Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2008

Проекты и исследования

Воспитать ученого

О системе организации научно-исследовательской деятельности в начальной школе

Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей. Та же Финляндия, Япония, Англия, занимающие лидирующие позиции в таких исследованиях, как, скажем, PISA, решающую роль в развитии ребенка отводят именно младшей школе.Материалы, представленные ниже, разработаны в школе № 58 города Улан-Удэ и посвящены организации исследовательской деятельности детей как раз в начальных классах. Собравшись в школе накануне нового учебного года, можно обсудить направления и стратегию развития начального звена и передать данные разработки завучу и педагогам, занимающимся с самыми маленькими учениками вашего образовательного учреждения.
Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых-четвертых классах, учителя средней школы заметят в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Мы в своей школе считаем, что для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
– доказывать и защищать свои идеи.

Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Cтимулирование их исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.

В сентябре 2005 года в МОУ СОШ № 58 под руководством учителя начальных классов С.И. Сырицыной начало свою работу научное общество учащихся начальной школы «Эврика». Созданию НОУ «Эврика» предшествовали два этапа. Первый предусматривал знакомство коллектива школы (всей администрации и учителей начальных классов) и инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в других городах и школах. В результате второго этапа работы оформилась организационная структура НОУ начальной школы.

Своим девизом мы сделали слова: «Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум: предоставь ему руководить собой».

Цели нашей «Эврики» можно сформулировать следующим образом:

  • выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;

  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;

  • пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;

  • обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;

  • поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы были поставлены задачи:

– формировать систему научных взглядов учащихся;
– развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
– знакомить с современными методами научно-исследовательской работы;
– создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;
– участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города, области, конкурсах, олимпиадах, конференциях;
– научить детей работать с научной литературой.

Работа нашего НОУ осуществляется в рамках нескольких направлений:

1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

3. Массовые формы. Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.

Разумеется, работа НОУ невозможна без поддержки. В первую очередь – финансовой. Поэтому автор не может не отметить внимательное и доброжелательное отношение администрации школы в лице ее директора Р.А. Леонтьева и родителей учащихся начальной школы. Это помощь и в приобретении литературы, и канцтоваров, и фототоваров, и финансирование поездок учащихся на различные мероприятия, и многое другое.

В заключении можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.

Дополнительная работа с детьми по предмету является трудным, кропотливым, затратным по времени занятием для педагога, но в тоже время интересным и увлекательным делом. Ведь победа ученика – это огромная радость для учителя.

Надеемся, что разработанные нами положения и планы работы (см. с. 29-37) окажутся востребованными коллегами и помогут им выстроить подобную работу с учетом особенностей своего ОУ, условий и целей его развития.


Положение о НОУ начальной школы «Эврика»

1. Общие положения

1.1. Научное общество учащихся (далее – НОУ) – добровольное творческое объединение школьников. В секциях НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством ученых, педагогов, учителей и других специалистов.

1.2. НОУ может иметь свое название, эмблему, девиз, удостоверение.

1.3. Членами научного общества могут быть рекомендованные учителями учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к научному творчеству. В работе НОУ могут также участвовать учителя школы и студенты.

1.4. Членами НОУ являются школьники, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.

2. Цели и задачи деятельности

2.1. Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

2.2. Задачи НОУ:

– воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;

– готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

– развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

– овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

– развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

– пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

– формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;

– осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями (УПК, ДОУ, ВУЗ, библиотека) по использованию их материально-технической базы.

3. Содержание деятельности НОУ

3.1. Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.

3.2. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.

3.3. Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и другое.

3.4. Организация творческих встреч со специалистами различных учреждений.

3.5. Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиций, экскурсий и др.).

3.6. Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и др.

4. Организация работы НОУ

4.1. Высшим органом НОУ является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет, который осуществляет руководство работой НОУ.

4.2. В Совет могут входить школьники, научные руководители и руководители секций.

4.3. Совет НОУ координирует научно-методическую работу, создает организационный комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием новых членов общества.

4.4. Структура НОУ: НОУ может быть одно- или многопрофильным, состоящим из секций во главе с руководителями, утверждаемыми методическим (научно-методическим) советом образовательного учреждения.

4.5. Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей (данного направления).

4.6. Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно-практической конференции.

5. Права и обязанности членов НОУ

5.1. Члены общества обязаны работать в одной из секций; участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ; отчитываться о своей работе.

5.2. Члены НОУ имеют право:

– работать в одной – двух секциях;
– принимать участие в конференциях различного уровня;
– участвовать в работе экспедиций;
– использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;
– получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
– публиковать результаты своей исследовательской работы в печатных органах НОУ и др.;
– принимать участие в работе общего собрания НОУ;
– избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;
– добровольно выйти из состава НОУ.

5.3. По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками; могут быть рекомендованы к участию в конференциях, симпозиумах территориального, регионального, федерального, международного уровней; могут быть направлены для участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.

6. Материальная база НОУ

Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются лаборатории, кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использована материально-техническая база других учреждений (УПК, ДОУ, ПТУ, ВУЗ, библиотека) на основании согласования с ними.

Положение о научно-исследовательской работе членов НОУ «Эврика»

1. Общие положения

1.1. Научно-исследовательская деятельность членов НОУ «Эврика» – процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

1.2. Целью научно-исследовательской работы членов НОУ является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

1.3. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

– формировать интересы, склонности учащихся начальных классов к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

– развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);

– развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

– способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

2. Организация научно-исследовательской работы учащихся

2.1. Научными руководителями членов НОУ являются руководитель НОУ, учителя, педагоги дополнительного образования или иные работники.

2.2. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется членами НОУ совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с МО учителей (или кафедры).

2.3. Научный руководитель консультирует члена НОУ по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.

2.4. Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.

2.5. Лучшие работы членов НОУ «Эврика» (по решению научного общества учащихся школы, учреждения дополнительного образования) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы территориального, регионального, федерального, международного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

3. Виды научно-исследовательской деятельности членов НОУ «Эврика»

Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;

изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;

проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

4. Критерии научно-исследовательской деятельности

4.1. Актуальность выбранного исследования.

4.2 Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

4.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

4.4. Владение автором специальным и научным аппаратом.

4.5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

4.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.

4.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.

4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Права и обязанности членов НОУ начальной школы «Эврика»

Эффективность деятельности научного общества учащихся определяется правами и обязанностями его членов (устав НОУ).

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик начальных классов, у которого есть интерес к научной деятельности и который получил рекомендацию учителя-предметника.

Члены НОУ имеют право:

– выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);

– получить необходимую консультацию у своего научного руководителя;

– иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;

– получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;

– выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;

– представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;

– опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся;

– получить дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

Педагог – руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.

Члены НОУ обязаны:

– регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;

– периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;

– обращаться в школьную библиотеку за необходимой литературой;

– активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;

– строго соблюдать сроки выполнения научных работ;

– строго выполнять требования к оформлению научной работы.

Положение о научно-практической конференции учащихся начальной школы «Я – исследователь»

1. Общие положения

1.1. Научно-практическая конференция учащихся (НПКУ) – одна из основных форм их учебно-исследовательской деятельности.

1.2. НПКУ начальной школы является итогом учебно-исследовательской деятельности младших школьников, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства).

1.3. НПКУ является заключительным этапом Дней науки.

1.4. Участниками НПКУ начальной школы являются учащиеся 1-4 классов, интересующиеся и занимающиеся научно-исследовательской работой, учителя школы, администрация школы, все желающие.

1.5. НПКУ начальной школы «Я – исследователь» проводится ежегодно один раз в учебном году.

2. Основные задачи

2.1.Развитие интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов учащихся.

2.2. Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках предметов, входящих в базисный учебный план.

2.3. Формирование у учащихся потребности и установки на престижность занятий фундаментальными науками.

2.4.Создание условий для профессионального самоопределения учащихся гимназии.

2.5. Развитие коммуникативных умений и способностей учащихся.

3. Права участников

3.1. Каждый участник НПКУ имеет право выступить с сообщением, отражающим собственную точку зрения, которая не обязательно должна совпадать с общепринятой.

3.2. Каждый участник НПКУ имеет право выступить оппонентом по проблемам, рассматриваемым на НПКУ.

3.3. Участники НПКУ имеют право в корректной форме задавать вопросы по заинтересовавшей их проблеме.

4. Ответственность участников

Каждый выступающий несет ответственность за содержание и качество своего сообщения.

5. Организация управления

5.1. НПКУ начальной школы «Я – исследователь» готовится под руководством руководителя НОУ «Эврика».

5.2. Сообщения учащихся готовятся под руководством научного руководителя.

5.3. Заявки на участие в конференции подаются не позднее, чем за 10 дней до ее проведения.

5.4. Все выступления на НПКУ являются регламентированными. Регламент – 10-15 минут на выступление.

5.5. В жюри приглашаются научные руководители учащихся, администрация школы.

6. Делопроизводство

6.1. Ведется журнал регистрации участников НПКУ.

6.2. Ход НПКУ фиксируется в протоколе, в котором указываются тема конференции, руководитель и секретарь НПКУ, краткое содержание докладов, вопросы.

6.3. По материалам НПКУ принимается резолюция, которая содержит рекомендации по совершенствованию учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Положение о проведении Дня науки

Общие положения

День науки – одна из форм учебно-исследовательской деятельности учащихся.

– День науки проводится в школе каждый учебный год во II полугодии.

– День науки проводится в течение одного дня.

– Для проведения Дня науки могут быть приглашены ученые и преподаватели БГУ и других учебных заведений.

– Члены НОУ «Эврика» готовят сообщение, рассказ-лекцию, содержанием которых является представление конкретной науки, ученого или пути какого-либо научного открытия.

– Содержание сообщений должно быть доступно пониманию учащихся.

– Тематика названных форм должна соответствовать принципу научности, но при этом учитывать возрастные возможности и особенности детей.

– Тема может быть определена исходя из интересов учащихся начальных классов. С этой целью не менее чем за 10 дней до начала Дня науки среди учащихся начальных классов членами НОУ должен быть проведен соответствующий опрос. Его итоги должны найти отражение в заседании НОУ «Эврика», и отчет предоставлен завучу по научно-методической работе.

Основные цели и задачи

Основная цель проведения Дня науки – знакомство учащихся с науками, их отраслями, практической направленностью, связи науки с жизнью.

В задачи проведения Дня науки входят:

– формирование системы научных взглядов учащихся;

– развитие интереса к исследованию окружающей природной и социальной среды;

– создание условий, способствующих повышению интеллектуального фона в классах школы;

– формирование представлений о связи жизни и творческого пути ученых, их личностных качеств с достижениями в определенных областях наук
(т.е. «очеловечивание» науки);

– развитие кругозора учащихся;

– воспитание чувства патриотизма и гордости за достижения отечественных ученых;

– знакомство с достижениями и биографиями зарубежных ученых в разных областях наук;

– развитие умения работать с информацией, зафиксированной на бумажных и электронных носителях.

Права участников

– Участники Дня науки имеют право выступить с докладом по интересующей их проблеме. В нем может быть отражена их собственная точка зрения, которая не совпадает с общепринятой.

– Участники Дня науки имеют право выступить с сообщениями, в которых присутствуют элементы исследования.

Делопроизводство

По итогам проведения Дня науки составляется альбом «Дни науки школы» с указанием учебного года их проведения. Руководитель НОУ «Эврика» проводит торжественную линейку с награждением учащихся начальных классов.

План работы научного общества учащихся «Эврика»

№№

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества. Ознакомление с нормативными документами, циклограммой исследовательской деятельности.

Формирование Совета НОУ

Сентябрь

Руководитель НОУ «Эврика»

2

Выбор тем для исследовательской работы, назначение руководителей. Индивидуальные консультации

Сентябрь

Руководитель НОУ «Эврика»

3

Теоретические занятия по курсу «Библиотечно-информационная культура»

Сентябрь

Руководитель НОУ «Эврика»

4

Тестирование членов НОУ на выявление уровня интеллектуального потенциала и умений, необходимых для занятий исследовательской деятельностью

Октябрь

Психолог

5

Тренинги по результатам тестирования

В течение учебного года

Психолог

6

Теоретические занятия по курсу «Библиотечно-информационная культура». Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме. Посещение архива

Октябрь

Руководитель НОУ «Эврика»

7

Овладение первыми навыками работы на компьютере

В течение учебного года

Преподаватель информатики

8

Сбор материала по теме исследования. Индивидуальные консультации. Работа в библиотеках, архивах

Ноябрь

Руководитель НОУ «Эврика»

9

Практические занятия по курсу «Библиотечно-информационная культура». Индивидуальные консультации

Ноябрь

Руководитель НОУ «Эврика»

10

Практические занятия «Требования к исследовательской работе».

Индивидуальные консультации

Декабрь

Научные руководители;

руководитель НОУ «Эврика»

11

Работа в библиотеках, архиве, посещение музеев

Декабрь

Руководитель школьного музея, библиотекарь

12

Заседание Совета НОУ, выпуск газеты НОУ

Январь

Руководитель НОУ «Эврика»

13

Начало оформления работ. Практическое занятие. Требования к оформлению исследовательских работ. Индивидуальные консультации

Январь

Научные руководители;

руководитель НОУ «Эврика»

14

Практическое занятие «Оформление тезисов работ». Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями

Январь

Научные руководители;

руководитель НОУ «Эврика»

15

Практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ». Индивидуальные консультации.

Январь

Научные руководители; руководитель НОУ «Эврика»

16

Школьная научно-практическая конференция

Февраль

Зам. директора по научной работе; руководитель НОУ «Эврика»; научные руководители

17

Участие в районном конкурсе исследовательских работ учащихся и других конкурсах

Апрель

Руководитель НОУ «Эврика»

18

Оформление «Сборника исследовательских работ учащихся». Заседание Совета НОУ, подведение итогов.

Выпуск газеты НОУ

Апрель

Руководитель НОУ «Эврика»

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности НОУ «Эврика»

Этап 1

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Этап 2

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3

Индивидуальная работа научных руководителей с членами НОУ. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.

Этап 4

Оформление членами НОУ выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

Этап 5

Итог исследовательской работы – это ежегодная научно-практическая конференция для учащихся начальной школы «Я – исследователь». По результатам проведенной конференции определяются победители, участники конференции награждаются сертификатами.

Диагностика общего количества участников НОУ «Эврика», занимающихся научно-исследовательской деятельностью

Результаты диагностики показывают, что общее количество участников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, возрастает по всем уровням (школьному, городскому, республиканскому, всероссийскому):

  • 2005/2006 уч.г. – 6 человек;

  • 2006/2007 уч.г. – 16 человек;

  • 2007/2008 уч.г. – 30 человек;

Диагностика  количества участников НОУ «Эврика»,занявших призовые места

Результаты диагностики показывают, что количество участников, занявших призовые места, с каждым годом увеличивается:

  • 2005/2006 уч.г. – 1 человек;

  • 2006/2007 уч.г. – 2 человека;

  • 2007/2008 уч.г. – 4 человека;

Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс







 

Рейтинг@Mail.ru