партнеров и контрагентов, является носителем ценностных и целевых ориентаций школьной жизни, разработчиком и реализатором миссии ОУ.

  • Образовательная подсистема школы – совокупность факторов, осуществляющих главные для любого учебного заведения образовательные процессы всех видов (обучение, внеклассную воспитательную работу, сопровождение и т.п.). В динамике она предстает перед нами как совокупность образовательных процессов, протекающих в условиях и под влиянием внутренней среды ОУ.

  • Обеспечивающая подсистема школы – совокупность факторов, предоставляющих получение и использование средств, необходимых для жизнеобеспечения ОУ и создания благоприятных условий протекания образовательных процессов. В динамике эта подсистема выстраивает цепочки движения необходимых ресурсов в пространстве учебного заведения.

  • Управляющая подсистема школы – совокупность факторов, обеспечивающих постановку и достижение общешкольных целей во всех режимах и ситуациях жизнедеятельности ОУ, создающих благоприятные условия совместной деятельности членов школьного сообщества, прежде всего ее целеустремленность и организованность. Данная подсистема отвечает за школу как целое и призвана обеспечить согласованность и взаимосодействие всех ее компонентов для достижения главных целей.

В динамике управляющая подсистема предстает как множество управленческих действий – планирование, организация, руководство, контроль и пр., – осуществляемых по отношению к разным элементам образовательного учреждения и его значимого социального окружения.

  • Инновационная подсистема школы – совокупность факторов, обеспечивающих управляемое качественное прогрессивное изменение (развитие) образовательного учреждения. Ее деятельность разворачивается как инновационный процесс, то есть создание, распространение, освоение и использование различных необходимых для школы новшеств.

  • Внутренний контекст, или фоновая подсистема школы, – совокупность факторов внутренней среды, оказывающих большое, часто решающее влияние на работу ее основных подсистем, протекание основных процессов жизнедеятельности и результаты.

Предполагается, что:

1. Совокупность всех названных подсистем, рассматриваемых в динамике, может пониматься как интегральный, целостный процесс жизнедеятельности школы, который и является главным фактором, порождающим результаты ее работы.

2. Школа как единство представленных компонентов объективно обладает определенными системными, интегративными качествами, носителями которых выступают все ее составляющие и связи между ними, а при сознательном построении определенных моделей ОУ необходимо моделировать и обеспечивать наличие таких свойств.

3. Суммарные возможности школы в плане реализации ее социально значимых целей и задач образуют такое системное качество, как стратегический потенциал. В режиме стабильного функционирования жизнедеятельность ОУ представляет собой воспроизводство сложившейся традиционной практики при использовании ранее созданного потенциала. В режиме управляемого развития при оптимальном применении имеющихся возможностей происходят продуманные стратегические изменения, ведущие к обогащению, наращиванию существующего потенциала учебного заведения, создаются новые полезные возможности.

В связи со сказанным при исследовании внутренней среды школы на первый план выходят именно анализ и оценка стратегического потенциала.

Рейтинг@Mail.ru