Позиция
Диалог в прошлом и современном
образовании
Задача сегодняшней школы –
противостоять деградации общественной жизни,
пробудить у молодежи чувство взаимопонимания,
доверия, сотрудничества. Необходимо, чтобы
молодое поколение мыслило самостоятельно и
критично, умело творчески использовать
полученные знания, решать моральные проблемы
межличностного и социального общения…
Диалог способствует внутренней
выработке мировоззренческих установок, он как
один из «понимающих подходов» открывает новые
возможности образования, которое перестает быть
простым внушением стереотипов и трансляцией
определенных знаний некоторым предметам.
Выработав у ученика способность размышлять,
образование выполнит одну из важнейших задач.
Средство достижения этой цели – лексика,
стиль и логика диалогов, развивающих у учащихся
осознанный, внутренне принятый (превратившийся в
потребность) навык мышления, грамотной речи,
критического восприятия мира, что в свою очередь
служит формированию нравственной, образованной
личности XXI века.
Понимающие подходы соответствуют
вопросно-ответному характеру бытия, в то время
как традиционный описательный характер учебного
материала не отражает в полной мере сущности
мира и миропонимания. Диалог, как средство
реализации понимающих подходов, помогает не
только осознать конкретное явление, но и
обогащает умением мыслить самостоятельно. Не
искать и находить ответы на уже существующие
вопросы, а выявлять суть возникающих
противоречий, формулировать свои собственные
вопросы должны научиться учащиеся, чтобы
приготовиться к жизни в стремительно
изменяющейся реальности.
Диалог – неотъемлемый атрибут жизни
личности: «Жить – значит участвовать в диалоге»
(М.М. Бахтин). Мы рассматриваем диалог как
способ познания действительности и одновременно
как особую дидактико-коммуникативную среду,
обеспечивающую субъектно-смысловое общение,
рефлексию и самореализацию личности».
Диалог – и цель, и результат, и
содержание образования, он сам по себе
образовательная технология. В связи с этим можно
выделить диалогический подход к обучению,
диалогическую позицию как учителя, так и ученика,
диалогическое отношение к миру, себе, другому
человеку, а также диалогическую ситуацию урока.
Диалог есть ситуация поиска смысла ценностей,
закрепления их в переживаниях.
Анализ педагогических исследований
показывает, что в настоящее время педагогика
меняет свою методологию, становится педагогикой
конструктивизма, когда главное – поиск
методов и способов достижения поставленной цели,
точного определения. Педагогике конструктивизма
требуются свои методы изучения явлений, одним из
главных становится диалог, поскольку он именно
тот инструмент, который способствует переходу от
трансляции знаний, умений и навыков,
устаревающих раньше, чем заканчивается процесс
обучения, к конструктивной деятельности учителя
и учащихся.
Системообразующим
оказывается диалог с учеником как полноправным
субъектом процесса познания, носителем культуры
своего поколения, страны, социальной группы.
|
На смену предметоцентризму
приходит антропоцентризм, когда ученик с
учителем оказываются в центре диалоговой
системы: диалог национальной и европейской
культур, диалог Востока и Запада, диалог внутри
национальной культуры и т.д. При этом любая точка
«горизонтали» диалоговой системы может и должна
быть спроецирована «вертикально», включена в
диалог различных исторических эпох.
Системообразующим оказывается диалог
с учеником как полноправным субъектом процесса
познания, носителем культуры своего поколения,
страны, социальной группы. Обогащаясь различными
способами видения и восприятия мира, учась
воспринимать другое не как чуждое, опасное, а как
способное обогатить, вызвав сопереживание или
сомнение, – ребенок, входящий в мир культуры, в
процессе диалога аккумулирует творческую
энергию людей разных стран и эпох, превращает эту
чужую энергетику во внутреннее достояние,
источник собственной творческой деятельности.
Диалог – универсальный инструмент
понимания, так как «базисным объектом понимания
является не вещь, а процесс». Настоящий диалог
всегда сложен, несмотря на его повседневность.
Сократ, стоящий у истоков критического мышления,
понимающих подходов, включил диалог – как
естественную и всеобъемлющую форму
коммуникации – в процесс образования,
полагая, что учитель и ученик в ходе диалога
приходят к истинному знанию. Исследователи
считают, что, скорее всего, участники диалога
приходят не к «истинному знанию», а к истинному
пониманию друг друга.
Упомянутому выше критерию (базисным
объектом понимания является не объект, а процесс)
соответствует принцип экспериментальной
деятельности, так как мысленное конструирование
эксперимента, его цикличность, многократное
повторение с целью получить обоснованный
результат с минимальной погрешностью вполне
соответствует динамике понимания.
С экспериментальностью и наглядностью тесно
связан эвристический метод, определяющий еще
один подход в обучении. Он сообразен с детской
природой; по силам детям и сообразен с природой
предметов, преподаваемых в школе. Эти методы «по
своему необыкновенно сильному возбуждающему и
развивающему умственные силы воздействию есть
одно из главнейших средств, которыми располагает
школа...» (П.Ф. Каптерев).
Для понимания диалога в современном
гимназическом образовании интерес представляет
опыт А.Г. Ривина, у которого каждый ученик
говорил на каждом занятии, причем от него
требовались развернутая речь, аргументирование,
рассуждение вслух, участие в дискуссии.
С. Френе практиковал такой вид письменной
работы, как «свободные тексты», так как
письменная форма требует особой четкости и
ясности формулировок, особой чистоты языка,
который тесно связан с диалогом. Для языкового
подхода принципиально важно утверждение: кто
ясно мыслит, тот ясно излагает.
Для более полного представления
современных диалоговых тенденций был предпринят
поиск истоков диалогического взаимодействия в
истории педагогики. Разные ученые и
учителя-практики в разное историческое время
предлагали и использовали диалог (или основные
его характеристики: взаимоуважение,
взаимопонимание и т.д.): при разработке: основ
развивающего обучения и идей элементарного
образования, при изучении родного языка, в виде
бесед, имеющих воспитательное и образовательное
значение в урочное и внеурочное время, на уроках
предметов гуманитарного и
естественно-математического цикла.
Указанные подходы к обучению связаны с
определенным содержанием образования, которое
должно быть развивающим и основываться на
природосообразности. Основой осуществления всех
подходов является родной язык, когда ученик все
время говорит, находится в постоянном диалоге:
внешнем – с учителем и товарищами, во
внутреннем – с самим собой. Ученик должен
говорить на уроке, так как это заставляет его
думать. Поэтому лекция и рассказ – не лучшие
методы, наилучший – эвристическая беседа.
Известный немецкий педагог-демократ, ученый А.
Дистервег приписывал ей наибольшее развивающее
значение. Он проводил уроки математики по
доказательству теорем в полной темноте, чтобы
ученики устно развивали систему доказательств,
под руководством учителя, так как, по его мнению,
темнота способствует формированию и выражению
своих мыслей вслух. Центральной фигурой в этом
процессе является учитель, главным для которого
является образованность, то есть он должен
обладать хорошей речью и стимулировать учеников
высказывать свои мысли. И хотя говорить о
субъект-субъектных отношениях на его уроке не
представляется возможным, но это уже не
урок-монолог, это начало пути к уроку-диалогу.
Воспитание это не
технологический процесс привития знаний, умений
и навыков, в результате которого ученик и учитель
остаются чужими друг другу.
|
А. Дистервег различал два
способа преподавания: развивающе-излагающий и
развивающе-вопросный (эвристический). Сам
признавал только второй, который предоставляет
учащимся возможность «искать, взвешивать,
рассуждать и, наконец, находить». Дальнейшее
развитие у него получили идеи самостоятельной и
творческой активности. Он считал, что всякая
методика плоха, если приучает учащихся к простой
восприимчивости или пассивности, и хороша, если
возбуждает в них самостоятельность, то есть
активизирует учащихся. «Истинный учитель
считает сообщаемые им знания лишь материалом,
который подлежит дальнейшей переработке со
стороны самих учащихся...». Они должны «думать,
искать, собственными силами что-либо усваивать,
переваривать полученный материал».
По нашему мнению, такая работа с
материалом связана с зарождением диалогической
культуры учителя и учащихся. Учитель главным
образом должен возбуждать самостоятельность,
инициативу учащихся, приучать их к труду,
воспитывать любовь к учению, к науке, а это
возможно при выполнении основных условий
возникновения диалога: равноправие его
участников, взаимоуважение, реакция
собеседников на получаемую информацию, взаимный
интерес, адекватность восприятия информации и
т.д.
В отечественном опыте принципы и
методы обучения в школе Л.Н. Толстого (как и у
А. Дистервега) в корне отличались от казенной
школы. В основу методики обучения им было принято
положение «Школьники – люди, хоть маленькие,
но люди», и занятия с учениками строились на
интересе к личности ребенка и уважении к нему. Он
стремился сделать все возможное для того, чтобы
индивидуальность школьника, его способности и
дарования полностью раскрылись. На основе
уважения личности ребенка, стремления создать
наилучшие условия для развития его творческих
способностей существовала система организации
обучения в Яснополянской школе. Внешне, для
постороннего глаза, казалось, что в школе порядок
как бы отсутствовал, эта видимость заключалась в
свободе посещения школы и отмене принуждения
ребят на уроках. В этой связи вспомним, что
Н.Г. Чернышевский писал о порядке в школе
Л.Н. Толстого: «Дай бог, чтобы в большинстве
школ зародился такой добрый и полезный
“беспорядок”».
Отношения учителя и ученика
не должны строиться на основе выбора: учитель не
вправе никому отдавать предпочтение. Именно
диалог «Я и Ты» и «включающее восприятие»
рождают в душе ребенка доверие.
|
Уважая личность ребенка, ценя
его природный, неиспорченный вкус, Л.Н. Толстой
стремился учить крестьянских детей тому, что их
интересует: «Пусть [в школу] ребенок несет только
восприимчивую душу и уверенность, что сегодня
будет так же интересно, как и вчера». По его
мнению, к каждому ученику должен быть
своеобразный подход в зависимости от его
индивидуальных особенностей. Он ведет беседы с
учащимися школы, последние находятся в
постоянном взаимодействии с учителем, исследуют
новое, задают ему вопросы, получают ответы или
ищут их вместе.
Во многом перекликаясь, точки зрения
на вопросы обучения и воспитания Л.Н. Толстого
и М. Бубера выводят нас на проблемы
диалогичности отношений. Для М. Бубера
взаимоотношения учителя и ученика являются
самой важной разновидностью человеческих
отношений, поэтому «подлинное воспитание и
подлинное обучение строятся на основе диалога».
Отечественная культурно
педагогическая традиция свидетельствует, что на
всех исторических этапах развития российского
образования проблемам воспитания придавалось
значение «вопросов жизни». Представления о
воспитании связывались с идеями служения
Отечеству и личной свободы воспитуемых.
Во второй половине XIX века идею
свободного воспитания ярко представлял
Л.Н. Толстой, а вначале XX века она получила
широкое развитие в работах В.В. Зеньковского,
который убедительно показал, что «задачи
воспитания не только труднее, но и важнее, чем
задачи обучения». При этом он считал, что
педагогические приоритеты должны расставляться
в соответствии с приоритетами развития души
ребенка: «В школе должна иметь место иерархия
задач, которая должна соответствовать иерархии в
строении души: из побочной и дополнительной темы
в школьной жизни, воспитательная задача должна
занять в ней главное место».
Продолжая традиции отечественного
духовно-нравственного воспитания,
В.А. Сухомлинский понимал его как главный труд
души ребенка, направленный на принятие
общечеловеческих ценностей как своих.
Воспитание – это не технологический
процесс привития знаний, умений и навыков, в
результате которого ученик и учитель остаются
чужими друг другу. Воспитание – это рождение в
душе ребенка того, что составляет сущность его
человеческого (духовного) «Я». Чтобы объяснить,
как сделать общение учителя и ученика диалогом,
вводится понятие «включающее восприятие». Это
такое отношение учителя к ученику, которое
является абсолютно бескорыстным: ребенок верит,
что учитель не преследует в отношении него
собственных целей и искренне принимает участие в
его судьбе; что он, ученик, стал частью жизни
учителя, который заинтересован в его
человеческом счастье (М. Бубер). К тому же ребенок
должен быть уверен, что в нем видят, в первую
очередь, личность, достойную уважения, а не
просто учащегося.
«Включающее восприятие» является
результатом личных духовных усилий, итогом
душевного труда. Оно односторонне: учитель не
должен рассчитывать на взаимность со стороны
ребенка, он обязан отдавать себе отчет в том, что
каждое его слово, каждый поступок оказывают
влияние на ученика. Это обязывает учителя к
постоянной рефлексии, он как бы «слышит» и
«видит» себя глазами детей, погружен вместе с
ними в ситуацию «учения» и воспитательного
становления, которые образуют две грани единого
процесса, в котором учитель и ученик участвуют в
равной мере, но с разных сторон.
Отношения учителя и ученика не должны
строиться на основе выбора: учитель не вправе
никому отдавать предпочтение. Именно диалог «Я и
Ты» и «включающее восприятие» рождают в душе
ребенка доверие, причем не только к конкретному
человеку, но к людям вообще и к миру. Где нет
доверия, нет и подлинного знания, доверие ученика
к учителю творит чудеса. «На смену упорному
сопротивлению приходит соучастие».
Однако доверие – это не только
средство для достижения успеха в обучении, оно
есть самостоятельная ценность и залог
педагогического успеха в воспитании, понимаемом
как «рождение» личности, как «таинство»
духовного становления человека. Доверие рождает
самоуважение (уважение ребенка к себе как к
личности), то главное, что должна дать ребенку
школа.
Владимир СЕДОВ, к.п.н.,
учитель, гимназия № 227,
г. Санкт-Петербург
|