Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2010

Наука управлять

Играть первую скрипку

Из опыта работы школьных психологов с педагогическим коллективом

Московский район с теплым и ярким названием Солнцево расположен за пределами МКАД. Долгое время его репутация была не самой выдающейся. Ведь даже немосквичи наверняка слышали словосочетание «солнцевская мафия». 26 лет назад здесь открылась ГОУ СОШ № 1007, в которой на протяжении долгого времени существовали коррекционные классы, на которые был запрос социума...

Много воды утекло с тех пор. Сегодня Солнцево мало чем отличается от других спальных районов города: те же кварталы с многоэтажной застройкой и семьи мигрантов, осевшие здесь в большом количестве. А школа № 1007, в течение долгого периода комплектовавшаяся по остаточному принципу, вышла на совершенно новый уровень развития, постепенно завоевав авторитет в районе. Напоминанием о прошлой репутации служат лишь 9–11-е классы, когда-то набранные как коррекционные.

Теперь это образовательное учреждение ничем не уступает соседним прогимназии и гимназии, а по некоторым параметрам, возможно, даже опережает их. Родители стремятся отдать сюда своих детей. Уже третий год подряд здесь набирают три полных первых класса.

Сейчас коллектив пишет программу развития, выбрав для себя направление работы в рамках адаптивной школы. Одним из ключевых ее звеньев являются обязательные занятия с детьми по психологии. Они проходят раз в неделю во второй половине дня начиная с первого класса (режим полного дня позволяет выстроить после обеда свое, особое, расписание).

Некоторые противники введения психологии как отдельного школьного предмета даже не представляют себе, насколько важными и продуктивными могут быть подобные встречи. Например, психологи школы проводили ряд адаптационных занятий с четвероклассниками на тему «Как мы представляем себе учебу в пятом классе». Одним из заданий было не рассказывать об этом, а показать свою мысль. В школе до сих пор вспоминают, как один ученик, войдя в роль педагога, трогательно и проникновенно обращался к своим ровесникам, убеждая их не бояться больших нагрузок и новых учителей…

Еще одним значимым достижением стало то, что кабинет психолого-педагогической службы ОУ был признан лучшим в прошлом учебном году на окружном, а потом и на городском конкурсе «Кабинет психолога-2009», проводимом МГППУ. Приятно и то, что управление образованием Западного учебного округа постоянно поддерживает и помогает психологическим службам образовательных учреждений.

Все эти перемены фактически произошли за последние годы, в течение которых апробировались новые подходы в управлении. При этом первую скрипку здесь во многом сыграли школьные психологи.

Объединиться ради общего дела

Уютный, светлый, разделенный на несколько зон кабинет психолого-педагогической службы школы № 1007 – это царство двух женщин, двух профессионалов, где они всегда ждут и радушно принимают своих коллег и учеников, помогая и тем и другим разрешать всевозможные вопросы и сомнения. Здесь же общались и мы, когда я пришла к ним для беседы.

Руководитель службы Ольга Дмитриевна Орлова и ее коллега – педагог-психолог Галина Васильевна Баранова, начиная работать вместе, имели в своем распоряжении стандартный общеобразовательный класс. Что с точки зрения психологов на тот момент было уже немало. Однако, приняв решение участвовать в конкурсе, они четко понимали, что для победы этого явно недостаточно. Современное психологическое пространство предстояло создать фактически с нуля. И это решение стало серьезным шагом в сторону сплочения всего педагогического коллектива.

«Мы рассказали всем педагогам о том, что собираемся участвовать в конкурсе, – вспоминает Ольга Дмитриевна. – И наши коллеги этим заинтересовались. Каждый стал подходить к нам с идеями о том, как именно он может нам помочь. Все те вазочки, горшочки, календарь, веер, плакаты, которые есть в нашем кабинете, приносили учителя. Сегодня они заходят сюда и видят свои вещи, свои идеи, воплощенные на практике.

Получилось так, что вокруг этого конкурса на протяжении значительного периода времени была организована жизнь каждого учителя. А это уже определенный элемент школьной культуры, среды. Поэтому, когда мы выиграли первый окружной тур, весь коллектив праздновал эту победу как свою. Вы не представляете, какой в школе был праздник! А все потому, что мы не закрылись в кабинете, не отгородились от коллег, а, напротив, нашли почву для сотрудничества, привлекли внимание всего коллектива к психологической службе. Достичь хорошего результата в конкурсе стало важным не только для нас, но для всего образовательного учреждения».

Участие в этом мероприятии оказалось выигрышным еще и потому, что психологам удалось выйти на совершенно иной уровень работы с педагогами. Ведь во время подготовки к конкурсным выступлениям все занятия, упражнения, тренинги Ольга Дмитриевна и Галина Васильевна апробировали на своих же коллегах и администрации. А когда люди участвуют в подобных совместных делах, то узнают что-то новое для себя, осознают какие-то иные возможности общения, участвуют в дискуссиях.

«Это была очень полезная работа как для нас, так и для учителей. И тот факт, что нам удалось вовлечь всех в общее дело, подтверждает нашу уверенность в том, что психолог должен быть активным игроком в школьной среде, – подчеркивает Галина Васильевна. – Мы объединились вокруг единой цели – и тем самым лучше поняли и почувствовали друг друга. Думаю, что это гораздо полезнее, чем просто беседовать с коллегами об очень правильных с точки зрения научной психологии вещах.

Постепенно и учителя, и администрация почувствовали эффективность нашего сотрудничества. Ведь директор может знать обязанности психолога, но далеко не каждый осведомлен о действительных, реальных его возможностях в работе с педколлективом. А причина этого в том, что изначально эти сотрудники появились в образовательных учреждениях в основном в качестве скорой помощи для учащихся».

Играть на одном поле

Участие в конкурсе фактически всей педагогической командой позволило психологической службе выйти на новый уровень. Свою профессиональную формулу успеха они излагают так: возможности психолога плюс системная работа равняется предвосхищению событий. И следуют этому кредо изо дня в день.

Помимо того, что они продемонстрировали, как благотворно влияет их деятельность на атмосферу в коллективе, и завоевали тем самым авторитет у коллег, им удалось также получить мощную поддержку со стороны учащихся и родителей.

Психологи понимают, что практически все проблемы любого ребенка идут из семьи. Школа может лишь помогать развивать наиболее сильные стороны натуры и не развивать слабые. Но для этого необходим комплексный подход.

«Мы можем увидеть, что мешает ученику, но для того, чтобы помочь ему справиться с проблемой, нужно вовлекать в работу класс, где он учится, его родителей, педагогический коллектив, – утверждает Ольга Дмитриевна. – Если сотрудничать только с учащимся – стойкого эффекта не будет. Наши занятия помогут ребенку прожить свои проблемы, решить их, задуматься и т.д. Но если он живет в семье, где господствует тревожащая его ситуация, или продолжает общаться с педагогом, который возвращает его в определенную роль, то вся наша работа моментально обесценивается».

Психологи 1007-й школы настойчиво привлекают родителей к решению психологических, семейных проблем. И мамы, и папы в любой момент могут проконсультироваться, получить совет. Открытость психологической службы приносит свои плоды. Например, одна из родительниц, в течение учебного года бывшая одной из самых активных участниц семейного клуба, на следующий год отправилась получать второе высшее – психологическое – образование. Кроме того, в период подготовки все к тому же конкурсу эта мама была энергичной участницей мозговых штурмов, с ее помощью были оформлены два стенда, которые и сегодня украшают кабинет.

Наладить контакт между родителями и детьми – еще один аспект, которому Ольга Дмитриевна и Галина Васильевна уделяют большое внимание. Одной из форм работы здесь стало проведение анкетирования семей по какой-либо теме. Скажем, предлагалось ответить на вопрос: какие общечеловеческие ценности объединяют всех нас? Выяснилось, что буквально для всех очень важно здоровье. Затем шли такие понятия, как дружба, любовь.

Еще одно открытие, порадовавшее детей, было сделано после того, как родители ответили на вопрос: может ли ребенок другой, не такой, как у вас, национальности быть другом вашего сына (дочери)? Практически все ответили, что национальность – это вопрос не первостепенной важности. Главное – чтобы этот друг был честным, порядочным человеком. О подобных вещах важно говорить открыто и правдиво.

В результате тщательно спланированной и продуманной работы у психологической службы школы появилась настоящая внештатная команда, которая время от времени совершенно безвозмездно помогает психологам обрабатывать итоги анкетирования, опросов, проводить тренинги. И это – показатель доверия.

На ступень выше поднялись и занятия с педагогами. «Мы прилагаем особые усилия для того, чтобы наши коллеги стали более психологически развитыми и смотрели на учебную ситуацию с точки зрения не только обучения, но и психологии, – комментирует Галина Васильевна. – И делаем мы это не только в ходе разовых консультаций, но и в процессе определенного цикла занятий. Новые знания позволяют учителям общаться с учениками на ином уровне».

Два берега одной реки

Постоянно взаимодействуя с коллегами, психологи поняли, что и директора, и завучи, и учителя нуждаются в таком психологическом пространстве, где бы развивались, формировались и раскрывались их лидерские качества. Такой «инкубатор» непременно нужен каждому руководителю образовательного учреждения. Ведь именно он является лидером в коллективе. Однако для того, чтобы директор смог не только осознать необходимость создания управленческой команды, но и сформировать ее, он должен понимать потенциал каждого из своих коллег.

1007-я школа уже доросла до того уровня, когда управленческая команда становится с каждым днем более сплоченной.

«Вспомним о понятии “организационная культура“. Американцы давно поняли, что без привлечения особых экономических средств, лишь меняя психологическое пространство в той или иной организации, реально добиться бoльшей эффективности производства без применения каких-то административных ресурсов, – рассуждает Ольга Дмитриевна. – И мы чувствуем, что в наших силах помочь создать в своей школе такую независимую территорию, где могут продуцироваться всевозможные идеи».

«Мне очень близка мысль американского психолога Р.Акоффа, – подхватывает Галина Васильевна, – который утверждает, что самые большие деньги некоммерческие организации получают под идеи. И чем весомее идея, тем большую материальную поддержку она, как правило, получает».

«И мне кажется, что наша школа сейчас находится как раз на таком этапе, когда этот постулат может сработать, – продолжает Ольга Дмитриевна. – Но, безусловно, устраивать такое пространство нужно только в тесном взаимодействии с директором, который задает тон всей школьной жизни. В образовательном учреждении он обладает всеми властными полномочиями, и вся организация вольно или невольно подстраивается под его убеждения».

Однако, выстраивая такое пространство, необходимо помнить о том, что школьному психологу непременно нужно сохранять свою независимую позицию. Это очень непросто. Потому что, проводя тренинги, консультации, занятия, психолог волей-неволей втягивается в проблемы учителей, детей, управленческой команды. И не включаться в эту жизнь нельзя, иначе не будет продуктивной работы. Тем не менее важно находить в себе силы «выныривать» на поверхность, посмотреть на происходящее независимым взглядом, чтобы дать объективную оценку тому, что происходит.

«Психологи в школе обязаны идти параллельно со всем коллективом в хорошем смысле этого слова, – делится Ольга Дмитриевна. – Мы должны смотреть на ситуацию немного со стороны и, учитывая свои знания и возможности, давать рекомендации, советы, организовывать тем или иным способом взаимодействие всех участников образовательного процесса. Да, мы все делаем одно дело, но мы – два берега одной реки под названием “школа”. Становясь одним берегом, мы переходим в статус педагогов дополнительного образования и перестаем быть полезными. В то время как, работая ради одной цели с двух противоположных сторон, мы достигнем гораздо большего успеха».

Фото из архива школы
Рейтинг@Mail.ru