Раз, два, три…
Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом,
так и в физиологическом плане. Нарушения процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности и самой учебной деятельности в целом. Эти факторы побудили гимназию № 1 города Кирово-Чепецка выстроить эффективную систему психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая дает позитивные результаты.
Представленный опыт гимназии может быть полезен коллегам,
если они работают в этом направлении.
Процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание прежде всего в системе административно-управленческих мер. Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую «группу риска» – детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или понадеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Учителя гимназии «группу риска» знают уже в июне, когда сформированы первые классы.
Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступающего в школу ребенка в широком смысле, включающем не только телесное, но и психическое, а также социальное благополучие и социальную адаптированность будущего ученика.
В процессе обучения необходимо иметь в виду индивидуальные особенности возрастного развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
Приспособление к школе протекает у детей по-разному. В работах Э.М. Александровской и М.М. Безруких выделяются три группы детей, отличающихся скоростью и устойчивостью процесса адаптации.
I. Большинство детей (56%) адаптируется в течение двух первых месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Иногда у этих детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования. Но к концу октября трудности, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новым режимом.
II. Дети (30%) имеют более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не умеют принять ситуацию обучения, общения с учителем и другими детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия их реакции становятся адекватными требованиям школы, учителя.
III. Дети (14%), у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. И хотя период острой физической адаптации организма к учебным нагрузкам заканчивается до 10–15 октября, весь первый год считается периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Нарушения процесса адаптации у младших школьников сказываются на становлении полноценной учебной деятельности, играют существенную роль в развитии пограничных нервно-психических расстройств. Неустойчивость адаптации сопровождается ослаблением систем регуляции организма ребенка и появлением функциональных отклонений нервно-психического порядка. Регистрируемое при этом стойкое нарушение эмоционального состояния переходит в область нервно-психической патологии.
На наш взгляд, подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства. Роль администратора в этой системе – согласование и координация психолого-педагогических воздействий на ребенка (см. схему).
На сегодняшний день в гимназии сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации, если понимать под психолого-педагогическим сопровождением «особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса» (Э.М. Александровская). Эта система является результатом десяти лет работы в данном направлении и включает в себя три взаимосвязанных блока:
- Работа с детьми.
- Работа с учителем.
- Работа с родителями.
Работа с детьми
Учить детей способам действия в адаптационный период педагоги начальных классов гимназии начинают уже в Школе будущего первоклассника. Главная цель, согласно «Положению о подготовительном классе», помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения.
«Школа развития» существует уже 11 лет, и учителя находятся в постоянном поиске, стремятся сделать так, чтобы не дублировать программу детского сада, не подменять букварный период обучения, развить такие способности, которые помогут детям успешно обучаться в системе РО, т.к. 90% поступающих в 1 класс – это дети из «Школы развития». Занятия в «Школе развития» строятся на принципе субъект–субъектных отношений, которые реализуются на занятиях (Приложение 1).
Еще одним условием, способствующим лучшей адаптации, является 7–10-дневный курс «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман, с которого для первоклас¬сников начинается учебный год. Это введение «в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой», «обучение навыкам сотрудничества». «Введение в школьную жизнь» облегчает ребенку переход от дошкольного детства к школьной жизни, снижает влияние естественных трудностей периода адаптации.
Данный курс создается для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своего рода десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой. «Введение» носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения «Введение» строится как освоение навыков учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, – чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая детям эти, по сути, развивающие задания, учителя не стремятся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Программа курса «Введение в школьную жизнь» приводится в приложении (Приложение 2).
Главная цель, которая стоит перед администратором, курирующим начальную школу, – «держать руку на пульсе адаптации», чтобы в нужное время принять нужное управленческое решение. Для этого необходимо иметь информацию об особенностях протекания процесса адаптации у ребенка.
Метод, дающий значительный процент информации о ребенке, – наблюдение. Наблюдение при посещении уроков, внеклассных мероприятий, в ходе непосредственного общения с детьми – все это позволяет дополнять и уточнять данные психодиагностики. Кроме того, в гимназии используется наблюдение по специальной схеме, предложенной Э.М. Александровской, в соответствии с которой в конце первой четверти учитель фиксирует результаты наблюдений за первоклассниками.
Эта схема позволяет давать количественную оценку не только отдельных сторон адаптации, но и выводить интегральный показатель (ИПА), характеризующий процесс в целом.
Схема содержит семь шкал, отражающих разные стороны приспособления ребенка к школе. Количественная оценка производится на основании балльных показателей отдельных реакций по четырем критериям.
Для психодиагностики процесса адаптации и личности ребенка в этот период применяются также рисуночные тесты, поскольку рисование – понятная и доступная этому возрасту деятельность. Например, через 7–10 учебных дней, как правило – при завершении курса «Введение в школьную жизнь», детям дается тема для рисования «Детский сад – школа». На одной стороне листа ребенка просят нарисовать, как он ходил в детский сад, как он жил до школы (если не ходил в детский сад). Через 10 – 12 минут предлагают перевернуть листок и нарисовать, как он учится в школе. Времени на вторую работу отводится столько же. Ребенка просят прокомментировать рисунки.
Со временем эти комментарии приобретают характер рефлексии (рефлексия – ключевое понятие развивающего обучения, «анализ самим человеком внутреннего плана» действий, направленность его сознания на «осмысление собственных познавательных действий»). И уже в мае, когда детям предлагается нарисовать «Как я учился в первом классе», в ходе обсуждения они могут сами сформулировать свои достижения и трудности, свои удачи и неудачи, их причины.
Вся информация, полученная о ребенке и особенностях его адаптации, используется для разработки коррекционных мероприятий, часть которых осуществляется учителем и родителями, часть – психологом. Курирующий заместитель директора их координирует.
Самый значимый человек для первоклассника – его учитель. Поэтому неотьемлемой частью психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации является тесное взаимодействие администрации, школьного психолога с учителем.
Работа с учителем
Педагогический коллектив начальной школы гимназии разделяет ту точку зрения, что не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному росту.
Для того чтобы составить представление о том, каким учителя хотят видеть первоклассника, администрация гимназии предложила им составить его «желаемый портрет»: я хочу, чтобы у моих учеников были в первую очередь
- внимание, способность к длительному (15–20 минут) сосредоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, письма, счета...;
- физическая ловкость, ручная умелость;
- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
- организованность, аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.
Результаты показали, что учителя гимназии прежде всего хотят видеть у первоклассников наличие познавательных интересов, любознательности и способности к произвольному поведению, коммуникативных качеств, облегчающих вступление в новый коллектив. В последнюю очередь были названы достаточный уровень внимания, памяти, начальные навыки письма и счета.
По мнению психологов, учитель, взявший первый класс, тоже переживает непростой для себя период – период адаптации к новому классу, к новым детям. После взрослых, все понимающих с полуслова четверо¬классников снова вернуться на уровень детского сада – это не всем дается легко. По нашим наблюдениям, методика Э.М. Александровской позволяет это косвенно выявить: учителя, у которых затруднена смена динамического стереотипа, ставят более низкие баллы своим первоклассникам по шкалам III, IV, VII, неосознанно транслируя на них собственные переживания и трудности. Это не снижает достоверность результатов стандартизированного наблюдения, а позволяет увидеть в процессе адаптации первоклассников еще одну сторону. Зная это, надо осторожно подходить к сравнению результатов адаптации между классами.
Практика нашей работы показывает, что для учителя бывает менее болезненной смена класса в том случае, если он занимался своими будущими первоклас¬сниками в «Школе развития».
И, конечно, наши учителя – самые заинтересованные лица в изучении процесса адаптации детей. Результаты всех диагностик (тесты, наблюдения) обсуждаются психологом и учителем, по ходу обсуждения выявляются причины и намечаются пути коррекции трудностей адаптации.
Психолог предоставляет учителю и курирующему заместителю директора информацию, необходимую для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку.
Работа с родителями
Работа с родителями первокласснков начинается еще до учебного года. А если принять во внимание, что почти 90 % детей поступают в гимназию после подготовительного класса, то с их родителями – за год до первого класса. В течение пяти месяцев родители детей подготовительного класса на занятиях с психологом, логопедом знакомятся с психофизиологическими особенностями старших дошкольников, получают конкретные рекомендации по оптимизации общения с детьми и подготовке их к обучению в школе.
Первая встреча администрации гимназии с родителями проходит на родительском собрании перед началом занятий в «Школе развития», второй раз – на собрании по ее окончании. Следующая встреча – индивидуальное собеседование с родителями, дети которых будут учиться в гимназии. Цель данной встречи: знакомство родителей со спецификой обучения в гимназии.
Первая встреча психолога с родителями уже зачисленных детей проходит, как правило, в июне. Родители получают советы, как использовать оставшееся время, чтобы облегчить ребенку вхождение в школьную жизнь. В этот же день родители заполняют специальную анкету, составленную нами, цель которой – получить те сведения о ребенке, которые помогут учителю в установлении контактов с ним (Приложение 3).
Вторая встреча с родителями планируется обычно на последние дни августа. Психолог знакомит родителей с особенностями первого этапа адаптации. Цель встречи – помочь родителям правильно организовать режим дня ребенка, правильно строить свои с ним отношения в этот напряженный период, а самое главное – знать о возможных трудностях, чтобы вовремя заметить неблагополучные симптомы.
Все последующие встречи психолога с родителями проходят уже в течение учебного года, естественно – в первом полугодии несколько чаще. При необходимости психолог и курирующий заместитель директора проводят индивидуальные консультации для родителей. План работы с родителями представлен в Приложении 4.
В течение сентября–октября проходит внутришкольный контроль «Адаптация 1-х классов» с целью знакомства с вновь набранными классами, определение общего уровня адаптации и уровня освоения детьми инструментария сотрудничества.
В контроле задействованы все участники образовательного процесса в 1 классе:
- учителя;
- психологи;
- логопед;
- администрация гимназии.
Таким образом, комплексная система адаптации 1-х классов включает в себя административные и психолого-педагогические условия.
Комплексный подход к обеспечению адаптации детей способствует тому, что уже к концу первой четверти полная адаптация к условиям жизни констатируется у подавляющего большинства первоклассников (от 85% до 96%) по методике Александровской:
- в 1996 / 1997 учебном году – у 86,7%;
- в 1997 / 1998 учебном году – у 78%;
- в 1998 / 1999 учебном году – у 90%;
- в 1999 / 2000 учебном году – у 89%;
- в 2000 / 2001 учебном году – у 96%;
- в 2001 / 2002 учебном году – у 85%;
- в 2002 / 2003 учебном году – у 95%.
По данным литературы, этот показатель составляет 56%.
Представленная система административного, психолого-педагогического сопровождения адаптации может быть использована в условиях любого общеобразовательного учреждения.
Литература
- Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. / Народный университет. Педагогический факультет № 5. – М.: Знание, 1985.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.
- Ковалева Е.А. Методика изучения адаптации первоклассников // Начальная школа, №7, 1996.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1992.
- Школа и психическое здоровье учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Программа занятий
«Школы развития»
Цель:
Создать условия для оказания помощи детям в адаптации к условиям будущей учебы и построение содержательного образа будущего школьника.
Задачи:
- Формирование общей способности к обучению.
- Развитие тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.
- Развитие креативных способностей.
Эти задачи будут реализованы на занятиях:
- Развитие речи.
- Развивающие игры.
- Общие способности к обучению.
Как показывает психолого-педагогическая практика, успешной адаптации первоклассников способствует достаточный уровень общей способности к учению.
В становлении данной способности важную роль играют компоненты, непосредственно не являющиеся интеллектуальными. К ним относятся:
- Положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности.
- Способы саморегуляции интеллектуальной деятельности на всех ее этапах:
• принятие или самостоятельная выработка общей стратегии предстоящей деятельности и способности ее выполнения;
• полнота и точность сохранения инструкции до конца работы;
• реализация программы деятельности через конкретную систему действий и операций;
• сличение полученного результата с ранее принятой программой деятельности, оценкой объема и качества достигнутого с позицией запланированного.
Такие занятия способствуют развитию эмоционально-волевой сферы будущего первоклассника (прежде всего произвольного поведения), высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического), мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, планирования).
Занятия могут проводиться как на собственном учебном материале, так и на материале, не имеющем прямого учебного значения.
Главным условием проведения занятий является:
- создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;
- развертывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности.
Большинство занятий носит одновременно диагностический и обучающий характер.
Приложение 2
Программа курса
«Введение в школьную жизнь»
Программа курса «Введение в школьную жизнь» составлена на основе программы К.Г. Поливановой, Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь». – М.: Просвещение, 1993.
Программа адаптирована к условиям гимназии. Все основные моменты программы находят отражение в программе РО. Курс ведется в течение 2-х недель по 3 урока в день.
Задачи курса «Введение в школьную жизнь»:
- способствовать психологической адаптации детей;
- знакомить с основными школьными правилами;
- прививать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучать элементарным приемам обратной связи;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- формировать классный коллектив.
Приложение 3
Анкета
для родителей первоклассников
|