Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2010

Школа и власть

Административный корпус обновляется

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» была многими встречена с воодушевлением: необходимость кардинальных перемен в сложившейся системе образования назрела давно. В Архангельске еще несколько лет назад осознали потребность в выборе инновационного пути развития и по нему пошли. Об этом движении рассказывает директор департамента образования мэрии этого города Татьяна ОГИБИНА.

– Одно из ключевых направлений «Нашей новой школы» – подвижки в решении кадрового вопроса, включая повышение образовательного уровня самих педагогов…

– Принципиально изменена схема методической работы с учителями и управленцами в городе – она выстроена по сетевому принципу. Полученные промежуточные результаты не только обнадежили, но и позволили нам принять участие во всероссийском конкурсе на лучший методический проект, где городская система образования вошла в число призеров, заняв второе место. Мы уступили только Новосибирску.

Подчеркну, что параллельно с этим было выстроено единое информационное пространство системы образования Архангельска, созданы условия и возможности для виртуального взаимодействия педагогов и учреждений. Появился сайт департамента, работает наша интернет-приемная.

В 2009 г. стартовал проект по взаимодействию с молодыми специалистами. Радует, что в сады и школы за прошлый год их пришло около полутора сотен. Обновляется административный корпус. Всего же в наших учреждениях количество начинающих педагогов и сотрудников со стажем до 10 лет составляет около половины.

Архангельские учителя принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе в рамках городского фестиваля «Гимн будущему». Установлены гранты мэра лучшим педагогам, воспитателям, преподавателям дополнительного образования, профильным специалистам.

– А что делается для сохранения здоровья детей и мотивации их на здоровый образ жизни?

К сожалению, у школьников остается высокий уровень патологии желудочно-кишечного тракта. Поэтому совместно со специалистами территориального управления Роспотребнадзора по Архангельской области мы усилили контроль качества приготовления блюд и питьевого режима.

По городской целевой программе «Семья и дети города Архангельска» организовано бесплатное питание для школьников из малообеспеченных семей, а в детских садах предоставлено 1500 социальных мест, оплачиваемых из средств городского бюджета.

– «Российская школа не имеет права быть ветхой», – заявил Дмитрий Медведев...

– Городская целевая программа по капитальному ремонту учреждений социальной сферы позволила снять наиболее острые проблемы. За два последних года на эти цели только по отрасли «Образование» из муниципальной казны было выделено более 400 миллионов рублей и еще 40 миллионов – на капитальное строительство. Средства предусмотрены и в городском бюджете на этот год: 178 миллионов – на капремонт и 90 миллионов – на капстроительство.

Принципиально важная для нас среднесрочная перспектива – оснащение и ремонт спортивных залов, школьных столовых, учебных кабинетов, а также ввод новых объектов образования.

– Важная роль в «Нашей новой школе» отводится поддержке талантливых детей. Что в Архангельске делается в этом направлении?

– В нашем городе сложилась достаточно четкая система работы по выявлению и развитию одаренных ребят. Ежегодно мэр Виктор Павленко вручает премии архангельским школьникам, проявившим особые способности и добившимся высоких результатов в области образования и внеурочной деятельности, а также лучшим педагогам.

Чтобы наша талантливая молодежь могла участвовать во всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях и соревнованиях, тоже выделяются средства из городского бюджета.

Найти и развить талант – это замечательно. Но, согласитесь, не менее важно, чтобы каждый ребенок вырос настоящим патриотом России, своего города. Что делается для этого?

– Я искренне благодарю руководителей образовательных учреждений, которые активно помогают нам в достижении этой цели. Оказывается сильная поддержка школьным музеям. Кстати, в школах Архангельска 25 музеев и еще 72 формирования музейного типа.

В конце прошлого года, как только президент Дмитрий Медведев подписал Указ о присвоении Архангельску звания «Город воинской славы», мы объявили масштабную акцию «Я живу в городе воинской славы!». В ее рамках проходят конкурсы семейных рисунков, поэзии («Родному городу виват!»), мультимедийных презентаций («Путешествие по городам воинской славы»), методических разработок уроков и внеурочных мероприятий, поздравительных открыток ветеранам, web-страничек школьных сайтов, выбирается лучшее предложение по разработке школьной радиопередачи.

– Логичным завершением нашей беседы станет вопрос: как сделать так, чтобы юные горожане с удовольствием шли в «новую» школу?

– В создании благоприятных психологических условий огромная роль принадлежит администраторам, психологической службе ОУ, классным руководителям, педагогам.

Очевидно, что в большинстве случаев для школьника отношения со сверстниками важнее учебной программы. И уж тем более никакой ученик не будет думать об учебе, если после уроков его ожидает «разборка» или вымогательство за углом школы. Он скорее будет обеспокоен тем, как ему решить конфликт.

В настоящее время в городских школах создаются общественные приемные для учащихся. Начался большой эксперимент в масштабах Архангельска по организации школьных служб примирения. Замечу, что они существуют только в 10 городах России, и нашим передовым опытом уже заинтересовались партнеры по Союзу городов Центра и Северо-Запада России, а также Германии и Норвегии.

Рейтинг@Mail.ru