РУБРИКИ
N36 (419), 16-30.09.2004
ССЫЛКИ 

Архив

Выбор "УШ"

Курсы повышения квалификации

Разное



Путь по течению

Мы ждали громких свершений, новых побед, краха прошлого еще в марте, когда Минобразования, повинуясь президенту, сменило вывеску и министра. Дробление этого государственного учреждения на агентства и службы тоже обещало ветер перемен. Но революции не случилось…
Зная, что «цыплят по осени считают», мы провели в ожиданиях все лето. И в сентябре решили поинтересоваться первыми результатами кадровых перестановок. Вопросы чиновникам министерства адресовали участники Всероссийского августовского Интернет-педсовета – в частности, школьные директора, работавшие в секции «Директор школы».
Некоторые ответы позволили слегка ослабить напряжение: общеобразовательным учреждениям никаких новых потрясений в нынешнем учебном году Минобрнауки вроде бы не готовит.

Девиз Интернет-педсовета–2004 – «Толерантность, профессионализм и инновации» – во многом совпал с тематикой задаваемых вопросов. Организаторы верно выделили эти наиболее актуальные понятия в жизни сегодняшней школы. После обобщения вопросы легли на стол директору Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ Исааку Калине. Ряд ответов касался непосредственно школьной администрации.
– Не считаете ли вы необходимым ввести в должностные обязанности директора школы ежегодное повышение квалификации?
– Уже в первые дни формирования нового министерства была поставлена на обсуждение тема роли руководителя школы в российской системе образования, его профессионализма. Чтобы четко ее определить, нужна работа самых разных структур министерства. Свои предложения готовит Академия повышения квалификации работников образования.
Но я не уверен, что дело только в повышении квалификации. Проблему этим не решить, потому что она гораздо сложнее.
– Заместителей директора по учебно-воспительной работе волнуют планы министерства в отношении воспитательной деятельности школы…
– Одним из структурных подразделений Минобразования и науки является департамент, в задачи которого как раз входит осуществление государственной политики в сфере воспитания – и в общеобразовательных учреждениях, и в вузах. Так что воспитанию по-прежнему уделяется должное внимание.
– Следует ли директорам искать кадры для проведения уроков религиозного содержания?
– Вопрос введения в школах уроков религии серьезный. Отвечать на него нельзя в рамках цейтнота. Работа ведется и с учеными, и с педагогической общественностью регионов. Показательно, что все 89 регионов подробно высказали свое мнение, рассказали об опыте. И на основе этих консультаций было проведено совещание у министра.
И оно, конечно, не последнее.

К началу следующего учебного года мы успеем выработать четкие позиции. Могу заранее сказать, что никто не нарушит Конституцию РФ: школа – это светское образовательное учреждение. Но невозможно изучать, например, историю или русскую литературу без учета влияний, оказываемых религиями, православным движением. Речь не идет об обязательном предмете, который всех обяжет изучать содержание религий. Научный подход к религии станет вводиться в курсы различных предметов и на факультативной основе.
– Вправе ли администрация школы решать вопрос о пятидневной учебной неделе?
– Почему такое невнимание к нормативным документам! Этот вопрос задают постоянно.
Решение принимается органом, который в вашей школе считается главным. Где-то это школьная администрация, где-то – совет школы, управляющий совет. У кого-то вся власть передана педсовету. В любом случае обсуждение идет в рамках образовательного учреждения.
Если школа переходит на пятидневку, тогда сокращается общее количество недельных часов на изучение предметов. В старших классах сокращение получается на три часа. При шестидневке часов остается больше.
– Какие новшества ожидают школу в этом учебном году?
– Мне почему-то кажется, что вопрос формулировался несколько иначе: «Ну, может, хватит нам великих потрясений?» Системе общего образования задано столько инновационных посылов, что, я думаю, можно взять некую паузу для осмысления всего того, что удалось сделать. Хочется, чтобы процесс модернизации шел спокойно, упорядоченно. Школа должна успевать за реформированием. А иногда происходит процесс отрыва идей от их реализации.
...Коллеги Калины заверяют, что и в финансовом вопросе министерство движется поступательно. На условиях софинансирования с региональными бюджетами в 2005 году школы получат вложения на 400 млн. рублей по программе «Безопасное образовательное учреждение». Это деньги на устройство пожарной сигнализации и средства пожаротушения. В связи с трагедией в Беслане корректировок в программу еще не вносилось. И пока под словами «безопасность школы» понимается только противопожарная профилактика.
В этом году не ожидается ухода от ЕТС к отраслевой системе оплаты труда. Уже три года министерство разрабатывает систему, но не выполняется непременное условие, поддерживаемое ЦК Профсоюза: значительное повышение заработной платы (не менее чем в 1,5–1,8 раза).
Федерация Интернет Образования, в числе других организовавшая Интернет-педсовет, настоятельно советует всем директорам обратиться к архиву этого мероприятия на сайте www.alledu.ru. Секция «Директор школы» в этом году в рейтинге всех восемнадцати секций оказалась одной из наиболее активно работавших. В свою очередь в самой секции лидером по количеству отзывов признан доклад директора московской школы Анатолия Пинского «Новое образовательное законодательство, или Конец прекрасной эпохи». Сайт собрал многочисленные обсуждения и десятки докладов. Это картина жизни школьного директора.

Инна АЛЕЙНИКОВА
  • Инна АЛЕЙНИКОВА. Путь по течению
  • Технология
  • Обзор
    • Дмитрий РАСТИМЕШИН. Изменит ли закон образование?
  • Профильное обучение
    • Не бегите впереди паровоза!
  • События
  • Юридический практикум. Рубрику ведет Сергей ХМЕЛЬКОВ
    • Охрана труда
    • Испытательный срок
    • Выходное пособие
  • Технологии
    • Галина ПРОЗУМЕНТОВА, Лариса СОРОКОВА, Ольга КАЛАЧИКОВА. Стратегия и тактика управления
  • Секреты общения
    • Сергей СТЕПАНОВ. Семь раз отмерь... но не больше!
  • Консультации
    • А.Е. ТАРАНЕНКО. Как во времена Бисмарка...
  • Любовь ПЛАХОВА. Курс молодого директора. Продолжение. Начало см. N 2-9, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 33, 34, 35/04

Издательский дом  «Первое сентября» 
Подписка 
Рекламодателю 
Наши 
координаты 

Подшивка 1999-2016 



Редколлегия 


главный редактор 
Ефим РАЧЕВСКИЙ 
зам. гл. редактора 
Инна АЛЕЙНИКОВА 
лит. редактор 
М. КОСОБОК 
корректор 
О. МЕДВЕДСКАЯ 
верстка 
Д. КАРДАНОВСКАЯ 
дизайн макета 
И. ЛУКЬЯНОВ 

Почтовый адрес: 121151, Москва, ул. Платовская, д. 4
Телефон: +7 (495) 637-82-73
Электронный адрес: periodical@1sept.ru
Журналы Издательского дома «Первое сентября»

Издательский дом «Первое сентября»

Рейтинг@Mail.ru
© «Первое сентября» 
 
Рейтинг@Mail.ru