РУБРИКИ
N39 (422), 1-15.10.2004
ССЫЛКИ 

Архив

Выбор "УШ"

Курсы повышения квалификации

Разное



Портрет в вестибюле

Дети, как известно, получаются или хорошие, или плохие.
Когда они вырастают хорошими, то в семье радуются и школа гордится. Мама с папой понимают, что это они воспитали хорошего ребенка, а школа считает, что это она дала ему такое хорошее образование и воспитание. Поэтому-то школы и стремятся набрать беспроблемных детей. Каждый талантливый ребенок послужит школе украшением, и, возможно, когда-нибудь его портрет можно будет вывесить в вестибюле – там, где обычно стоят спортивные кубки.

Но если ребенок с проблемами, если он плохо учится и дурно ведет себя, то начинается бесстыдное переваливание вины. Школа утверждает, что виновата семья, что родители пьют, заняты своими делами и не обращают внимания на ребенка. «Надо больше заниматься сыном», – требует школа от мамы. Мама же считает, что во всем виновата школа. Что это она испортила ее превосходного мальчика. «Я отдала его вам, вот и воспитывайте. За что вам только деньги платят?»
Вот об этом-то и идет спор: за что вам деньги платят? Школа или семья отвечает за воспитание детей? Куда выгоднее вкладывать те небольшие деньги, которые идут на воспитание и образование детей, – в семью или в школу?
Как и во всех неразрешимых противоречиях, попеременно побеждает то одна, то другая сторона. Американцы, увидев, что никакие денежные вливания не вызывают в школе существенных перемен, повернулись лицом к семье. Как всегда в таких случаях, сейчас же находятся психологи и социологи, которые доказывают, что только семья влияет на воспитание и на судьбу ребенка, а школа может очень мало. Обнаружилось, например, что в дошкольные годы в одних семьях родители проводят с детьми в пятьдесят раз больше времени, чем в других. Очевидно, что дети из первых семей учатся если не в пятьдесят раз, то все-таки значительно лучше детей из той семьи, где с детьми не общаются.
И хотя каждый учитель назовет массу случаев, которые, казалось бы, доказывают обратное, когда в ужасной семье вырастают хорошие дети, а в прекрасной и заботливой – ужасные, статистика неумолимо доказывает свое: воспитание ребенка в огромном большинстве случаев зависит от семьи. И школа практически всегда выходит побежденной в состязании за душу ребенка.
Так что же – школа ничего не может? Почему же тогда учителя стараются создать школу получше, а родители стараются отдать детей в лучшие школы?
Приехал человек, проживший много лет в Индии. Он рассказывает, что в этой стране результат воспитания строго зависит от средств, которые могут вложить родители в ребенка. Если у родителей столько-то средств, они отдают его в такую-то школу и получают такой-то результат. Если у них средств вдвое больше, они отдают его в другую школу, более дорогую, и получают результат (если только его можно измерить) вдвое лучше. А можно отдать ребенка в самую дорогую школу, и тогда результат будет превосходным.
Значит, в принципе школа все-таки в состоянии пересилить влияние семьи. Значит, наше общее дело не безнадежно.
Значит, надо только понять, что же может школа и чего не может; на что нам надеяться и на что не надеяться, чтобы не впадать в утопии.

Симон СОЛОВЕЙЧИК

  • Симон СОЛОВЕЙЧИК. Портрет в вестибюле
  • Беслан ждет помощи...
  • Профильное обучение
    • Инна АЛЕЙНИКОВА. Круговорот проблем в природе
  • Документы
    • О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению. Министерство образования Российской Федерации Департамент общего и дошкольного образования N 14-51-123/13 от 06.05.2004
  • Скорая помощь. Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
  • Школьный уклад
    • Торжество традиций. С Эдуардом ФРОЛОВЫМ беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
  • Технологии
  • Кадры
    • Яна САРТАН. Найти учительские "вёсны"...
  • Консультации
  • Тема для педсовета
    • Игорь МОРЕВ, Вячеслав КОМАРОВ. Разглядеть будущую элиту
  • Новости
  • Любовь ПЛАХОВА. Курс молодого директора. Продолжение. Начало см. N 2-9, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 33, 34, 35, 36, 37/04

Издательский дом  «Первое сентября» 
Подписка 
Рекламодателю 
Наши 
координаты 

Подшивка 1999-2016 



Редколлегия 


главный редактор 
Ефим РАЧЕВСКИЙ 
зам. гл. редактора 
Инна АЛЕЙНИКОВА 
лит. редактор 
М. КОСОБОК 
корректор 
О. МЕДВЕДСКАЯ 
верстка 
Д. КАРДАНОВСКАЯ 
дизайн макета 
И. ЛУКЬЯНОВ 

Почтовый адрес: 121151, Москва, ул. Платовская, д. 4
Телефон: +7 (495) 637-82-73
Электронный адрес: periodical@1sept.ru
Журналы Издательского дома «Первое сентября»

Издательский дом «Первое сентября»

Рейтинг@Mail.ru
© «Первое сентября» 
 
Рейтинг@Mail.ru