Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2010

Education

Вдохновляющее направление

Некоторые размышления о поддержке школ

Наша газета в течение многих лет пишет о школе. Так или иначе все публикации «крутятся» вокруг забот, проблем и вопросов, которые ей приходится решать. Однако направленность наших материалов год от года меняется. Потому что меняются тенденции развития образования в мире, появляются новые идеи, возрастают требования.
Это одна из причин того, что в 2010 году энное количество газетных страниц мы стали посвящать стратегическому развитию школы, нюансам планирования, анализа того, что происходит в ее стенах, и, что очень важно – вопросам поддержки тех образовательных учреждений, которые в ней нуждаются.
Ниже мы начинаем публикацию материала, посвященного вопросу помощи школам. Можно и нужно ли оказывать поддержку программам развития ОУ? Какие аргументы существуют в пользу такой работы? Кто может или должен этим заниматься? На кого образовательные учреждения, у которых не все и не сразу получается в процессе обновления своей жизни и концепции, вправе рассчитывать? Кому непосредственно нужна такая помощь и каковы условия ее осуществления?
Что стоит за словами «поддержка школы»? Прежде всего имеются в виду определенные виды работ, адресованные конкретным лицам, группам или даже целому учебному заведению, подходящие их потребностям и касающиеся их профессионального развития. Важно понимать, что выполнять такого рода задачи могут не только те, кто тесно связан со школой изо дня в день, но и независимые специалисты, внешние эксперты. В рамках отдельных видов помощи определяются цели, отношения, методы и часто результаты, к которым нужно прийти. Свое мнение по данному вопросу высказывает специалист из Чешской Республики.

Школы должны захотеть, чтобы им помогали

Среди аргументов в пользу поддержки можно выделить наиболее значимые.

  • Общие принципы руководства, управления, администрации и развития школы верны, однако их нужно «подстроить» под специфический контекст, учитывая потребности конкретных образовательных учреждений и педагогических коллективов. Для этого у школы должна быть возможность положиться на внутренние и внешние источники поддержки.

  • Шанс выполнять сложные (порой даже противоречащие друг другу и взаимоисключающие) задания повышается у тех образовательных учреждений, которые используют внутренние и внешние источники профессионального опыта, осознают с их помощью свою работу и повышают тем самым качество образования в учебном заведении.

  • Не определенный никем до конца характер технологии образовательного процесса, проходящего в школе, также требует привлечения к работе внешних источников поддержки.

  • Использование внутренних и внешних источников оказания поддержки является основным способом развития образовательного процесса и кооперации в учреждении.

  • Долгосрочное развитие школы и ее педагогического коллектива обычно является более сбалансированным, когда можно одновременно пользоваться внутренними и внешними элементами стимуляции и определенной регуляции; источники внутренней и внешней поддержки как раз могут стать такого типа элементами.

  • Особенности работы не только педагогического состава, но и руководства ОУ необходимо осознавать, привлекая внутренних и внешних экспертов.

  • В случае, если избран верный способ поддержки школы извне, в образовательном учреждении появляются некоторые элементы внешней среды, ослабевает изоляция учебного заведения от внешнего мира.

Напомним, что в течение двух последних десятилетий в развитых странах мира усиливается тенденция по созданию инновационных предложений поддержки школ, по подготовке специальных экспертов и стимулированию интереса образовательных учреждений к использованию внутренних и внешних источников такой помощи.

Это – весьма вдохновляющее направление. Мы убеждены в том, что школам, как и любым другим организациям, необходимо осознать, что у них есть реальная возможность использовать внутренние и внешние источники поддержки, касающиеся педагогической, организационной и других сфер их деятельности.

Партнерам есть к чему стремиться

Несмотря на то что сегодня мало кто сомневается в значении различных видов поддержки образовательных учреждений, их успешное применение на практике пока нельзя назвать массовым явлением. Очевидно, что и использованию, и предоставлению помощи надо учиться. Но в силу разных причин у школ пока не получается активизировать этот ресурс и применить его на практике.

Образовательные учреждения часто указывают на невысокое качество или низкий уровень релевантности предлагаемой поддержки. Случается, что они еще не вполне способны осознать свои потребности и не умеют выбирать самую подходящую из предлагаемых возможностей.

В других случаях они не вполне осознают тот потенциал, который может им принести поддержка извне. Некоторым формам внешней поддержки не хватает традиций в сфере образования, и, разумеется, школы относятся к ним пока недоверчиво.

Тем не менее и той, и другой стороне есть к чему стремиться. Так рождаются спрос и предложение на поддержку и развитие школы (схема).

Схема

Поддержка и развитие школы

Источник: Phillips, Crawford, 2003

Естественно, данная схемa не рассматривает всех тонкостей вопроса. Однако она четко указывает на положительную взаимосвязь предложения помощи образовательному учреждению и его развития, а также обращает внимание на неблагополучное состояние при низком уровне предложения поддержки.

Разная помощь для разных участников образовательного процесса

Когда мы говорим о том, что учебному заведению необходимо оказывать содействие, то есть смысл выделить несколько групп, для каждой из которых будет своя система вспомогательных мероприятий.

Поддержка, оказываемая руководителям школ

В настоящее время эксперты, занимающиеся развитием систем образования в разных странах мира, единогласно сходятся в том, что работа директора состоит из множества весьма специфических требований и что труд этот стал в последние годы еще более комплексным, нежели прежде.

Бесспорно то, что данный вид деятельности связан со значительным эмоциональным напряжением. Вторая особенность состоит в том, что руководитель ОУ, по сути, работает в одиночестве и нередко ощущает определенного уровня изоляцию. Кроме того, карьера директора состоит из разных периодов, и в каждый из них он осознает специфические потребности.

Ниже мы приводим пример 1, в котором описывается, как пришедший в учебное заведение руководитель осознал обстоятельства своей работы. Господин N был приглашен на должность директора деревенской школы в Чешской Республике. С ним беседует автор данной статьи.

Пример 1

Вы пришли работать в школу, имея в запасе собственный план?

– Да, безусловно. Но это все были планы по молодости лет. В такие моменты думаешь: «У меня множество идей, коллектив будет от них в восторге, мы многое изменим».

– И что же случилось потом?

Первое время я пребывал в шоке. Оказалось, что я не имел представления о том, как руководить школой. На своем предыдущем месте работы я исполнял обязанности заместителя директора, отвечая за организацию определенного участка, но все это касалось мелочей. Теперь нужно было быстро реагировать на ситуацию, рационально составлять расписание, чтобы оно соответствовало возможностям учебного заведения и потребностям учеников. Однако о финансовом и правовом положении школы я не знал ровным счетом ничего.

Собственно говоря, я был знаком с очень узкой областью в управлении образовательным учреждением да еще с тем, как преподавать свой предмет. Ни о каких положениях, директивах и тому подобных вещах я не знал. И перед тем, как заступить на должность руководителя, я не прошел никакой методической или профессиональной подготовки.

Поддержка педагогов и других сотрудников школы

Содействие учителям традиционно подразумевает помощь в их работе в классе. При этом зачастую мы упускаем из виду то, что педагоги постоянно оказываются в ситуациях, выходящих за рамки обучения тому или иному предмету. Это и отношения (с родителями, учащимися, руководством школы), и работа с детьми с отклонением от нормы (дислексики, дисграфики и проч.), и участие в формировании имиджа школы, и планирование собственной карьеры. Во многих подобных случаях нет и не может быть однозначного решения. Поэтому поддержка педагогов в этих условиях как раз может стать позитивным элементом в их жизни.

Однако стоит помнить и о том, что учителя порой сами выступают в роли провайдеров поддержки. Например, при определенных обстоятельствах они могут оказать помощь менее опытным коллегам. Таким образом, они не только способствуют улучшению личной ситуации конкретного преподавателя и атмосферы школы в целом, но и получают возможность развития своей карьеры в определенном направлении. В ряде ситуаций это может быть весьма существенным для многих педагогов со стажем, тем более что свою карьеру (в традиционных рамках) многие описывают как плоскую, не содержащую достаточного количества ступеней карьерной лестницы.

Внешнюю поддержку можно также по аналогии оказывать и другим сотрудникам ОУ – психологам, социальным педагогам или техническому персоналу.

Поддержка школьных групп (коллективов)

В последнее время в странах мира возрастает значение поддержки совместной (коллективной) работы преподавателей. Этот тренд связан с предположением о том, что школа является постоянно развивающейся, учащейся и сотрудничающей организацией.

Поэтому есть смысл обратить внимание на актуальность такого подхода не только с учетом требований реформы системы образования, но и быстро меняющегося мира. В таких случаях весьма полезным может стать взгляд независимого коллеги или эксперта извне. К сожалению, подобные формы поддержки пока не стали естественным явлением школьной жизни, хотя польза от них уже очевидна.

Способы поддержки педагогов и учительских коллективов

Определенной формой содействия в первую очередь можно считать процесс образования (директоров, учителей, педагогических коллективов). Это и есть помощь в смысле доставки востребованных, нужных в данный момент знаний и опыта (особенно если она осуществляется одновременно с использованием конвергентных подходов или интеллектуальных схем). Также отметим, что поддержка, выражающаяся в форме консультаций, предполагает совместный поиск возможных методов решения проблем (дивергентный подход).

Оба этих направления (образование и консультации) взаимопроникают, и становится все сложнее однозначно определить границы между ними.

Преподаватель, читающий лекцию или ведущий семинар, порой, помимо конкретных знаний, предоставляет консультации, и, наоборот, консультант иногда попадает в ситуации, когда его просят поделиться конкретными знаниями и опытом.

Способы поддержки педагогов и учительских коллективов в целом обозначаются по-разному. Это может быть коллегиальный обмен опытом, менторство или супервизия, коучинг и т.п. На базе этих форм образуются различные относительно целостные программы, адресованные конкретным целевым группам.

Некоторые из подходов практикуются давно, о каких-то мы узнаем постепенно, знакомясь в том числе с зарубежным опытом или даже с практикой из других профессиональных сфер. Чуть позже мы обратим внимание на некоторые из таких специфических форм.

  • Группы на базе интервидения*

Вспомогательные команды преподавателей, часто называемые группами на базе интервидения (intervision groups) или вспомогательными группами равных между собой (peer support groups), часто применяются в проектах, нацеленных на развитие образовательных учреждений, в которых одновременно принимают участие порой несколько отдельных школ.

В таких случаях образуются малочисленные группы (от трех до восьми человек) преподавателей из разных учебных заведений, которые регулярно встречаются согласно заранее составленному плану и без всякой критики делятся своими успехами и затруднениями. Все стараются внимательно слушать друг друга и искать возможные решения возникающих проблем так, чтобы тот или иной педагог, получивший поддержку целой группы коллег, после этого был способен к активному поиску решений в своей деятельности.

В такой команде обычно назначается руководитель группы и распределяются роли отдельных лиц, проблемам которых постепенно уделяется внимание. По мере работы отдельные роли можно менять, чередовать. Темы для обсуждения всегда выбирают сами участники. Только в этом случае можно рассчитывать, что проблема действительно будет решена.

В хорошую (но не всегда оцененную участниками) практическую деятельность вспомогательных групп педагогов включается ведение основной документации. Необходимым условием, позволяющим командам существовать и продуктивно решать разнообразные вопросы, является доступность помещения, времени и т.п. Пример 2 описывает реализацию работы такой группы на базе интервидения в рамках проекта «Преподаватели для преподавателей 2006–2007».

Пример 2

Коллективно-коллегиальная поддержка преподавателей (группа на базе интервидения)

Одной из целей проекта «Преподаватели для преподавателей 2006–2007» является запуск взаимоподдержки участвующих в ней педагогов в форме так называемых групп на базе Интервидения. Педагогические коллективы 15 школ проекта получают возможность формировать несколько гетерогенных групп, которые выступают (наряду с совместной работой ее участников и индивидуализированной консультационной поддержкой) в качестве средства взаимоподдержки учителей.

Постоянные группы, состоящие из 8–12 человек, собираются раз в три месяца. На встречу всегда приходит один из лекторов проекта, исполняющий роль фасилитатора (присутствие внешнего фасилитатора не всегда является необходимым условием. – Прим. автора.). При этом места сбора чередуются. Каждый раз площадкой для такого общения выступает одна из пятнадцати участвующих в проекте школ.

В ходе встреч члены групп занимаются специфическими вопросами, связанными с их индивидуальными проектами, над которыми они работают в школе в рамках целого проекта «Преподаватели для преподавателей». Педагоги – участники проекта могут также посещать другие школы и изучать специфику их работы. Одновременно у них будет вырисовываться возможность взаимоподдержки соседних образовательных учреждений и появится несомненная польза с точки зрения знакомства с опытом коллег.

Работа групп на базе Интервидения заранее запланирована. Это управляемый процесс, подтвержденный документами. Его результаты оказывают влияние на содержание и другие характеристики последующих деятельностей в рамках целого проекта.

Вспомогательные группы педагогов можно организовать на самых разных основаниях. Однако всегда исключительно важно обеспечить чувство безопасности их участников. Заметим, что это получается не всегда. Например, во многих школах развивается ошибочное ощущение взаимоконкуренции, а в некоторых случаях такого типа соперничество реально существует!

Очень важно учитывать уникальность ситуации каждого участника и его школы. Одинаковая модель развития, назначенная для всех образовательных учреждений (групп, лиц) никак не решает ситуацию. Хотя, с другой стороны, очевидно, что школы, группы учителей и отдельные преподаватели могут многому научиться друг у друга.

______________

* Intervision – От лат. inter – между, взаимно.

Продолжение читайте в № 13/2010

Рейтинг@Mail.ru